Понятие стилистической нормы. Её нарушения
Составитель: Лещенко В.Л./__________
Заведующий кафедрой Пивоварчик Т.А./___________
Функционально-стилистические возможности глагола как части речи.
Глагольная стилистическая функция – придать динамизм повествованию. Глагольные формы могут варьироваться (одна может использоваться вместо другой).
1)Использование форм настоящего времени вместо прошедшего–приближает нас к событиями (настоящее – историческое время).
2) Используется настоящее время в значении будущего, чтобы указать на то действие, которое мы собираемся совершить.
3) Использование совершенного вида вместо несовершенного (конкретизирует, делает ситуацию более реальной).
4) Существуют экспрессивные формы глагольного прошедшего времени:
а) Формы давно прошедшего времени (слыхивал, видывал, бывал).
б) Формы мгновенно произвольного действия (т.е., вдруг, внезапно). Например, Поехал Семен Петрович с пряжей в Москву и заболел.
в) Глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия ( прыг, стук, бац, бух). НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ - это глаголы, не имеющие некоторых форм (чаще всего 1лица, ед. числа) – победит. 1) Глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (колоситься, ржаветь, заключаться).
ИЗОБИЛУЮЩИЕ ГЛАГОЛЫ – те, которые имеют двоякие личные формы, например, колышет (книжная), колыхает (разговорная). Существуют различия по оттенкам значений: Брызгает (в значении окропляет)- брызжет (разбрасывает капли). Двигает (перемещает) – движет (побуждает). В изобилующих глаголах виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, глохнуть, зябнуть, мокнуть, пикнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть в прошедшем времени используется более краткая форма.
Понятие стилистической нормы. Её нарушения.
Стилистическая норма – совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. С. н. подразделяются на экспрессивно-стилистические, связанные с созданием выразительного эффекта высказывания, и функционально-стилистические – наиболее целесообразные в каждой сфере общения реализации принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию. Лит. язык представляет собой систему функц. стилей, каждому из которых присуща особая нормативность (научный; официально-деловой; публицистический; художественный; разговорный стиль).
Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
1.Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Строители работали на стройке в течение месяца.
2.Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени).
3.Тавтология, то есть тождесловие: Удар был внезапным и неожиданным.
4.Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки.
5.Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.
6.Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов. Он, понимаешь, опять не пришёл. Это, значит, так было.
Немотивированное употребление нелитературной лексики. Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни.
7.Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций. В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол.
8.Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво.
9.Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году.
10.Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике).
11.Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. А у Андрея Болконского...
Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества.
12.Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем.