Условия формирования отечественного менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры
Деятельность как социальная основа менеджмента
С углублением рыночных отношений возрастает экономическая самостоятельность субъектов, множится разнообразие социально значимых решений. Людям приходится нести реальную ответственность за приобретение и использование локальных доходов, за определение приоритетности в решении имеющихся в организации или регионе социокультурных проблем. Для эффективных и менее рискованных решений нужны знания о закономерностях жизнедеятельности организаций, о складывающихся в процессе управления отношениях людей, о социальных институтах регулирования общественной жизни. Важно определить место и значение менеджмента в общей системе знаний, приблизиться к освоению технологических подходов в управленческой деятельности. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политике, науке, образовании, культуре. Одним из главных условий совершенствования социальной действительности становится организация социально-культурная деятельности как важной формы самовыражения, самореализации личности. Финансируемые из республиканского и местного бюджетов досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно-денежные и деловые отношения. Экономическая деятельность социокультурных учреждений, обладая существенной спецификой, - в своей основе подчинена общим закономерностям и принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга.
Принципы и методы управленческой социокультурной деятельности
При формировании современной модели управления следует учесть как минимум три важных фактора:
- реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инноваторской модели управления будет действенной при условии соответствия их глубины социально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и денежной самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой независимости личности;
- соответствие модели управления настоящим условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокультурное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культуры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность и т.д.);
- понимание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы - модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с ролью тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преобразования.
Важным звеном инноваторской (хорошей) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности - физические лица и организации, которые владеют своими, а не предписанными сверху целями деятельности, которые без помощи других определяют средства и способы, регламентируют условия по ее достижению.
Таковым образом, управление социокультурной сферой представляет собой деятельность одних людей по управлению деятельностью остальных людей
Важным принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее нрав и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их готовностью к активной деятельности.
Договорной принцип дает возможность найти права и обязанности, условия деятельности каждого субъекта в составе Центра. Он дозволяет обеспечить упругость и мобильность структуры Центра, которую можно быстро трансформировать в согласовании с меняющимися критериями, и, в то же время, взаимная корректировка прав и обязательств при перезаключении договоров делает подходящие условия в работе каждого подразделения, реализации его интересов в контексте с общими целями Центра.
Содержание, интенсивность и нрав социокультурных действий в каждом раздельно взятом регионе предопределяют такую модель и формы управления, которые соответствуют реально существующей на этот момент ситуации, но в то же время формируют управленческую ситуацию, "провоцирующую" развитие социокультурных действий наиболее высочайшего уровня.
Условия формирования отечественного менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры
Вопрос о формировании и применении менеджмента в нашей стране относится к малоизученным. Большое значение для изучения российского менеджмента в русле развития мировой системы управления общественным производством представляют научные исследования и публикации авторского коллектива Государственной академии управления, осуществляемые под руководством А.Г. Поршнева и Д.В. Валового.
Российский опыт рассмотрен ими не только и не столько с негативной стороны, но как сложное явление, отражающее специфику российской действительности начиная с XVIII в. и до настоящего времени, как следствие объективных закономерностей науки управления.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Развитие капитализма в дореволюционной России определило интерес к научному менеджменту. В начале 20-х гг. образуется центральный институт труда и свыше 10 научно-исследовательских институтов, занятых вопросами управления. Центральный институт возглавил А.К. Гастев, поэт и ученый, выпустивший ряд публикаций по рациональной организации и культуре труда. Наибольшую известность приобрела его книга «Как надо работать».
Социалистическая система управления безусловно развивалась: выра-ботанные ею методы, отвечали основной парадигме общественного и эко-номического развития того времени. Планирование, социалистическое со-ревнование, бригадная организация труда, централизм в управлении по-зволяли обеспечить позитивные сдвиги в экономике и социальной сфере.
В начале 60-х гг. наша страна вызывает огромный интерес в связи с прорывом человека в космос. Американцы организуют комплексные ис-следования советской системы, стараясь выявить в ней те звенья, которые обеспечили такой успех. Интересно, что таким звеном они признали - ор-ганизацию образования, снабжающую науку и производство квалифици-рованными кадрами.
В 70-е гг. усиливается внимание к проблемам управления хозяйством. Это было связано с попытками преодолеть нарастающий застой, не ломая самой системы, усложнением производства, наметившимся сбоем в соци-альной сфере.
Дальнейший ход истории с середины 80-х гг. показывает, что косме-тическое совершенствование управления не дает результатов, назревает коренная реорганизация и переход на рыночную экономику. Менеджмент становится одним из ее основных инструментов, а менеджер - чуть ли не самой престижной профессией. Одним из феноменов управления социалистической экономикой яви-лось создание административной системы и формирование ее субъектов -руководителей особого типа.
Административная система основана на жесткой централизации ре-шений и их безусловном выполнении.
«Административная система нуждается в работниках, изгнавших все личное, олицетворяющих собой только конкретный пост и соответствующую фантазию. Это не личности, вернее, это личности, у которых должно остаться только то личное, что обеспечивает успешную работу системы».
Одна из сложнейших проблем административной системы - поиск кандидатов на вакансии, проблема выдвижения кадров. Но самым главным пороком системы оказалось невосприимчивость к научно-техническому прогрессу .
Исследования, проведенные с группой руководителей советского периода, прошедших впоследствии стажировку за рубежом, показали, что они видят определенные достоинства, управленцев своего поколения, которые могут быть использованы в переходный период. К ним относятся:
умение работать в любых условиях;
способность организовать авральные работы;
умение работать с любым кадровым составом;
искренний стиль взаимоотношений в коллективе.
Менеджеров нового поколения оценивают как имеющих хорошую общекультурную подготовку, ориентированных на методы американского менеджмента; недостаточно подготовленных в области функциональных обязанностей и знания иностранных языков; контактных в коллективе; прагматичных, трудоспособных; разбирающихся в проблемах учреждения, в котором работают; имеющих высокую самооценку и карьерные амбиции; обладающих способностью делать карьеру поэтапно, начиная с низшего уровня. Одним из примеров развития российского менеджмента в постсоветский период является формирование крупнейшего предприятия легкой промышленности России - концерна «Панинтер», возглавляемого Александром Паникиным.
Ряд ученых, с нашей точки зрения, справедливо считает, что самые передовые доктрины зарубежного менеджмента, большей частью американского, оказываются неэффективными, если не соответствуют реальной социально-экономической ситуации в стране .
Основные особенности развития российской модели менеджмента:
1. Отсутствие нормативно-правовой базы за предпринимателей. Законы есть, но существующие подзаконные акты прямо противоречат им. Налоговая политика такова, что компания вынуждена перечислять более половины (а иногда и до 70%) своей прибыли на уплату налогов, получение разрешений, согласований в различных инстанциях. Соответственно вопрос, а что они должны тратить на развитие. Ответ простой, все идет из зарплат и стоимости продукции. По законам экономики бизнес считается неэффективным, если более 30% прибыли идет на налоги и др. платежи.
2. Отсюда вытекает и материальное положение российского менеджера. Основную прибыль в виде заработной платы получает верхушка руководства. У наших топ-менеджеров есть поговорка - «нет незаменимых людей». В итоге, если профессионала не устраивает заработная плата, он уходит, т.к. компания считает, что все равно найдет ему замену (иногда и за меньшую плату).
3. Теперь относительно опыта российских менеджеров. По отношению к 2001-02 гг. уровень профессионализма российских менеджеров значительно вырос. Все больше менеджеров стремится получить высококлассное образование. О том, какова эффективность российской модели будем говорить немного позже.
4. Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять. Таким образом, можно сделать вывод, что когда руководители наших ведущих фирм также начнут рассматривать свою деятельность с точки зрения национальных интересов, научный менеджмент окажется тем рычагом, который позволит достигнуть высокого уровня развития экономики и социальной сферы.
Таким образом, история менеджмента - это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.
Итак, отметим, что два первых этапа относятся к дореволюционной России, а третий - советский этап развития управления в командно-административной системе.
Если бы не было бы всего этого, то и после 1991 года не могли бы быстро все освоить. К примеру, взять цеховиков. Сколько их было посажено? И за что? За то, что умели делать деньги. Могли извлечь прибыль из, казалось бы, безнадежного предприятия. А сельское хозяйство? Каждая старушка, стоящая возле метро в то время была сама себе руководителем и исполнителем в плане получения прибыли, знала, что посадить, что лучше будут брать и т.д. Так что революция не смогла окончательно выбить из россиян дух предпринимательства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
Особенности :
Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство. Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как "духовное производство" или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов. [16]
Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.). [14]
При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему. [3]
Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль. [1, 4]
Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения. Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации. Прибыль как экономическая категория представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости и может использоваться по усмотрению организации. Доход некоммерческих организаций облагается налогом, не превышающим размеры налогов государственного предприятия
4.Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики
Культура всегда интересовала политику и политиков, она являлась и является мощным средством решения политических вопросов. Не случайно в период выборных кампаний в местные, федеральные органы власти, президента культура (содержание, формы, методы, авторитет деятелей культуры) всегда использовалась как инструмент придания авторитета͵ весомости и значимости тому, или иному кандидату.
Разумеется, что развитие культуры, поддержание духовного здоровья нации государство (в большей или меньшей степени) держит или старается держать в своих руках, проводя государственную культурную политику.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.
Культурная политика может рассматриваться как система отношений "культура и общество", "культура и власть", "культура и управление". Ретроспективный взгляд на развитие отечественной культуры и государственности показывает, что культурную политику не следует относить лишь к дооктябрьскому, послеоктябрьскому (1917 ᴦ.), советскому и постсоветскому периодам. Ее истоки, становление институтов управления как проявление культурной политики имеют более глубокие исторические корни, нежели принято считать.
Анализ многих историко-культурных материалов показывает, что у истоков российской культуры, которая рассматривалась как "образование умственное и нравственное", стояли духовные организации в лице, прежде всего, русской православной церкви, царский двор и частные лица.
Становление и развитие государственных органов сопровождалось созданием институтов управления культурой и развитием администрирования.
Вопросами культуры на местах непосредственно занимались земские учреждения — губернские, городские, уездные управы, а также общественные организации и частные лица.
Учреждения культуры на местах пользовались полной самостоятельностью, в т.ч. и в изыскании финансовых средств, но, однако, центральные ведомства утверждали уставы учреждений культуры, а в ходе их последующей деятельности осуществляли над ними цензурный контроль.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, содержание деятельности уже первых учреждений культуры в России подпадало под государственный контроль, государство проводило через них свою культурную политику.
Хотя заботы об устройстве, благосостоянии и развитии местных учреждений культуры и различных обществ лежали целиком на них самих, осуществление их права на самоуправление сочеталось с обязанностью отчитываться перед государственными органами.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культурная политика государства в XIX -начале XX веков была достаточно определенной и целенаправленной. Несмотря на жесткую регламентацию деятельности государственных и общественных учреждений культуры, общественных движений и творческих союзов в стране были сформированы основные типы учреждений культуры, понятия культурной и творческой деятельности, получившие развитие в XX веке.
Так, несмотря на многочисленные трудности и проблемы в развитии отечественной культуры, благодаря культурной политике российского государства в стране еще в XIX веке была создана разветвленная сеть учреждений культуры. Οʜᴎ способствовали повышению образованности и просвещению народа, была создана развитая сеть общественных движений в поддержку культуры, создано огромное количество шедевров культуры и искусства, развивались литература, искусство, театр, библиотеки, клубы, художественные и музыкальные учебные заведения и т.д. Весь данный духовный и материальный потенциал культуры создан благодаря культурной политике государства.
Изменение социально-политического устройства российского общества, экономической, хозяйственной политики государства изменила и ориентиры культурной политики.
В советский период стремясь достичь быстрых и эффективных результатов в преобразовании культуры, государственная культурная политика проводилась дифференцированно. Особое внимание уделялось культуре села.
Сегодня известны негативные последствия "культурной революции", раскулачивания крестьянства, "перевоспитания" и "перековки" российского мужика, борьбы с мелкособственнической психологией, давления на традиционный крестьянский уклад, образ жизни, крестьянские духовные ценности, его религиозность.
По существу, весь огромный механизм идеологического и культурно-воспитательного воздействия был направлен на формирование исполнителя команд вышестоящих инстанций. При этом забывалось, что перестройка сознания человека — это сложный, противоречивый и длительный процесс.
В послевоенный период одной из базовых задач культурного строительства было восстановление сети учреждений культуры.
На первое место в деятельности клубных учреждений ставилась пропаганда политических и научных знаний, воспитание политической активности, политической грамотности, идеологической устойчивости.
Такая культурная политика, направленная на формирование "нового человека", подчинила себе не только содержание деятельности культурно-просветительных учреждений, но и средства массовой информации, репертуар театров, идеологию концертных программ, литературу и искусство.
К "заслугам" культурной политики этого периода можно отнести заботу о "чистоте" идеалов, сконцентрированных в известных партийных постановлениях "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь" и др.
Характерной чертой этих документов было стремление навязать обществу собственные представления и взгляды на литературу и искусство.
Культурная политика начинает изменяться с развенчанием культа личности и появлением некоторых демократических свобод. В культуре они означали поворот от принципов принуждения к убеждению, добровольности, сознательности.
Цели и задачи культурной политики сместились в сторону мобилизации людей на достижение более высоких производственных показателей и широкую пропаганду экономических знаний.
В результате возросшего образовательного и профессионального уровня людей многие перестали быть просто объектами в культурном процессе и сами проявляли свои способности в культуротворческой деятельности, что способствовало развитию художественного, технического творчества.
Основной чертой культурной политики государства в потреблении культурных и духовных ценностей была их доступность.
Но, вместе с тем, критерий равной доступности работал в качестве такого механизма в культуре, который требовал ориентироваться на аудиторию даже не среднего, а низшего уровня.
С одной стороны, утверждался принцип остаточного выделения средств на культурное строительство, что предопределяло систематическое отставание культурного уровня населения; с другой стороны, требовалось, чтобы произведения культуры и искусства соответствовали этому уровню.
Построенные на формальных схемах, так называемые, "отраслевые" модели культурной политики воспроизводили единообразие функционирования культурных образцов и разрабатывали технологии их достижения.
При этом не следует категорично отрицать достижения в развитии культуры в советский период в области просвещения, образования, науки, искусства, народного творчества, хотя следует признать, что культурная политика этого периода была далека от оптимальной.
5.Система механизмов менеджмента
Управление – целенаправленное воздействие на систему и её элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода её в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.
Субъект управления персоналом – группа специалистов, выполняющих функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к свои подчинённым.
Объект управления – отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Объект управления – организованная деятельность людей. Это совместная деятельность людей, объединённых общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, организованными и корпоративными требованиями.
Трудовой коллектив – некая система «Кадры», состоящая из элементов, находящихся во взаимосвязи. Она имеет свою внутреннюю структуру, поскольку работники различаются по выполняемым функциям, категориям, профессиям и по другим характеристикам: демографическим (пол, возраст), экономическим (стаж, подготовка, мотивация), социально-психологическим (дисциплина, способность к взаимодействию) и другим. Для системы характерно множество связей между элементами как по горизонтали (между работниками), так по вертикали (между структурными подразделениями, органами управления и т. п.).
Механизм управления – это система органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого качества, количества и к определённому времени. Цели управления достигаются путём реализации определённых принципов и методов.
Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
Административные, – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Экономические, – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».