Сущность интенсивного обучения, разновидности интенсивных методов
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1. Понятия «интенсивность» и «интенсификация». Интенсификация обучения как основа интенсивных методов.
2. Анализ суггестопедического метода Г. Лозанова.
3. Характеристика интенсивных методов.
4. Пути интенсификации обучения иностранным языкам в средней школе.
Задание для самостоятельного выполнения:составьте конспект лекции по теме, дополнив его после знака ? на основе теоретического материала из соответствующего информационного блока и/или упомянутых в ссылке литературных источников.
Краткий конспект лекции
1. Понятия «интенсивность» и «интенсификация». Интенсификация обучения как основа интенсивных методов.
Сущность интенсивного обучения, разновидности интенсивных методов.
1.1.Создание интенсивного метода обучения ИЯ было вызвано социальной потребностью, общественными и государственными интересами, а также развитием таких наук, как социальная психология, психология личности, психология общения, психолингвистика. Расширение научных, экономических, культурных, туристических связей способствовало появлению потребности в короткие сроки овладеть ИЯ на коммуникативно достаточном уровне, который позволял бы общаться на ИЯ с его носителями за рубежом и у себя в стране (без переводчика) при наличии в речи фонетических, лексико-грамматических погрешностей, которые не препятствуют общению. Временной фактор в овладении ИЯ стал ведущим при определении метода обучения: его стали называть интенсивным, т.е. обеспечивающим, прежде всего, усвоение большого объема учебного материала в короткий срок.
1.2. «Под интенсивным обучением принято понимать обучения иностранному (и вообще неродному) языку, направленное в основном на овладение живой устной речью и ее пониманием (т.е. общением на изучаемом языке), опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности – на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки (2 недели, 1 месяц, несколько месяцев) и с большой ежедневной концентрацией часов (4-5 часов)» [1, с. 158].
1.3. Г.А. Китайгородская: «Методисты определяют интенсивность как повышение скорости и качества обучения, как объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени. В этом понимании ясно отражается количественные параметры интенсивности, и интенсификация понимается как процесс, направленный на повышение количественных показателей успешности обучения» [2, с. 7].
Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин: … Эффективность обучения достигается его оптимизацией. … Оптимизация и интенсивность обучения соотносятся как цель и средство. … Под оптимизацией учебного процесса понимается такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащихся. … Интенсифицироватьучебный процесс – увеличить количество прорабатываемого на занятии материала и обеспечить прочность его усвоения за единицу времени, т.е. добиться более высокого качества обучения, максимальной производительности педагогического процесса. [1, с. 154–156].
1.4. Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин выделяют следующие методические факторы интенсификации: 1) концентрация учебного времени и непрерывность занятий ИЯ (особенно на начальном этапе); 2) обеспечение плотности общения на занятиях, насыщенности уроков видами и формами работы, которые требуют от учащихся активности и участия в акте общения; 3) установка на коммуникативную активность учащихся и преподавателя, максимальное приближение процесса обучения к условиям реального и профессионального общения; 4) авторитет личности педагога; 5) учет индивидуально-психологических особенностей учащихся; 6) опора на смысловую, а не механическую память, стремление к удовлетворению познавательных интересов учащихся; 7) наличие языковой среды и ее методически правильное использование; 8) систематическая работа со средствами наглядности (визуальной и слуховой) [1, с. 156–157].
2. Анализ суггестопедического метода Г. Лозанова.
В основе всех разновидностей интенсивной методики обучения ИЯ лежит суггестопедический метод (СПМ) Г. Лозанова, который возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. Создание СПМ связано с потребностью общества в ускоренном изучении ИЯ и, прежде всего, в овладении устной речью и чтением. Название метода происходит от латинского слова suggestio – внушение. Внушение в социальной психологии рассматривается как исходная форма отношений (взаимоотношений) между людьми. Суггестия – поступление информации к человеку путем косвенного внушения. По определению Г. Лозанова, «суггестология – это наука о внушении. Суггестопедия – это раздел суггестологии, посвященный вопросам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем внушения в педагогике».
В методической литературе известно несколько вариантов интенсивных методов: 1. Гипнопедия; 2. Релаксопедия; 3. Ритмопедия; 4. Метод «погружения»; 5. «Экспресс-метод»; 6. Эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера; 7. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых учащихся Л.Ш. Гегечкори; 8. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых В.В. Петрусинского и др.
См инф. блок 1.5, 1.6 ?
3. Характеристика интенсивных методов.
Принципы метода активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской(см. файл «Семинарское занятие 6») [2] ?
4. Пути интенсификации обучения иностранным языкам в средней школе.
[3] ?
Список литературы
1. Капитонова, Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев / Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1987. – С. 153–197.
2. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. – 176 с.
- Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – 156 с.