Союз журналистов россии. кодекс профессиональной этики российского журналиста

Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации.

Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставить информацию, оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенные за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист полностью осознает опасность ограничения, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических и иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикуемого сообщения.

Журналист обязан, безусловно, избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса.

Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних. Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист осознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно, если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.

Кодекс принят Конгрессом журналистов России

23 июня 1994 г. (Москва)

Кроме этических ограничений существуют и законодательные. О соответствии этих норм демократическим идеалам свободы слова можно спорить, но выполнять закон – плохой он, или хороший, необходимо, это аксиома. Sed lex, dura lex - закон суров, но он закон.

Так, в статье 18-й Закона о печати и средствах массовой информации КР оговорены случаи неразглашения информации:

«Орган средства массовой информации не вправе:

· называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд;

· разглашать данные дознания, предварительного и судебного следствия без письменного разрешения органа дознания, следователя, прокурора и суда;

· предавать гласности любую информацию, касающуюся несовершеннолетнего правонарушителя без согласия его законного представителя».

Статья 23-я этого же закона содержит «Перечень информации, не подлежащей публичному распространению»:

В средствах массовой информации не допускается:

a) разглашение государственной и коммерческой тайны;

b) призыв к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности Республики Кыргызстан и любого иного государства;

c) пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;

d) оскорбление гражданской чести народов;

e) оскорбление религиозных чувств верующих и служителей культа;

f) распространение порнографии;

g) употребление выражений, считающихся нецензурными;

h) распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн);

i) посягательство на честь и достоинство личности;

j) обнародование заведомо ложной информации».

АККРЕДИТАЦИЯ

Аккредитация является одним из условий для проведения съемок и работы журналиста вообще. Журналистская аккредитация в самом широком смысле это официально приобретенный статус, дающий право на осуществление профессиональной деятельности где-либо и когда-либо. Существуют несколько уровней журналистской аккредитации.

1. Аккредитация журналиста в другой стране. Согласно наиболее распространенной международной практике, аккредитация журналиста в данной стране осуществляется министерством иностранных дел, и статус аккредитованного журналистаприравнен к дипломатическому.

Национальное законодательство об информации и о правовом статусе иностранных корреспондентов может корректировать это общее положение в сторону сужения (чаще) либо расширения этого положения. На практике порядок аккредитации обычно таков. В МИД соответствующей страны представляется официальное обращение руководства СМИ, которое будет представлять корреспондент, с просьбой об аккредитации.

Иногда такое обращение дополняется нотой или письмом МИДа страны, к которой относится СМИ. К обращению обычно прилагается ряд документов, обязательным из которых является характеристика СМИ. Характеристика СМИ включает в себя данные об учредителях СМИ, аудитории, общем или специализированном характере публикаций. Кроме характеристики СМИ к обращению об аккредитации часто требуется ряд документов, относящихся непосредственно к личностям аккредитуемых журналистов и технических сотрудников корреспондентских пунктов (бюро).

Чаще всего это бывают автобиографии. Особенно часто подобное требование встречается в странах со специфическими политическими режимами. Скажем, в исламских государствах одним из мотивов при принятии решения об аккредитации корреспондентов из неисламских стран является лояльность данного журналиста в публикациях по исламской тематике. Вообще же, в странах, названных нами государствами со специфическими политическими режимами, мотивом для принятия того или иного решения об аккредитации может являться вывод о лояльности журналиста к режиму этой страны или к аналогичным. Получение аккредитации в стране еще не означает автоматически свободы действий. Естественно, в первую очередь, работая в чужой стране, журналист исходит из приоритетов в правовом поле своей работы. Как и дипломат, как и любой иностранец, он подчиняется национальному законодательству страны пребывания, международным или двусторонним правовым соглашениям, так или иначе связанным с осуществлением своей профессиональной деятельности.

2. Аккредитация на событии. Обычно применяется на больших, как правило, международных, официальных мероприятиях.

Чисто технически это осуществляется обычно так. Пресс-служба учреждения, являющегося организатором, запрашивает СМИ о намерениях освещать данное мероприятие, СМИ сообщает данные на съемочную группу, участники которой в дальнейшем и контактируют с пресс-службой по всем текущим организационным вопросам. Непосредственно на мероприятии журналисты получают разовые пулы (пропуска), либо допуск журналистов осуществляется по подготовленным пресс-службой спискам. Возможно и то, и другое вместе.

3. Аккредитация при учреждении (ведомстве). Во многих редакциях существует как бы ведомственная специализация журналистов. Например, кто-то регулярно занимается тематикой, связанной с деятельностью правительства, кто-то – освещает работу парламента и т.д.

Пресс-службы различных структур иногда практикуют аккредитацию для СМИ, отдавая предпочтение работе с одними и теми же людьми. Такая практика, к примеру, одно время существовала в администрации президента Киргизии, практикуется собственная аккредитация в палатах Жогорку Кенеша, в МИДе Киргизии. Независимо от того, является ли средство массовой информации иностранным, или нет, закон оговаривает права и обязанности журналиста.

Статья 20-я Закона о печати и СМИ КР – «Права и обязанности журналиста»:

Журналист имеет право:

· собирать и распространять информацию;

· быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных журналистских обязанностей;

· производить записи, в том числе с использованием необходимых технических средств, с согласия респондента;

· по предъявлению удостоверения журналиста присутствовать в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях;

· обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими материалами;

· отказаться от создания материала за своей подписью, противоречащего его убеждениям;

· снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;

· отказаться от данного ему редактором поручения, если оно связано с нарушением закона;

· на сохранение тайны авторства;

· на возмещение в судебном порядке морального и материального ущерба, причиненного действиями редактора, допустившего в представленной журналистом информации произвольное искажение авторского материала.

Журналист обязан:

· проверять достоверность своих сообщений;

· удовлетворять просьбы лиц, представивших информацию, об указании их авторства».

В законодательстве некоторых стран объемы прав и обязанностей своих журналистов и аккредитованных иностранных корреспондентов могут различаться в сторону уменьшения прав иностранцев, как правило. Базовым законом, определяющим правовые основы деятельности СМИ в большинстве стран, является Закон о СМИ. Кроме того, например, в Киргизии, в Узбекистане приняты законы «О защите профессиональной деятельности журналистов» и «О свободе и гарантиях доступа к информации». Правительством Киргизии помимо этого принято постановление, определяющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Другие ограничения регулируются законами «О государственных секретах», «О национальной безопасности» и т.д. Непосредственное отношение к телевидению имеют законы об электрической и почтовой связи, о телекоммуникациях, о радиочастотном спектре и др. В одних странах положения о деятельности телевидения разработаны в отдельные акты, в других объединены.

Наши рекомендации