Глава 1. Кодекс этики российского библиотекаря
Введение
Библиотечная этика – это совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности, и их отражение в библиотечной теории.
Информационно-библиотечная этика - это совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления деятельности библиотек по обеспечению доступности информации.
Кодекс библиотечной этики- совокупность этических норм и постулатов, выраженных в систематизированной документальной форме и принятых библиотечным сообществом с целью регулирования этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности.
Актуальность исследований в области библиотечной этики связаны с тем, что в современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты нравственных отношений между людьми.
Коренные преобразования, происходящие в нашем обществе по существу и направлены на утверждение этого измерения человека и заставляют с особым вниманием отнестись к системе общечеловеческих ценностей, идеалов и моральных принципов. Вопросы этики сегодня неизбежно возникают во всех сферах общественной жизни: политике, культуре, экономике, образовании. Пока не будет признана первостепенная важность культуры и образования и продуцируемых ими этических норм поведения и деятельности, общество не сможет стать ни цивилизованным, ни демократическим. Духовному оздоровлению людей во многом способствует библиотека, работа которой строится на нравственных установках, на сформировавшихся в профессии библиотекаря моральных принципах.
Библиотечная профессия и первоначальные этические представления о ней возникли в одно время с основанием первых библиотек. Уже в монастырских библиотеках действовали этические предписания для «выдавальщиков книг», которые первоначально носили «охранительный характер» по отношению к книгам. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы нормы этического поведения сформировались в первые кодексы профессиональной этики.
Первый кодекс библиотечной этики был утвержден Американской библиотечной ассоциацией в 1938 г., последний - в 2006 г. в Венгрии. Период создания большей части документов, регламентирующих этику библиотекарей -это конец ХХ в.
Цель моей работы –изучение кодекса этики российского библиотекаря и рассмотрение основных этических проблем обслуживания современного пользователя.
Глава 1. Кодекс этики российского библиотекаря
Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия развивается свободно. Известно, что в России (СССР) как нигде, библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов. Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В.И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии. Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены. Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера.
Совокупность этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник, описанные в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» можно выразить следующим образом:
библиотекарь - социум; библиотекарь - пользователь; библиотекарь - коллеги, учреждение; библиотекарь - Я сам.
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 апреля 1999 года.
Библиотекарь:
-обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;
- рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;
- противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;
-не несёт ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;
-строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям;
-охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);
-признаёт авторские права на интеллектуальную собственность;
-стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;
-уважает знания коллег и охотно передаёт свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;
-относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;
-заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить её репутацию.
"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены этические нормы - стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России и в первую очередь Библиотечная ассоциация России рекомендует придерживаться. Во всем тексте "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря " под термином "библиотекарь" подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный в этическом смысле подход к решению проблемы. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе.