Инновации в управлении органами внутренних дел

В системе органов внутренних дел инновации осуществляются через научную организацию труда и научную организацию управления, которые взаимосвязаны, поскольку являются продуктом научной деятельности, основываются на одних и тех же принципах и в равной мере подчинены задачам правоохранительной деятельности. Научные формы управленческой деятельности являются не столько практическими рекомендациями, сколько обязательными для применения правилами. В противном случае может быть нарушен принцип верховенства закона над технологичностью, а технология управления может стать самоцелью. В этой связи инновационная деятельность в органах внутренних дел осуществляется на основе требований законов и имеет своей целью выработку способов решения проблем, возникающих в процессе управления.

Особенностью многих управленческих инноваций является совершенствование нормативных правовых актов в сфере управления в целях создания и совершенствования собственно процесса управления. Это объективно предполагает необходимость тщательной теоретической разработки управленческой инновации и оценки возможного нового качественного состояния процесса управления.

Инновационная деятельность в органах внутренних дел отражает качественное состояние процессов управления, которые обеспечивают эффективное решение правоохранительных задач, и включает в себя оптимизацию деятельности аппаратов управления, в том числе управленческих отношений.

С научной точки зрения можно выделить четыре фактора инноваций в управлении органами внутренних дел.

Способность управленческой инновации сохранять и поддерживать устойчивое функционирование органов внутренних дел. В этом взаимодействии управленческая инновация не должна вносить разногласий и нарушений в установленный порядок межсистемных отношений субординации и координации органов внутренних дел, поскольку имеет своей целью улучшить качественное состояние системы управления.

Подконтрольность управленческой инновации. Данный фактор связан с необходимостью проверки и оценки нововведения. Инновация является формой управленческой деятельности, а изменение ее качества требует контроля. Фактор подконтрольности обусловлен принципом ответственности руководителя органа внутренних дел за внедрение инновации.

Ресурс управленческой инновации. Он предполагает оценку функциональности нововведения. Любое новшество требует различных затрат, в том числе затрат на его внедрение в практику. Кроме того, имеет значение период времени, в течение которого новшество сохраняет свое функциональное предназначение. Например, федеральный бюджет учитывает расходы на научно-исследовательскую деятельность и совершенствование систем управления, но финансирование конкретной научной разработки должно быть обоснованным, то есть должно обладать функционально-качественным ресурсом внедрения и использования.

Последствия внедрения управленческой инновации. Этот фактор должен оцениваться на стадии изучения прикладного значения инновации. Для управленческого нововведения приходится подвергать анализу многие аспекты внедрения, в том числе:

· изменение информационных и документационных потоков;

· дополнительное нормативно-методическое обеспечение;

· квалификационные требования к работникам управления;

· возможное изменение штатов, управленческих структур;

· изменение или дополнение функций управленческих звеньев и отдельных должностей;

· перераспределение зон ответственности руководителей и другие вопросы.

В некоторых случаях последствия внедрения управленческой инновации могут оказаться чрезмерно сложными для предстоящих преобразований. В этой связи, инноватика предлагает специальные программы внедрения новации, в которых сложная многоаспектная проблема разбивается на отдельные этапы. Решение задач каждого этапа процесса внедрения начинается только после завершения предшествующего этапа.

Предпосылкой устойчивого функционирования органов внутренних дел, когда все элементы и системные связи образуют согласованный механизм, служит высокая инерция процесса управления, отдельных его этапов, процедур и технологий управления. Высокая инерционность обычно препятствует процессу внедрения каких-либо управленческих новшеств, в этом проявляется консерватизм систем управления органами внутренних дел, которые и на практике тяготеют к старым и хорошо отработанным управленческим технологиям. Нередко эти технологии связывают с понятием бюрократия (фр. bureaucratie – господство канцелярии).

В настоящее время теория управления развивается на стыке ряда научных дисциплин и предлагает варианты научного решения многих управленческих проблем. Инновации – это относительно новое направление научных разработок. В практике управления внедрение инноваций все еще встречает недоверие и опасение со стороны руководителей, которые несут персональную ответственность за организацию основных направлений деятельности. Научные разработки в области инноваций нередко предлагают нестандартные формы организации управления, а их внедрение всегда сопровождается определенным риском. Учет фактора риска – это необходимый компонент инновационного процесса, так как риск неудачного внедрения новшества в правоохранительной деятельности недопустим. Принцип персональной ответственности должностных лиц за внедрение научных форм деятельности гарантирует эффективность внедрения научной разработки в правоохранительную деятельность и определяет чрезвычайно высокие требования к обоснованности и надежности инновационных предложений. Последнее обстоятельство отчасти ограничивает управленческие инновации в правоохранительной деятельности. Одновременно с этим оно обеспечивает ее относительную стабильность.

Инновации строятся на принципах научной организации труда, и имеют общесистемный характер. Применение инновации в горрайлинорганах должно быть всесторонне обосновано и создано по единой (универсальной) для всех органов внутренних дел форме, которая в большинстве случаев вводится решением высших органов власти и управления.

Направлениями внедрения инноваций в организацию управленческого труда в органах внутренних дел являются:

Структурные преобразования. В деятельности органов внутренних дел они ограничены законодательством. В целом структура органа внутренних дел, как и основные задачи, устанавливается вышестоящими субъектами управления. Тем не менее, допускаются отдельные изменения исходя из особенностей задач деятельности. Однако они могут проводиться в рамках установленной структуры, утвержденной штатной численности и выделенного объема (источников) финансирования.

Технологические преобразования. Это собственно приемы управленческой деятельности и техническое оснащение процесса управления. В настоящее время этому направлению уделяется внимание, как существенному резерву совершенствования управления. Технологические нововведения в процесс управления регламентированы законодательством по вопросам защиты прав, свобод, жизни и здоровья человека.

Социальные преобразования. Это направление является приоритетным для министерства внутренних дел в целом, так как процесс управления подчинен решению социально значимых задач. В свою очередь функционирование любого структурного звена в системе МВД России существенным образом влияет на решение таких задач.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации научные требования лежат в основе формирования организационной структуры органов внутренних дел, где, согласно инновации, каждый элемент системы специализируется на выполнении однородных функций. Наряду со строгой специализацией обеспечивается согласованность их деятельности для решения общих задач, носящих межотраслевой характер. Таким образом, система организации управленческого труда основывается на определении и формировании функций всех звеньев системы, разделении труда между ними и создании условий для их согласованных действий. Кроме того, формирование организационной структуры предполагает выяснение потребностей системы в штатной численности сотрудников, установление состава штатов органов внутренних дел и определение должностных обязанностей и связей, закрепляющих служебные отношения в системе управления. При этом определяются полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, то есть численности подчиненных, которыми начальник может руководить с достаточной степенью эффективности.

Инновационный подход при формировании организационных структур приводит к созданию функционального отличия уровней управления от системы информационно-управленческих связей. Исходя из стратегических и тактических задач оперативно-служебной деятельности в иерархии аппаратов управления министерства (стратегический, оперативный и тактический уровни управления) в организационной структуре могут осуществляться изменения уровней централизации (децентрализации) отдельных функций управления, корректировка системы взаимоотношений и информационных связей, перераспределение полномочий, создание дополнительных структур управления и другие решения.

Инновационные нововведения в процесс управления на сегодняшний день являются перспективным направлением совершенствования управления. Известно, что принятие решения и организация исполнения – это интеллектуальный творческий акт. К сожалению, в технологии этой деятельности долго преобладали отдельные рекомендации, направленные в основном на совершенствование стиля управления. Среди них особый интерес представляют рекомендации относительно рационального использования рабочего времени, проведения совещаний, поддержания авторитета в коллективе, установления деловых партнерских отношений и другие. Выработка же делового стиля управления остается результатом индивидуальной практики руководства и управления. С помощью научных методов констатировался лишь факт наличия того или иного стиля.

Инновационные преобразования процесса управления связаны, прежде всего, с широким распространением компьютерных технологий.
В настоящее время с помощью этих технологий в системах управления осуществляется формирование информационных потоков и управление ими, производится оперативное преобразование управленческой информации в удобную для пользователя форму, широко применяется передача на значительные расстояния в реальном времени больших массивов данных. С помощью компьютерных технологий появилась возможность автоматизации процесса управления, позволяющего осуществить переход к безбумажным технологиям процесса управления, что в целом можно назвать существенным технологическим прорывом, повышающим эффективность управления.

Автоматизация управления– это инновационный процесс связанный с применением в управлении технических и технологических средств и решений, которые позволяют учитывать, получать, передавать, преобразовывать, использовать и хранить управленческую информацию автоматически (в автоматическом режиме) либо с участием человека.
С позиции системного подхода важно четко и точно (научно обоснованно) определить разумные границы и необходимую степень автоматизации органов внутренних дел, а также выработать научный подход к ее приоритетам. Наиболее эффективно автоматизация осуществляется посредством автоматизированной системы управления.

Автоматизированная система управления– это система «человек-машина», включающая в себя, помимо специалистов, совокупность программных и аппаратных средств, системы передачи информации, ее обработки и использования, при помощи которых осуществляется процесс управления с контролем отдельных его этапов и конечных результатов. В настоящее время они находят самое широкое применение в различных сферах управленческой деятельности и являются частью инновационных процессов.

Автоматизация управления органами внутренних дел – это разновидность средств специального назначения. В органах внутренних дел, так же как и в других подобных системах, главным звеном автоматизированных систем является человек. Каждая задача, выполняемая с помощью средств автоматизации, должна контролироваться поэтапно уполномоченным на то лицом.

Задачами автоматизированных систем управления, как составной части инновационного обеспечения деятельности органов внутренних дел являются:

· анализ и прогностическая оценка оперативной обстановки;

· проведение расчетов по оптимальному использованию сил и средств при выполнении оперативно-служебных задач;

· координация действий субъектов управления при проведении специальных операций;

· обслуживание и пользование централизованными информационно-справочными банками данных;

· регулирование потоков управленческой информации в специальных каналах связи и обеспечение режима доступа к информации;

· обеспечение скрытности управления;

· организация архивного хранения и некоторые иные задачи.

Комплексная обработка информации в системе органов внутренних дел – это рациональная, скоординированная и непрерывная обработка потока оперативно-служебной информации, необходимой для принятия управленческих решений. Она дает логическую основу для сбора, систематизации и обработки управленческой информации. Ее применение требует четкой структурированности и формализации всей системы органов внутренних дел: каждому уровню управления и каждому его звену должна соответствовать определенная совокупность данных, необходимых и достаточных для управления.

Система научно обоснованной обработки управленческой информации позволяет внедрять в органы внутренних дел и такую форму инноваций как автоматизированные рабочие места.

Автоматизированное рабочее место – это комплекс технического оборудования, которым оснащается индивидуальное рабочее место сотрудника органа внутренних дел и которое позволяет ему осуществлять в полном объеме свои функциональные обязанности.

Приведенная система инноваций позволяет повысить эффективность и содержательность оперативно-служебной деятельности, а также способствует успешному решению правоохранительных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука управления органами внутренних дел как комплексная общественная наука о развитии и закономерностях научного управления призвана совершенствовать управление ими. Она базируется на новейших достижениях общественных и естественных наук и передовой практики управленческой деятельности. При выработке научных рекомендаций наука управления органами внутренних дел призвана решать задачи двоякого характера: организационные и функциональные.

Поскольку наука управления является теоретической и практической базой для организации научного управления поэтому, применительно к деятельности органов внутренних дел она призвана разрабатывать рекомендации по совершенствованию форм и методов борьбы с преступностью, а также организационных структур самих органов внутренних дел исходя из особенностей развития нашего общества.

Управление внутренними делами, также как управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Управление предполагает наличие субъекта управления, прямых и обратных связей между ними. Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляется в установленных формах и соответствующими методами.

Управление предполагает осуществление ряда функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управления органами внутренних дел. Содержание функций диктуется спецификой объекта управления.

Для успешного решения задач, стоящих перед правоохранительными органами создаются «организационные структуры», а для управления ими «организационные структуры управления».

При управлении органами внутренних дел применяются методы прямого воздействия, которые характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления.

Существенное значение имеют методы косвенного воздействия на объект управления, которые состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает должного поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в управлении органами внутренних дел широко используются методы морального и психологического воздействия на сотрудников, а также на трудовые коллективы, которые выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологических методов.

Процесс создания и становления штабной функции в системе МВД является весьма важным компонентом эффективной деятельности органов внутренних дел. Штабная функция имеет предназначение оптимизировать процесс управления. Особое значение принадлежит концепции развития штабов, а также штабам горрайлинорганов, поскольку именно они находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Сами горрайлинорганы выделены в системе МВД как основное звено, призванное совершенствовать процесс управления и руководить оперативно-служебной деятельностью структурных подразделений горрайлинорганов. Система иерархии штабов предполагает их систематизированную организационную структуру построения. Кроме того, в структуре штабов находится на правах отдела инспекция. Основная обязанность инспекций − контрольная деятельность, прежде всего по вопросам организации управления, в нижестоящих территориальных органах внутренних дел. Деятельность инспекций регламентирована теми же нормативными документами, что и штабов.

Исходя из понимания сущности и содержания процесса выработки и организации исполнения управленческих решений, можно определить роль этой деятельности в совершенствовании управления. Во-первых, познавательное значение − выявление в ходе разработки управленческих решений и систематизация большой группы данных о территории обслуживания органа внутренних дел или ее части (например, микрорайон, территория отделения милиции), сопоставление этих данных при необходимости с аналогичными данными других регионов, а так же результатов оперативной и служебной деятельности. Во-вторых, установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространенность, мотивационная направленность. В-третьих, выявление организационно значимых сильных и слабых сторон в деятельности органа внутренних дел, изучение которых могут быть положены в основу дальнейшего совершенствования деятельности. В-четвертых, выявление проблемных, конфликтных ситуаций во внутриорганизационной деятельности коллектива и связанных с его функционированием социально значимых процессов.

Активное целенаправленное и эффективное управление деятельностью органов внутренних дел должно основываться на глубоком и всестороннем анализе, оценке и выработке различных приемов, относящихся к решению соответствующих оперативно-служебных задач. Эту задачу решает информационно-аналитическая работа, которая предусматривает широкий комплекс организационных мероприятий, направленных на сбор, систематизацию необходимой для анализа информации, изучение и оценку состояния преступности и общественного порядка, а также результатов деятельности органов внутренних дел. Успешное выполнение данной работы в процессе управления органами позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения и т.д. Существенная роль в совершенствовании деятельности органов внутренних дел принадлежит проблеме подготовки основных управленческих документов на уровне ГРОВД. Сотрудники различных структурных подразделений должны знать не только сущность, принципы и задачи, возлагаемые на них при подготовке управленческих документов, но и в полной мере учитывать требования руководящих документов, регламентирующих организацию документооборота.

Специфика организации и функционирования органов внутренних дел, возрастающее значение комплексного использования сил и средств в решении вопросов охраны общественного порядка и борьбы с преступностью объективно обуславливают необходимость повышения роли и значимости коллективного труда личного состава и его сплоченности. Практика свидетельствует, что коллективы, имеющие стабильно высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, отличаются, как правило, организованностью, сплоченностью, духом товарищеской взаимопомощи, взаимопонимания, высоким уровнем социальной зрелости. Проблемы обеспечения законности, а также реализации форм и методов деятельности ОВД в чрезвычайных обстоятельствах являются актуальными в настоящее время, как для теории, так и практики управления. Управление в этих обстоятельствах является одним из наиболее сложных направлений правоохранительной деятельности. Изучение форм и методов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности в чрезвычайных обстоятельствах основывается на глубоком знании норм права и социально-психологических аспектов работы с кадрами.

Применительно к понятию инноваций в управлении органами внутренних дел существенное значение имеет «научная организация труда в органах внутренних дел», которая означает, что решение практических вопросов должно основываться не на субъективных оценках тех или иных сотрудников, а на всей совокупности достижений науки, техники и передовой практики. При возрастании роли научной организации труда значительно сужается сфера применения монотонного и малоквалифицированного труда, будут обеспечиваться санитарно-гигиенические условия и эргономические принципы в оборудовании рабочих мест, а в органах внутренних дел усилится творческое содержание в деятельности сотрудников, повысится качество коллективистских характеристик труда и его культура. На правоохранительные органы возлагаются сложные задачи обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. К осуществлению этой деятельности общество предъявляет обоснованные претензии. Важнейшим резервом для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел является совершенствование управления ими. Проблемам управления уделяется должное внимание министерством внутренних дел, которое руководит исследованиями комплекса управленческих проблем и осуществляет специальную подготовку специалистов-управленцев для органов внутренних дел.

Задачей курса «Основы управления органами внутренних дел» является организация наиболее эффективной деятельности органов внутренних дел, использование средств и приемов оптимального решения управленческих задач, обучение правильному использованию методов управления. Особенно тесно этот курс связан с наукой административного права. Задача обучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России заключается в освоении теоретических основ, объективных закономерностей и факторов управления в сфере деятельности органов внутренних дел, а также овладении практическими рекомендациями и правилами управленческой деятельности, выработанными наукой и практикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации