Формы социально-профилактической работы
ü Организация социальной среды
В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности, воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к асоциальному явлению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
В рамках данной модели профилактика включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь более качественный уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Работа с молодежной субкультурой может быть организована форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается.
Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.
ü Информирование
Направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним, запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
В ряде случаев информация дается несвоевременно: или поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимости поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, производимых на личность. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий такого поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
ü Активное социальное обучение социально-важным навыкам
Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления со стороны окружающих, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы людей обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой социально-психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
ü Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную группу.
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактические задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
ü Организация здорового образа жизни
Сущность данной формы исходит из представлений о личной ответственности за здоровье и гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
ü Активизация личностных ресурсов
Активные занятия спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
ü Минимизация негативных последствий девиантного поведения
Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.
По способу организации работы выделяют следующие формы социальной профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.
В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов социально - профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, имитирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики, социально - психологическое консультирование, кризисная помощь (телефон доверия).
Планирование профилактических мер должно проходить с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента, группы, общности!
Список использованной литературы:
1. Свищева И.К. Технология социальной работы: учебное пособие. - Белгород: Белгородский государственный университет, 2007. - 238 с.
2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие-Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002 - 92 с.