Техническое обслуживание с непрерывным контролем должно
выполняться в соответствии с эксплуатационной документацией на СВТ или технологической документацией по результатам постоянного контроля за техническим состоянием СВТ.
Контроль технического состояния СВТ может выполняться в статическом или динамическом режимах.
При статическом режимеконтрольные значения напряжений и частоты
синхроимпульсов остаются постоянными в течение всего цикла профилактического контроля, а при динамическом режиме предусматривается периодическое их изменение. Таким образом, за счет создания утяжеленных режимов работы СВТ можно выявить критичные по надежности элементы.
Профилактический контрольосуществляется аппаратурным и программным путями. Аппаратурный контроль проводится с помощью
специальной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и стендов и
программно-аппаратных комплексов.
Наиболее эффективным следует считать программно-аппаратурный контроль при наличии в СВТ развитой системы аппаратурного контроля.
Работы по устранению неисправностей при профилактическом контроле можно разбить на следующие этапы:
-анализ характера неисправностей по текущему состоянию СВТ;
-контроль параметров окружающей среды и меры по устранению их отклонений;
-локализация ошибки и определение места неисправности с помощью аппаратурных и программных средств СВТ и с помощью дополнительной аппаратуры;
-устранение неисправностей;
-возобновление решения задачи.
Для осуществления ТО создается система ТО (СТО).
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды систем технического обслуживания (СТО):
Планово-предупредительное обслуживание; Обслуживание по техническому состоянию; Комбинированное обслуживание.
Планово-предупредительное обслуживаниеосновано на календарном
принципе и реализует регламентированное и периодическое технические обслуживания. Эти работы выполняются с целью поддержания устройств СВТ в исправном состоянии, выявлении отказов в оборудовании, предупреждении сбоев и отказов в работе СВТ.
Периодичность планово-профилактических работ зависит от типа СВТ и
условий эксплуатации (количества смен и загрузка).
Достоинства системы – обеспечивает наивысшую готовность СВТ. Недостатки системы – требует больших материальных и физических затрат.
В общем, система включает следующие виды технических обслуживания (профилактик):
контрольные осмотры (КО) ежедневные ТО (ЕТО); еженедельные ТО; двухнедельные ТО; декадные ТО;
ежемесячные ТО (ТО1); двухмесячные ТО;
полугодовые или сезонные (СТО);
годовые ТО;
КО, ЕТОСВТ включает осмотр устройств, прогон теста быстрой проверки готовности (работоспособности устройств), а также работы предусмотренные ежедневной профилактикой (в соответствии с инструкцией по эксплуатации) всех
внешних устройств (чистка, смазка, регулировка и т. д.).
Во время двухнедельного ТОпредусматривается прогон диагностических тестов, а также все виды двухнедельных профилактических работ, предусмотренных для внешних устройств.
При Ежемесячном ТОпредусматривает более полная проверка функционирования СВТ с помощью всей системы тестов, входящих в состав ее
программного обеспечения. Проверка производится при номинальных значениях источников питания профилактическом изменении напряжения на + 5%.
Профилактическое изменение напряжения позволяет выявить наиболее слабые схемы системы. Обычно схемы должны сохранять свою работоспособность при изменении напряжения в указанных пределах. Однако старение и другие факторы вызывают постепенное изменения рабочих характеристик схем, которые могут быть выявлены на профилактических режимах.
Проверка СВТ с профилактическим изменением напряжения выявляет прогнозируемые неисправности, благодаря чему уменьшается количество
труднолокализуемых неисправностей, приводящих к сбоям.
Во время ежемесячной профилактики выполняются все необходимые работы, предусмотренные в инструкции по эксплуатации внешних устройств.
При полугодовом (годовом) ТО (СТО)проводятся те же работы, что при ежемесячном ТО. А также все виды полугодовых (годовых) профилактических работ: разборку, чистку и смазку всех механических узлов внешних устройств с
их одновременной регулировкой или заменой деталей. Кроме этого, производится осмотр кабелей и питающих шин.
Подробное описание профилактических работ дается в инструкции по эксплуатации отдельных устройств, прилагаемых к СВТ заводом-изготовителем.
При обслуживании по техническому состояниювыполнение работ по ТО имеет внеплановый характер и выполняется по мере необходимости исходя из состояния объекта (результатов тестирования), что соответствует техническому
обслуживанию с непрерывным контролем или техническому обслуживанию с периодическим контролем.
К внеплановому профилактическому обслуживанию относятся внеочередные профилактики, назначаемые главным образом после устранения серьѐзных неисправностей СВТ. Объем профилактических мероприятий определяется характером возникшей неисправности и еѐ возможными
последствиями.
Вывод СВТ на внеплановую профилактику можно также производить, когда количество сбоев, возникающих за определенный установленный период времени, превышает допустимые значения.
Система требует наличие и правильное применение различных тестирующих средств (ПО).
Система позволяет минимизировать затраты на эксплуатацию СВТ, но
готовность СВТ к использованию ниже, чем при использовании планово- предупредительной СТО.
При комбинированной системе технического обслуживания«младшие виды ТО» проводятся по мере необходимости, как при ТО по состоянию исходя
из наработки и условий работы конкретного вида СВТ или результатов его тестирования. Выполнение «старших видов ТО» и ремонтов планируется.
Рациональная организация СТО должна предусматривать накопление статического материала по результатам эксплуатации СВТ с целью его обобщения, анализа и выработки рекомендаций по совершенствованию структуры обслуживания, повышению эффективности использования СВТ, снижению эксплуатационных расходов.