Перечень и описание основных элементов ИКТ- компетенций и инструментов их использования
Элементы ИКТ-компетентности | Описание инструментов их использования |
Обращение с ИКТ- устройствами | ü Включение и выключение компьютеров и других средств ИКТ. ü Освоение базовых операций с компьютером и другими средствами ИКТ. ü Определение оборудования, установленного в компьютере. ü Работа в файловом менеджере. ü Создание файлов и папок. ü Установка и удаление программ |
Создание документов и печатных изданий | ü Создание и редактирование текстовых документов. ü Изменения начертания, размера шрифта, гарнитуры, выравнивание абзацев. ü Размещение и оформление в документах элементов страницы: заголовки, текст, эпиграфы, иллюстрации. ü Редактирование иллюстраций. ü Оформление и редактирование ячеек, строк и столбцов таблицы. ü Создание и оформление схем. ü Создание и применение стилей. ü Создание сносок, колонок. |
Создание мультимедийной продукции | ü Создание изображений для различных целей. ü Редактирование размера и разрешения изображения. ü Изменение композиции фотографии. ü Коррекция тонового и цветового баланса изображения. ü Ретуширование дефектов различными способами. ü Создание видеофильмов для различных целей. ü Применение кодеков и форматов. ü Создание сценариев и выполнение раскадровки. ü Отбор видеофрагментов или изображений для проекта. ü Использование переходов при монтаже. ü Добавление титров разного вида. ü Подбор и применение видеоэффектов. ü Выбор и добавление в проект звука. |
Создание электронных изданий | ü Создание собственных веб-страниц и редактирование существующих. ü Ориентирование в многообразии стилей оформления веб-страниц. ü Превращение эскиза будущей веб-страницы в html-документ. ü Оформление веб-страниц с использованием таблиц. ü Иллюстрирование веб-страниц. ü Создание навигации между несколькими страницами. ü Оформление веб-страниц с помощью каскадных таблиц стилей (CSS). |
Общение в сети Интернет | ü Создание своего образа в сети Интернет. ü Соблюдение правил сетевого общения. ü Реагирование на опасные ситуации; ü Ведение беседы в заданном формате; ü Умение придерживаться темы; ü Распознавание провокаций и попыток манипуляции со стороны собеседников. |
Выступление с компьютерным сопровождением | ü Сбор и структурирование материал, продумывание плана и сценария выступления. ü Систематизация информации, представление различных точек зрения и своего взгляда по теме выступления. ü Создание дизайна и цветовой схемы, соответствующих теме. ü Использование библиотеки шаблонов оформления и создание своего авторского стиль оформления. ü Создание презентации, подготовка для нее текста, рисунков, анимации, видео, диаграмм, таблиц. Импортирование объектов из других приложений. ü Оснащение презентации удобной навигацией, в том числе для ответов на вопросы (управляющие кнопки, гиперссылки). ü Знание и применение правил верстки материала на странице. ü Создание оглавления с гиперссылками и списка литературы. ü Управление сменой слайдов на экране проектора автоматически и вручную. |
Поиск информации | ü Постановка информационной задачи. ü Определение источников информации. ü Осуществление поиска с помощью специальных средств. ü Систематизация получаемой информации в процессе поиска и ознакомления. ü Решение задачи с помощью полученной информации. ü Организация найденной информации |
Моделирование | ü Построение информационной модели. ü Проведение численного эксперимента. ü Визуализация полученных данных. ü Исследование модели. ü Выдвижение гипотез. ü Совершенствование модели. ü Математические и статистические вычисления в процессе моделирования. ü Поиск решения в процессе моделирования. |
Хранение и обработка больших объемов данных | ü Структурирование информации посредством таблиц. ü Составление запросов к табличным базам на выборку информации. ü Составление запросов для получения количественных характеристик данных. ü Составление запросов на добавление, модификацию и удаление данных. ü Использование визуального конструктора запросов. ü Самостоятельное проектирование базы данных. |
Управление личными проектами | ü Постановка целей и их достижение. ü Определение последовательности выполнения дел. ü Планирование текущей деятельности, включая учебную. ü Различение мечты и цели и превращение. ü Классификация текущих задач по критериям важности/срочности, жесткости/гибкости. ü Планирование пути реализации личных проектов, выделение в больших задачах, подзадач. ü Организация списка текущих. ü Использование компьютерных инструментов для планирования дел и повышения интенсивности и качества умственного труда. |
v Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ
Представленные планируемые результаты развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации. Вместе с тем планируемые результаты могут быть адаптированы и под обучающихся, кому требуется более полное сопровождение в сфере формирования ИКТ-компетенций.
Направление ИКТ- компетенций | Планируемые результаты |
Обращение с устройствами ИКТ | ü осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; ü получать информацию о характеристиках компьютера; ü оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); ü соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; ü входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; ü соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. |
Фиксация и обработка изображений и звуков | ü создавать презентации на основе цифровых фотографий; ü проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ü проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ü осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. |
Поиск и организация хранения информации | ü использовать различные приемы поиска информации в Интернете (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); ü строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска; ü использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; ü искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; ü сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. |
Создание письменных сообщений | ü осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; ü форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); ü вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; ü участвовать в коллективном создании текстового документа; ü создавать гипертекстовые документы. |
Создание графических объектов | ü создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; ü создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ü создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами. |
Создание музыкальных и звуковых объектов | ü записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации); ü использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач. |
Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов | ü создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; ü работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; ü оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера) ü использовать программы-архиваторы. |
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании | ü проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; ü вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; ü проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. |
Моделирование, проектирование и управление | ü строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; ü конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; ü моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ü моделировать с использованием средств программирования. |
Коммуникация и социальное взаимодействие | ü осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); ü использовать возможности электронной почты, Интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; ü вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; ü соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением ü относиться к частной информации и информационным правам других людей; ü осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; ü соблюдать правила безопасного поведения в Интернете; ü различать безопасные ресурсы Интернета и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. |
1.2.3.3. Основы учебно исследовательской и проектной деятельности.
Основным образовательным результатом данного направления ООП ООО состоит в том, что
учащиеся приобретут опыт проектной и учебно-исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.