Разработка миссии фирмы, цели и стратегии управления

Цели различаются:

1) по срокам планирования:

-краткосрочные (1нед., 1мес.)

-среднесрочные (1 год)

-стратегические (2-5 лет)

2) общеорганизационные

3) отдельных подразделений

4) цели индивидов

Цели можно классифицировать на:

1) жесткие – выраженные в численной форме

2) мягкие – не выраженные в численной форме.

Миссия - главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.

Миссия фирмы - это один из современных инструментов управления. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, доходности в деятельности фирмы путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

В широком понимании миссия рассматривается как философии предназначения и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять.

В узком смысле миссия рассматривается как утверждение относительно того, для чего существует организация. В этом случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Основные группы людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, являются: акционеры, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом. Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех названных субъектов.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а так же показывает отличие организации от других компаний. Для этого в миссии должны быть отражены следующие характеристики организации: целевые ориентиры организации, сферы деятельности, философия организации, возможности и способы осуществления деятельности.

Стратегия –детальный комплексный план управленческой действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия.

Стратегия управления - это направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Тактика - это пути и этапы движения в этого направления.

Процесс стратегического планирования включает в себя 4 основных вида управленческой деятельности:

1) распределение стратегических ресурсов – предусматривает приоритетное обеспечение стратегическими ресурсами важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию на рынке и успех в длительной перспективе.

2) адаптация деятельности и управления к изменениям внешней среды – охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и опасностям.

3) внутренняя координация работ – включает в себя координацию стратегической деятельности для учета сильных и слабых сторон предприятия, с целью достижения эффективной интеграции, внутренних целей и возможностей.

4) организационное стратегическое предвидение – предполагает осуществление систематического развития мышления менеджеров. Эта деятельность направлена на развитие стратегического мышления менеджеров и повышение их квалификации.

Стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабных действий.

Внутрифирменное планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:

· насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;

· насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;

· указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;

· указана ли удовлетворяемая потребность;

· существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;

· помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;

· помогает ли миссия организовывать целевое управление;

· хорошо ли определена общественная полезность фирмы.

10. Внутрифирменное планирование. Стратегическое и оперативное планирование.

Внутрифирменное планирование – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
Внутрифирменное планирование деятельности современных предприятий должно:
– основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологии;
– опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции;
– выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства.
Деятельность в области внутрифирменного планирования, как и любая другая управленческая деятельность, должна строиться на основании определенных принципов. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в различных организациях и могут быть распространены в полной мере на современных промышленных предприятиях.

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие - это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия - это главная цель предприятия. Миссия и цели - служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.

Оперативное планирование - текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени (до года) и по отдельным производственным подразделениям: цех-участок-бригада-рабочее место, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ.

Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии продолжением и конкретизацией заданий. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Особенностью оперативного планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения. Задачей оперативного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для достижения наилучших конечных результатов производства.

Оперативное планирование - разработка краткосрочных планов (квартальных, годовых) по достижению показателей, установленных для долгосрочного периода и отраженных в долгосрочном бюджете. При этом между стратегическим и оперативным бюджетом возникают тесные взаимодействия, то есть с одной стороны, оперативный бюджет строится на основании стратегического, как ступень его реализации, а с другой стороны, в результате исполнения оперативного бюджета происходит корректировка стратегии и связанных с ней долгосрочных бюджетов.

Наши рекомендации