Рекомендации по усовершенствованию применения информационных технологий в управлении организацией
Эффективному функционирования кафе-бара" Вечерний квартал" в значительной мере будет способствовать создание компьютеризированной системы информационного обеспечения деятельности предприятия, существовавшей до сих пор лишь в зачаточном состоянии.
Однако, если изучить уже существующие системы, можно заметить, что они довольно сложны и громоздки для кафе. Эти системы включают множество компонентов, которые никогда не будут использоваться в небольших заведениях, как рассматриваемое предприятие.
При разработке рекомендаций были использованы следующие критерии:
Таблица 3.1.12 –Факторы включения ИТ в информационные системы организации
Критерии решения | Положительные факторы |
Деловая стратегия | приложения ИТ или инфраструктура обеспечивают поддержку стратегии или операциям, но не рассматриваются как стратегические |
Ключевая компетенция | требуемые знания или опыт для разработки/эксплуатации приложений рассматриваются в (инфраструктуры) не являются решающими для успеха фирмы |
Конфиденциальность информации | неудачи в области информация создают проблемы, но не вызывают организационной дисфункциональности |
Доступность соответствующих образцов | надежные и компетентные поставщики существуют |
Доступность пакетов программного обеспечения | пакеты, отвечающие необходимые требованиям, доступны |
Временные ограничения | время, необходимое для создания ресурсов и получения опыта, невелико |
Эволюция и сложность технологии | фирма неспособна приспособиться к быстрым изменениям технологии |
Примечание - Источник: Собственная разработка
В соответствии с выделенными факторами на ближайшие три года рекомендуются программные продукты, реализующиеся в нескольких направлениях:
- интеграция с Web-технологиями;
- использование методик CRM (управление взаимоотношениями с клиентами);
- внедрение инструментов планирования и бюджетирования.
Только современная система позволяет в любой момент получить и распечатать полный или выборочный отчет по учетным остаткам и специальный бланк для инвентаризации. После ввода фактического остатка в систему будет сформирована сличительная ведомость, в которой отражаются расхождения по каждому продукту. Актуализация данной сличительной ведомости обновит данные фактического остатка, создав необходимые акты.
1) Инвентаризация остатков по бару обычно проводится самим барменом с вводом данных по фактическим остаткам непосредственно в компьютерную кассу. Введенные барменом остатки мгновенно обрабатываются системой. В результате – четкое понимание того, что происходит в баре.
2) Анализ статистической информации о ценах и закупках. Данный анализ позволяет выявить расхождения, указывающие на наличие злоупотреблений.
3) При наличии компьютерной системы учет цен закупок по различным поставщикам достаточно быстр и удобен, что позволяет свести попытки завышения цен закупки к нулю.
4) . Помощником в организации грамотной работы с постоянными клиентами и оценки ее эффективности станет система автоматизации в рамках которой будут вводиться, храниться и обновляться данные по постоянным клиентам, по персональным дисконтным картам с накопительной системой скидок. Система позволит фиксировать каждый визит постоянного клиента, потраченные им суммы. Система позволит создать условия обслуживания, выгодные для клиента и прибыльные для самого кафе.
5) Современные решения позволяют не просматривать весь видеоархив, а выбрать конкретные действия, конкретных людей, конкретные товары.
Система автоматизации даст следующие преимущества:
- Ускорение и точность обслуживания клиентов,
- Оптимизация торговых запасов,
- Привлечение новых клиентов,
- Снижение издержек производства (минимизации вмешательства человека в задачи, требующие рутинных или сложных вычислений, например, сообщение о том, что тот или иной продукт заканчивается, система выдаст заблаговременно).
- Удобство ведения учёта и получения отчётности (бухгалтеру или менеджеру проще следить за складскими остатками, сводить отчеты, составлять калькуляционные карты).
- Возможность провести проверку в любой момент снижают различного рода махинации персонала.
Эти возможности делают систему главной управляющей программой бизнес-деятельности организации и оградят пользователей от рутинных задач, что повысит производительность и эффективность работы.
Так как ИТ в рассматриваемом предприятии является вспомогательным (обеспечивающим) технологическим процессом в рамках основного производственного технологического процесса, то обоснованием для осуществления инвестиций в ИТ является повышение производительности. Экономический эффект от повышения производительности можно оценить в виде условного прироста объеме реализации или объема прибыли, полученных за счет использования сэкономленного рабочего времени.
Наименование показателя | Фактически | По плану | Отклонение, % |
Объем выпуска продукции, млн. руб | 142,1 | ||
Среднесписочная численность работников, чел. | |||
Среднегодовая выработка на одного рабочего, руб. | |||
Число человеко-дней, отработанные всеми рабочими | 96,9 | ||
Число человеко-часов, отработанные всеми рабочими | 93,8 | ||
Число дней, отработанное в среднем одним рабочим | |||
Средняя продолжительность рабочего дня, час | 9.2 | 8.8 | 95,6 |
Среднечасовая выработка, руб. | 0, 17 | 0,25 |
Таблица 3.1.13 –Оценка эффективности внедрения новых информационных технологий
Примечание - Источник: Cобственная разработка на основе данных [6]
При использовании рекомендаций, сделанных на основе проведенного анализа и опроса респондентов организации, представляющих операционный, тактический и стратегический уровни управления, можно получить следующие результаты: уменьшения отработанного времени за счет внедренных информационных технологий на 75 часов в год, увеличения производительности труда на 42% , сокращения рабочего дня в среднем на 24 минуты и увеличения объема выпуска продукции на 42%. В конечном счете это приведёт к увеличению прибыли как основной цели ведения бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационных технологий в управлении делает любую организацию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры.
В данной работе рассмотрены теоретические основы анализа информационных технологий организацией; для обслуживания информационных потребностей предприятия создают информационные системы разных уровней управления, в соответствии с которыми осуществляется принятие решений в функционировании информационной технологии. Оценка информационных технологий показала то, что недостаточно разработанными вопросами являются: критерии и показатели уровня информационно-технологического развития, оценка влияния информационных технологий на показатели конкурентоспособности предприятий
Проанализированы особенности информационных технологий в кафе-баре "Вечерний квартал". На предприятии выявлено слабое использование информации. Общий объем внедренных и эффективно действующих информационных технологий явно недостаточен и не ведет к серьезному, качественному перелому в экономике организации, которые заключаются в интеграции с Web-технологиями; использование методик CRM (управление взаимоотношениями с клиентами); внедрение инструментов планирования и бюджетирования.
Подобная автоматизация позволит: повысить эффективность управления организацией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных, уменьшения отработанное время и увеличить товарооборот организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автоматизированное рабочее место экономиста Конспект лекций для студентов специальности// Экономика и организация производства (железнодорожныйтранспорт, водный транспорт)/№27 : Гомель, 2014. – 34 с.
2. Бастриков, М.В. Информационные технологии управления: Учебное пособие /М.В.Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ».– Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005.– 140 с.
3. Белецкая, Л. В. Информационные технологии в бизнесе. В 3 ч. Ч. 1. Краткий курс : учеб. пособие / Л. В. Белецкая, В. П. Киреенко, Н. Н. Поснов ; под ред. Т. В. Борздовой. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. – 86 с.
4. Винтонива, Н.И. Информационные технологии управления персоналом: учебное пособие. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2010. – 136 с.
5. Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 72 с.
6. Годовой баланс ООО «Пищепромсервис». – Минск, 2014.
7. Годовой баланс ООО «Пищепромсервис». – Минск, 2013.
8. Гринберг, А. С. Информационные технологии : учебное пособие / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. управления [Электронный ресурс] - М.: Юнити-Дана, 2012. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119135 . – Дата доступа: 01.12.2015.
9. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: учебник/ Т.В. Емельянова, В. П. Кравченко. - Минск: Выш. шк., 2008. - 383 с.
10. Ефремов О.П. Экономика и организация производства. Учебное пособие. М.: «Новое знание», 2012. -304 стр.
11. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 09.07.2001. N 62,2/780 [Электронный ресурс]. – Минск. 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 01.12.2015.
12. Информационные технологии и управление предприятием / И. Н. Титовский, Ю. И. Попов, Г. Н. Калянов, В. В. Баронов. - М.: ДМК Пресс, б.г.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129267 – Дата доступа: 01.12.2015.
13. Корягин Н.Д., Сухоруков А.И., Медведев А.В. Реализация современных методологических подходов к менеджменту в информационных системах управления: монография / Н.Д. Корягин, А.И. Сухоруков, А.В. Медведев. – М.: РИО МГТУ ГА, 2015.- 148 с.
14. Мансурова , Н.А. Предпосылки и этапы внедрения системы электронного документооборота в сфере малого и среднего бизнеса /Экономика и управление народным хозяйством. - Минск: Выш. шк., 2010. – 139 с.
15. Мишин, А. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Мишин, Л. Е. Мистров, Д. В. Картавцев. - М.: Российская академия правосудия, 2011. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140632. – Дата доступа: 01.12.2015.
16. Реализация современных методологических подходов к менеджменту в информационных системах управления: монография / Н.Д. Корягин, А.И. Сухоруков, А.В. Медведев. – М.: РИО МГТУ ГА, 2015.- 148 с.:
17. Саидбегова А. Г. Информационные технологии в управлении /курс лекций. - Махачкала, 2012.- 175с.
18. Современные технологии управления: вопросы менеджмента, маркетинга, управления персоналом, коммерции: Пятые Ходыревские чтения: сб. материалов междунар. науч.-практической конф./ под ред. докт. экон. наук, проф. В.Н. Ходыревской; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2014. – 176 с.
19. Тарасова А.Н. Информационные технологии управления /Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации», заочная форма обучения. Тюмень, 2013. - 16 с.
20. Толстов К.А. Информационные технологии управления: конспект лекций / К.А. Толстов. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. – 106 с.
21. Тургаев С. А. Инновационные проекты в системе управления развитием организации// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия «Экономика», . №2., Т.6, 2014. - С. 85-91
22. Усманова И. В. – Проблемы выбора систем электронного документооборота для коммерческих организаций // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. № 18 (22). 2010. - С. 201–205.
23. Федяинова, В.И. Сысо, Т.Н. Электронный документооборот: технология внедрения и способ оптимизации бизнес-процедур/ Вестник Омского университета// Серия «Экономика» № 4 - 2012. - С. 36–44.
24. Шестакова, Т. И. Калькуляция и учет в общественном питании: учебно–практическое пособие / Т. И. Шестакова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 346 с.
25. Яблочников, Е. И. Компьютерные технологии в жизненном цикле изделия: учеб. пособие / Е. И. Яблочников, Ю. Н. Фомина, А. А. Саломатина. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2010. – 188 с.