Организация исполнения управленческих решений
Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел основывается на практическом использовании соответствующих принципов и методов социального управления. При этом содержание организационной работы определяется уровнем управления, на котором осуществляется данная деятельность. Министерство внутренних дел России является уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах полномочий, предоставленных законодательством. Нижестоящие уровни управления, в том числе территориальные и транспортные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям.
Министерство внутренних дел России является неизменным субъектом организаторской работы, который выполняет следующие задачи:
· создает упорядоченность функционирования системы органов и отношений между ними, тем самым обеспечивает успешное выполнение решений;
· поддерживает и совершенствует систему управления путем обеспечения административно-правовых, идеологических, психолого-педагогических и оперативно-технических направлений деятельности;
· осуществляет наблюдение и проверку соответствия функционирования органов внутренних дел принятым нормативно-правовым актам;
· принимает меры, необходимые для устранения отклонений в их деятельности;
· создает необходимые условия и предпосылки для успешной реализации управленческих решений через кадровое, материально-техническое, финансовое, медико-санитарное обеспечение;
· организовывает нормативно-правовое, учебно-воспитательное, научно-исследовательское и инженерно-техническое обслуживание деятельности органов внутренних дел.
Субъектами организационной работы по исполнению решений вышестоящих органов на уровне органов внутренних дел выступают: начальник данного органа, его руководящий состав, аппарат управления, а также сотрудники, в чьи обязанности входят отдельные направления организаторской деятельности (материально-техническое обеспечение, обеспечение мобилизационной готовности, обслуживание средств связи, технических средств управления и т.д.).
Критерием оценки организации исполнения решений является общая эффективность функционирования органа внутренних дел, которая заключается в максимальном использовании имеющихся ресурсов для достижения положительных результатов оперативно-служебной деятельности. Одним из главных требований, предъявляемых к организаторской работе, является постановка основной цели. При этом важно владеть методом «основного звена», что позволяет субъекту управления концентрировать внимание подчиненных на главном участке работы.
Теория управления выделяет основные средства (методы) организации исполнения управленческих решений:
· определение критерия оценки успешного исполнения управленческого решения;
· уяснение основной цели управленческого решения и разработка плана (алгоритма) необходимых действий (мер);
· всестороннее обеспечение успешного выполнения работы, направленной на исполнение решения;
· определение ответственности субъекта управления за организацию исполнения решения и делегирование полномочий, необходимых для принятия исчерпывающих организационных мер;
· обеспечение координации работы и контроля деятельности на всех этапах исполнения управленческого решения.
Применение этих средств зависит от полномочий субъекта, которые шире у начальника органа внутренних дел и относительно ограничены у отдельного сотрудника, ответственного за участок организационной работы. Для упорядочения арсенала средств организационной деятельности в органах внутренних дел в соответствующих правовых актах дифференцируются должностные обязанности и права руководителей всех уровней, а также отдельных категорий сотрудников служб и подразделений.
Организационная деятельность представляет собой единый процесс управления, однако при организации исполнения управленческого решения она приобретает собственное содержание, которое в качестве процесса может быть представлено в виде алгоритма – последовательно осуществляемых этапов деятельности соответствующих субъектов.
Основными этапамиорганизации исполнения управленческихрешений, содержание которых в целом совпадает не только с практикой, но и с рекомендациями Министерства внутренних дел России для органов внутренних дел, являются:
Доведение решения до сведения исполнителей. Данный этап имеет своей целью ознакомить исполнителей с содержанием управленческого решения. Непосредственно в органы внутренних дел управленческие акты вышестоящих субъектов могут поступать курьерской почтой, которая является основным способом для получения документа секретариатами органов внутренних дел. Курьерская связь организуется в строгом соответствии с установленными правилами. Поступивший акт управления после регистрации докладывается начальнику органа внутренних дел и по его резолюции (письменному указанию) передается лицам, ответственным за организацию исполнения решения.
Рассылка текстов документов по каналам телефонной связи стала шире применяться (наряду с фототелеграфной) после внедрения факсимильных аппаратов и применения систем модемной связи. Данные технические средства не предназначены для передачи документов с грифом ограничения доступа. Факсограмма также подлежит учету (регистрации), и по мере наложения соответствующей резолюции начальника передается секретариатом лицу, ответственному за организацию исполнения данного документа.
Рассылка текстов документов по каналам электронной кабельной связи стала применяться с распространением более мощных персональных ЭВМ, а так же для создания электронных баз управленческой информации. Электронный документ циркулирует в электронной сети, и программный продукт, обслуживающий эту сеть, создает так называемую электронную почту с системой допуска к «почтовым ящикам» пользователей. Электронный документ может обладать юридической силой, если орган внутренних дел имеет лицензию на право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи и при наличии соответствующих программно-технических средств.
В случае, когда в резолюции начальника органа внутренних дел указаны более двух лиц, ответственных за организацию исполнения решения, приобретает значение порядок и способ их ознакомления с документом. Последовательный способ ознакомления применяется, когда действия последующих исполнителей не возможны без организационных мер предшествующего исполнителя – это чрезмерно удлиняет время, необходимое на исполнение решения в целом. Параллельный способ ознакомления наиболее продуктивен и имеет несколько вариантов: копирование оригинала документа для каждого исполнителя; создание соответствующих выписок для каждого из них; проведение инструктивного совещания с исполнителями с одновременным обсуждением вопросов, связанных с организацией исполнения управленческого решения.
Уяснение задач и детализация порядка их исполнения. При ознакомлении с содержанием управленческого решения, как правило, возникают вопросы организационного характера, в которых требуется уточнить порядок выполнения поставленных задач. В некоторых случаях процесс исполнения требует согласования с инициатором данного решения, например по вопросам выделения дополнительных сил и средств. Для решений комплексного характера (например, при взаимодействии с иными органами) необходимо проведение общего инструктивного совещания представителей всех организаций-исполнителей с разъяснением и уточнением отдельных организационных вопросов. Аналогичные вопросы могут рассматриваться на совещании руководящего состава органа внутренних дел, когда ответственными за организацию работы являются руководители служб и подразделений. Основная цель подобных инструктивных совещаний – достичь единого понимания порядка исполнения решения.
Посредством разъяснения и уточнения отдельных положений управленческого решения должен преодолеваться смысловой барьер. Поэтому на данном этапе следует учитывать степень восприятия вновь получаемой информации каждым исполнителем, поскольку одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать по-разному. Если не учесть данный фактор могут исказиться либо основные цели деятельности, либо отдельные организационные вопросы.
Данный этап, как правило, реализуется в ходе проведения инструктивного совещания с лицами, ответственными за организацию работы. В результате уяснения отдельных организационных вопросов у исполнителей возникает достаточно полное представление о роли и месте своего участка (направления) в общей организационной деятельности. Одновременно формируется план действий, который детализирует их деятельность. В ряде случаев детализация решения может способствовать принятию дополнительного управленческого решения на уровне исполнительной структуры. Объем детализированных мероприятий может быть много шире первоначального предписания субъекта управления.
Подбор исполнителей, их обучение и инструктаж. При организацииисполнения управленческих решений данный этап является необходимым, поскольку отдельные положения решения указывают лишь на структурную (отраслевую) принадлежность соответствующих исполнителей, но не указывают конкретных служащих. Руководитель каждого структурного подразделения должен ставить перед своими подчиненными задачи предметной исполнительской деятельности с учетом их деловых, организаторских, моральных и психологических качеств.
Главная задача руководителя на данном этапе – это выбор тех исполнителей, которые способны наиболее полно и качественно выполнить поставленные задачи. Степень сложности задачи для конкретного исполнителя должна полностью соответствовать должностным обязанностям сотрудника и его опыту оперативно-служебной деятельности на вверенном участке. Учет этих факторов необходим, поскольку в правоохранительной деятельности уровень профессионально-деловых качеств во многом определяется стажем работы, а совершенствование профессиональных навыков происходит в системе их служебной подготовки.
Служебная подготовка – это система плановых занятий, в ходе которых каждый сотрудник органа внутренних дел совершенствует теорию и практику, изучает приемы взаимодействия, тактику деятельности в сложных условиях и другие вопросы. Обучение сотрудников в системе служебной подготовки регламентировано нормативными актами МВД России и включает три основные формы: теоретическую подготовку; огневую и физическую подготовку; отработку практических вводных.
Руководителем структурного звена или его заместителем при постановке очередных задач оперативно-служебной деятельности, как правило, проводится инструктаж исполнителей. Содержание инструктажа зависит от новизны задания. Инструктаж имеет своей целью, прежде всего, обеспечить уяснения задания исполнителями. Он включает в себя: постановку цели задания, предоставление дополнительной информации, уточнение вопросов взаимодействия исполнителей и меры личной безопасности.
Обеспечение деятельности исполнителей. Данный этап заключается в создании условий, при которых поставленные в управленческом решении цели и задачи могут быть достигнуты. К основным условиям выполнения управленческого решения следует отнести:
· нормативно-правовое и методическое обеспечение, которое заключается в том, что права и обязанности сотрудников органов внутренних дел основаны на нормах законодательства и должностных обязанностях. При этом дополнительные нормативные правовые акты (управленческие решения) вносят определенные коррективы по направленности (целям) и совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности. Как свидетельствует опыт, проблемой организации деятельности исполнителей является недостаток методического обеспечения. В связи с этим очень важно своевременно разрабатывать рекомендации методического характера по вопросам практического выполнения отдельных предписаний;
· материально-техническое и финансовое обеспечение, которое служит важной предпосылкой исполнительской деятельности. Практика свидетельствует, что в случае, когда управленческое решение не содержит необходимых предписаний по этим видам обеспечения либо когда предписания не проработаны в соответствии со сложностью поставленных задач, организационные усилия и работа исполнителей будут малоэффективны. К сожалению, в настоящее время уровень материально-технической обеспеченности органов внутренних дел не в полной мере отвечает решаемым ими сложным задачам;
· моральное и психологическое обеспечение, позволяющее формировать у исполнителя целеустремленность и устойчивость деятельности. Оно включает в себя создание в коллективах должного морально-психологического климата и воспитание необходимых качеств у каждого сотрудника, позволяющих с честью выполнять служебные обязанности;
· обеспечение временем, которое подразумевает заблаговременный расчет времени, необходимый на все этапы организации работы по подготовке к выполнению управленческого решения. При этом недопустимо заведомо ограничивать срок выполнения всех поставленных задач,а также предоставлять время с избытком. Вопрос о соответствии установленных сроков исполнения и задач, которые предписывается решить, касается в большей мере методологии разработки управленческих решений в органах внутренних дел;
· информационное обеспечение, относящееся к числу обязательных условий выполнения управленческого решения, поскольку исполнительская деятельность опирается не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на изучение реально складывающейся обстановки. В зависимости от ее сложности используются те или иные методы и формы оперативно-служебной деятельности, а также предъявляются определенные требования и к уровню профессиональной подготовки сотрудников. Таким образом, формы и методы работы и требования к исполнителям основываются на данных, характеризующих обстоятельства, непосредственно влияющие на деятельность органов внутренних дел.
Регулирование процесса исполнения управленческого решения.Данный этап является исключительной компетенцией руководителя и состоит во внесении отдельных изменений в организационную деятельность. В связи с этим, регулирование как разновидность управленческой деятельности относят к числу самостоятельных функций управления. Одновременно регулирование всегда связывают с процессом исполнения решения, неотъемлемой частью которого оно собственно и является. В ходе этого процесса достигается желаемое состояние объекта управления. Данное положение в определенном смысле является идеальной теоретической моделью. Однако факторы объективной реальности (внешние и внутренние) всегда вносят коррективы, что приводит к расхождению между идеальной моделью и объективными реалиями. Таким образом, регулирование процесса исполнения управленческого решения служит сокращению данного расхождения. Форма регулирующей деятельности может быть правовой (дополнительные акты управления) и неправовой (применение иных организационных мер).
Основными средствами руководителя при осуществлении регулирования исполнительной деятельности являются:
· Текущий контроль процесса исполнения решения, который осуществляется уполномоченными подразделениями (штабом) либо сотрудниками. Основная задача текущего контроля – регулярный сбор информации о ходе исполнения решения и наблюдение за отклонением тех показателей, которые служат критерием оценки эффективности исполнения.
· Координация процесса исполнения решения, возлагаемая либо на специальный орган (временный штаб), либо на должностное лицо, ответственное за координацию. Сущность этой деятельности – обеспечение постоянного взаимодействия исполнителей при разрешении вопросов, препятствующих выполнению отдельных задач в процессе исполнения управленческого решения.
· Корректирование процесса исполнения решения, которое соответствует внесению изменений в процесс исполнения управленческого решения. Корректирование не затрагивает основных целей и задач, стоящих перед подчиненными структурами. Оно вызвано объективными обстоятельствами, которые выявляются в ходе контроля и координации, и может затрагивать изменение сроков исполнения, замену исполнителей, выбор иных методов, подключение дополнительных ресурсов и т.д. Корректирование может осуществляться на уровне исполнительной структуры либо субъектом, утвердившим решение. В компетенции руководителя, ответственного за исполнение, как правило, находится изменение расстановки сил и средств, не затрагивающее предписаний самого решения и не подлежащее согласованию. Изменения сроков и средств обеспечения, ответственных за организацию работы, а также изменения иных существенных вопросов являются исключительной компетенцией субъекта управления, принявшего данное решение, и могут вноситься только по согласованию с ним.
Подведение итогов исполнения решения. Это заключительный этап всего процесса организации исполнения управленческого решения. Форма подведения итогов во многом зависит от целей, которые ставились в решении, а также от уровня, на котором оно исполнялось. Например, приказы начальника органа внутренних дел по личному составу подлежат ознакомлению с их содержанием либо самих сотрудников, в отношении которых данный приказ распространяется, либо среди сотрудников одного структурного подразделения, либо среди всего личного состава. Подведение итогов осуществляется:
· на общем совещании оперативно-начальствующего состава;
· на совещании руководителей тех структур, которые являлись ответственными за организацию исполнения;
· посредством доведения до сведения исполнителей резолюции вышестоящего субъекта управления с оценкой исполнительской деятельности;
· путем опубликования материалов обсуждения.
Подведение итогов, связанных с организационными процессами в структуре органа внутренних дел, имеет две основные цели. Во-первых, дать общую оценку итогу работы и оценить при этом вклад в общую деятельность отдельных исполнителей. Во-вторых, указать на наиболее существенные ошибки и просчеты, которые были допущены в процессе исполнения управленческого решения.
7.4. Система планирования
в деятельности органов внутренних дел
Важную роль в деятельности любой социальной системы играет система планирования, связанная с принятием решений о том, какими должны быть цели организации и что необходимо делать для достижения этих целей. Соответствующая система планирования существует и в организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также всех его структурных подразделений.
Системный характер планирования в органах внутренних дел определяется нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России, содержащими требования соподчиненности планов работы в иерархии всех уровней управления органами внутренних дел по всем направлениям и вопросам оперативно-служебной деятельности. Одновременно планы работы в иерархии органов управления связывают предметную деятельность по исполнению должностных обязанностей на соответствующих уровнях управления с исполнением управленческих решений вышестоящих субъектов.
План работы органа внутренних дел является разновидностью управленческого решения и представляет собой документ комплексного характера, в котором закреплена стратегия деятельности на определенный период, уточнена тактика работы на отдельных этапах, а также сроки исполнения мероприятий. Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования органа внутренних дел. Поэтому план, как управленческое решение руководителя, предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки.
Схожесть планов с некоторыми управленческими решениями заключается в том, что они обладают общим алгоритмом реализации. Одновременно с этим план обладает отличиями от управленческихрешений:
1. План является алгоритмом действий на конкретный период времени с одновременным указанием календарных дат всех его этапов. Некоторые управленческие решения, такие как организационный распорядительный акт, могут не содержать указания о сроках исполнения (например, инструкция, положение, наставление и другие).
2. План работы имеет табличную форму документа, которая содержит обычно ряд взаимосвязанных разделов. Управленческие решения, как правило, имеют текстовую форму изложения содержания, состоящую из констатирующей и распорядительной частей.
3. План работы, в отличии от некоторых управленческих решений имеет более сложную процедуру разработки, согласования, утверждения и организации исполнения в силу того, что он определяет систему взаимодополняющих мероприятий, выполняемых во взаимодействии различных служб и подразделений.
В соответствии с иерархией управления и направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также большим разнообразием планов работы система планирования разделяется на два основных уровня: планирование организационной деятельности органа внутренних дел в целом и планирование по отдельным участкам и направлениям оперативно-служебной деятельности. Оба уровня планирования являются составными компонентами управления, но относятся к самостоятельным направлениям плановой и организационной работы.
В органах внутренних дел планы основных организационных мероприятий готовят штабные подразделения, а при их отсутствии – начальники соответствующего органа. Планы работы структурных подразделений готовят их руководители.
Планирование имеет существенное значение в повышении эффективности функционирования всех структурных звеньев. Роль планирования заключается в том, что оно:
· придает всей деятельности целенаправленный характер;
· определяет и конкретизирует отдельные задачи на предстоящий период;
· дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, решение которых позволяет обеспечить достижение поставленных задач;
· способствует своевременности разрешения наиболее актуальных проблем, поскольку в планах четко определяется последовательность выполнения намеченных мероприятий и сроки их выполнения;
· помогает определить пути и средства выполнения решений вышестоящих органов управления, то есть учитывает все направления, по которым будут реализовываться эти решения;
· создает условия для более полного и в то же время оптимального использования сил и средств, а также для своевременного маневрирования ими;
· обеспечивает достижение наилучших результатов деятельности;
· позволяет снизить затраты труда и материальных ресурсов;
· обеспечивает четкое взаимодействие различных служб и подразделений органа и возможность координации их усилий;
· облегчает изучение и внедрение положительного опыта работы органов внутренних дел;
· способствует рациональному использованию рабочего времени;
· создает напряженную рабочую обстановку для творческого решения сотрудниками стоящих перед ними задач;
· способствует эффективной организации профилактической, оперативно-розыскной, следственной и иных направлений работы;
· учитывает необходимость постоянного совершенствования условий труда в службах и подразделениях, а также на отдельных рабочих местах.
Сам по себе план работы еще не обеспечивает эффективности соответствующей деятельности, поэтому решающую роль для осуществления организационной деятельности играет искоренение формализма в процессе выполнения планов. Руководитель должен так организовать работу коллектива, чтобы она соответствовала плану. В целом планирование деятельности органов внутренних дел является важным условием четкого выполнения задач, стоящих перед службами и подразделениями.
Система планирования должна соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к любым управленческим решениям.
Кроме того, по сравнению с управленческими решениями к планам работы предъявляются два дополнительных требования.
Стабильность планов. Требование стабильности предусматривает неизменность планов в период исполнения, тем самым обеспечивается достижимость целей деятельности.
Напряженность планов. Данное требование предполагает создание с помощью плана такого ритма работы, который позволяет сотрудникам наиболее полно реализовать свои возможности и максимально использует резерв рабочего времени.
В деятельности горрайлинорганов внутренних дел система планирования включает в себя следующие основные разновидности: текущее (рабочие планы), специальное (в том числе по мере необходимости) и личное планирование.
Текущее планирование предназначено для организации деятельности горрайлиноргана, его служб и подразделений на полугодие. Содержание и структура данных планов работы должна учитывать специфику деятельности органа внутренних дел, а также особенности складывающейся оперативной обстановки.
Разработка плана работы начинается со сбора, систематизации и анализа информации об оперативной обстановке, а также информации о выполнении плановых мероприятий за предшествующие периоды. Выводы из анализа оперативной остановки, вместе с ее прогностической оценкой составляют вводную часть плана основных организационных мероприятий горрайлиноргана. Вводная часть составляется в лаконичной текстовой форме и должна содержать основные выводы в отношении приоритетных направлений деятельности служб и подразделений на планируемый период времени.
В органах внутренних дел установлена типовая форма плана основных организационных мероприятий, в которой установлено, что данный документ должен быть оформлен на альбомном листе бумаги формата А4, иметь гриф утверждения и реквизит названия документа, за которыми следует вводная часть и таблица плана. Таблица должна включать графы, указывающие: номер по порядку, содержание мероприятий, исполнителя, срок исполнения и отметку о выполнении. Строками таблицы будут являться мероприятия плана, которые группируются по его соответствующим разделам. Основными разделами плана могут являться:
· совершенствование управленческой деятельности;
· борьба с преступностью в сфере экономики;
· борьба с организованной преступностью;
· борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов;
· участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
· обеспечение личной безопасности граждан и сохранности их имущества;
· повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыск преступников;
· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
· обеспечение безопасности дорожного движения;
· профилактика правонарушений;
· взаимодействие с другими правоохранительными органами и другими заинтересованными организациями;
· развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью;
· организация работы с кадрами;
· укрепление финансового и материально-технического обеспечения;
· дополнительные мероприятия.
Приведенная структура плана отражает основные направления работы органов управления. Для горрайлинорганов она носит рекомендательный характер, так как специфика работы территориального (городского и поселкового) органа внутренних дел, а также органа внутренних дел на транспорте различна. Изменение структуры плана возможно за счет исключения разделов, не свойственных функциям подразделения, а также включения в план дополнительных разделов и подразделов, отражающих проблемы деятельности данного структурного подразделения. Например, на основе анализа оперативной обстановки возможно включение в план самостоятельных разделов по предупреждению преступности несовершеннолетних, по профилактике уличных преступлений и правонарушений, по совершенствованию деятельности участковых инспекторов и прочие приоритеты.
Основными источниками, на основе которых формируются конкретные мероприятия плана, являются:
1. Предложения, следующие из объективного анализа оперативной обстановки, ее прогноза и оценки деятельности служб и подразделений.
2. Предложения, которые вносят руководители служб и подразделений на этапе согласования проекта плана.
3. Установки и рекомендации, которые содержатся в нормативных правовых актах вышестоящих субъектов управления, а также органов исполнительной власти по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности.
Проект плана организационных мероприятий должен пройти процедуру согласования с исполнителями, в ходе которой вносятся необходимых коррективы. В МВД, ГУВД, УВД планы составляются на год, утверждаются и в пятидневный срок рассылаются исполнителям. В Министерстве внутренних дел России план основных организационных мероприятий на год утверждается до 20 ноября (в пятидневный срок рассылается исполнителям). Для горрайлинорганов в соответствии с требованиями Министерства внутренних дел России план работы должен быть утвержден и разослан для доведения до сведения всех исполнителей не позднее, чем за 5 дней до начала планируемого периода.
Кроме того, приложением к плану основных организационных мероприятий для территориальных и транспортных органов внутренних дел являются графики инспектирования, контрольных и комплексных проверок, а также графики проведения совещаний, семинаров и конкурсов. Внесение изменений и дополнений в план работы производится утвердившим его руководителем.
Специальное планирование предназначено для решения конкретных задач правоохранительной деятельности по мере их возникновения, а также для решения специальных задач, не связанных с заранее установленными календарными рамками. К специальным планам относятся планы многократного пользования:
· планы, составляемые по мере необходимости;
· планы обучения оперативно-начальствующего состава в системе служебной подготовки (тематические планы);
· планы, предназначенные для действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (типовые планы).
Планы, составляемые по мере необходимости, могут разрабатываться в органе внутренних дел в случае, если на территории обслуживания проводится какое-либо специальное мероприятие, требующее обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Субъектом разработки таких планов обычно является руководитель подразделения обеспечения общественного порядка. К данным планам относятся:
· планы охраны общественного порядка;
· планы взаимодействия с горрайлинорганами;
· планы розыска и задержания преступников;
· планы выполнения решений органов местного самоуправления
и другие.
Общая форма этих планов аналогична планам организационных мероприятий и включает в себя: вводную часть, которая содержит обоснование разработки плана, и наименования разделов, которые соответствуют характеру проводимых по плану мероприятий. Сроки исполнения и порядок введения данных планов в действие устанавливается начальником органа внутренних дел.
Тематические планы служебной (профессиональной) подготовки составляются в горрайлиноргане на год на основе типового Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава, утвержденного министерством. Субъектом разработки данного плана в горрайлинорганах являются отделы (службы) по работе с личным составом. Непосредственными организаторами проведения служебной подготовки являются службы воспитательной работы, кадровые подразделения и руководители служб и подразделений органа внутренних дел. На основе плана служебной подготовки составляется расписание занятий по кварталам.
Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций предназначены для решения задач обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при возникновении соответствующих обстоятельств природного, техногенного либо социального характера. Субъектами разработки этих планов являются штабные подразделения. Такие планы всегда предусматривают комплексное использование сил и средств не только горрайлиноргана, но и иных приданных сил и средств по согласованию с соответствующими органами и организациями. В случае постепенного осложнения оперативной обстановки в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств такие планы должны включать порядок деятельности, поэтапного выдвижения и развертывания сил и средств, а также создания специальных органов (и пунктов) управления. Порядок введения этих планов в действие регламентирован приказами МВД России. Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций обычно называются типовыми. Они разрабатываются и утверждаются заранее.
Личное планирование является завершающим элементом всей системы планирования. Оно предназначено для организации работы сотрудников служб и подразделений на каждый день. Личные планы работы должны предусматривать необходимый резерв времени для выполнения тех мероприятий, которые заранее предусмотреть невозможно, и содержать собственно мероприятия, выполнение которых в течение рабочего дня обязательно. Планы работы сотрудников по исполнению служебных обязанностей могут вводиться решением начальника горрайлиноргана внутренних дел. В этом случае руководитель должен указать сотрудникам форму ведения личного плана работы, способ осуществления контроля исполнения запланированных мероприятий.
Система планирования оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел формируется в строгом соответствии с законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами. Она должна учитывать требования, изложенные в управленческих решениях вышестоящих субъектов управления, конкретизировать их применительно к складывающейся оперативной обстановке, а также основываться на объективной оценке эффективности функционирования служб и подразделений органов внутренних дел.
Лекция 8. Правовые основы и организация
информационно-аналитической работы в органах внутренних дел
8.1. Информационное обеспечение управления
в органах внутренних дел
Понятие «информация» широко применяется в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и в правоохранительных органах. Ранее это понятие употреблялось по отношению к некоторой совокупности справочных данных и не требовало особой расшифровки. Своеобразным толчком для научного интереса к понятию «информация» стал открытый кибернетикой закон единства управления и информации в управляемых системах различной природы. Информация относится к различным областям теоретических и прикладных знаний. В связи со своей прикладной ролью она имеет строго правовое значение.
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Информация может иметь самую разнообразную форму отображения бытия, но в правовом значении должна быть зафиксирована и представлена средствами письма, графики, печати, в виде фонограмм, кино и магнитозаписи, в перфолентах и перфокартах, в виде языка программирования (машиногра