Международный стандарт управления качеством ISO 900X
Для успеха всего процесса ПРУР необходим контроль и порядок качества в сфере управленческой деятельности - источнике УР. В этой сфере формируются международные и отечественные стандарты и нормативы В настоящее время в рамках ПРУР руководствуются двумя стандартами - ISO 900Х и ГОСТ РФ Р 1.0-92.
Эти стандарты носят характер «оболочки» для заполнения их конкретными стандартами, нормами или нормативами в соответствии с требованиями, которые диктует современная изменчивая жизнь.
ISO (International Organization for Standardization) - признанная в мировом сообществе организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества. Стандарт ISO 900Х (X = 0-4 - цифровое обозначение модификации) относится к управлению качеством продукции. Соблюдение этих стандартов компанией свидетельствует о том, что она присоединяется к международному сообществу в понимании процедур управления качеством продукции.
ISO 9000 – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более, чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO.
Кроме того, несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно – это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке.
Соответствие требованиям и рекомендациям стандартам ISO 900X говорит о способности организации поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.
Стандарты качества ISO 900Х носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
Система ISO900X в чем-то дополняют международные условия купли-продажи ИНКОТЕРМС. Она охватывает производство, услуги, сырьевые отрасли делопроизводство, преследуя цель достижения высокого качества продукции.
В описании системы ISO 900Х детализируются общие функции управления качеством в виде набора мероприятий, которые группируются по четырем этапам:
Этап 1-й
Составление главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые параметры конечного результата.
Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенчмаркинга или сравнения со стандартами.
Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Этап 2-й
Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
Определение потребности в ресурсах.
Формирование инструкций по использованию стандартов, форм отчетности и методике проведения аудита качества продукции.
Этап 3-й
Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки процесса улучшения качества.
Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
Этап 4-й
Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900Х. Проведение процедур оценки качества продукции. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
На основе ISO 900Х получили распространение различные концепции и методы всеобщего управления качеством.
К ним, в частности, относятся работы по международной программе TQM — Total Quality Management и работы Государственного университета управления (ГУУ) в области формирования стандартов и форм отчетности по ключевым элементам системы управления компанией.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала.
Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.
Оптимальными решениями являются те, которые наилучшим образом удовлетворяют заданным критериям для достижения намеченных целей, при условии, что все заинтересованные стороны достигают запланированных результатов.
Супероптимальное решение представляет собой такое решение, которое превосходит то, которое обычно считалось наилучшим для проблем данного типа и одновременно наилучшим образом обеспечивающее достижение двух отдельных групп целей: либеральных и консервативных.
(Синоним – сильное решение, обладающее свойством самореализуемости. Решения, к которым стремится ТРИЗ).
Исходя из закона синергии: для супероптимальных решений существует такой набор обстоятельств, при которых качество и эффективность достигнутых результатов будет существенно выше качеств и эффективностей учитываемых обстоятельств.
Эффективность управленческих решений - это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации.
Основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление:
Эффективность УР = Результат УР / Затраты на УР
Виды эффективности: организационная; экономическая; социальная; технологическая; психологическая; правовая; экологическая; этическая; политическая.
Контроль реализации управленческих решений
Контроль как функция управления представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений.
Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, определения фактически достигнутых результатов и их отклонения от нормы; с другой — процесс мониторинга хода выполнения управленческих решений и оценки достигнутых результатов. Результаты контроля являются основанием для корректировки ранее принятых решений при обнаружении значительных отклонений от намеченного хода реализации решения. Другими словами, контроль представляет собой процесс сравнения полученных результатов с запланированными и, в случае необходимости, проведения соответствующих корректирующих мероприятий.
Неопределенность как неотъемлемая характеристика будущего является главным обоснованием контроля в процессе реализации управленческого решения.
Контроль сопутствует всем этапам процесса.
По этому признаку различают следующие основные виды контроля:
· предварительный;
· текущий;
· корректирующий;
· заключительный.
Заключительный контроль осуществляется тогда, когда уже нельзя поменять решение в случае неудачного исхода. Он выполняет следующие важные функции:
1. Формирование и заполнение базы данных по следующим направлениям:
· цели и составляющие их задачи;
· начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности;
· критерии оценки исходных показателей;
· набор корректирующих решений;
· результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности;
· набор решений по нейтрализации побочных явлений.
2. Сбор статистических данных о специфике работы в конкретной сфере, позволяющий руководителю принимать более адекватные решения в сложных ситуациях.
3. Разработка инновационных технологий для совершенствования процесса реализации решения.
Существует два варианта контроля: по результатам и по упреждению.
Контроль по результатам использует организационную, экономическую, техническую и правовую документацию. Осуществляется оценка отклонения фактического результата от запланированных значений. Такой вариант контроля целесообразно применять в процессах с небольшим временем цикла и при невысокой стоимости процесса разработки и реализации решения. Управленческое решение постепенно совершенствуется на основе предыдущих результатов реализации, с помощью корректировок и уточнений.
Контроль по упреждению основывается на стандартах, нормах, правилах и может осуществляться до начала или в процессе разработки и реализации решения.
Контроллинг — направление в управленческой практике, которое включает административный, технологический контроль, ревизию и аудит.
Административный контроль представляет собой постоянное наблюдение за процессом разработки и реализации управленческого решения, сроками и качеством.
Технологический контроль — контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации решений.
Ревизия — документальное фискальное обследование результатов реализации решения.
Аудит — документальное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным критериям.
Между процессами принятия решений, планирования и контроля существует неразрывная связь, которая определяется предназначением, миссией и целями управляемой системы.
Процесс контроля характеризуется следующим: содержательная составляющая определяет, что выполняется; организационная — кем и в какой последовательности осуществляется контроль; технологическая отвечает на вопрос, какие методики и технологии используются.
Целью контроля является обеспечение соответствия утвержденного решения и процесса его исполнения, предотвращение вероятных недоработок и проблем, выявление отклонений от заданной программы, поставленных целей и задач, установленных сроков.
Содержание контроля раскрывают реализуемые им функции: диагностика состояния дел, ориентирование, стимулирование, корректировка действий, распространение опыта, осуществление надзора.
Функция диагностики заключается в выявлении фактического состояния дел; ориентирующая функция сосредоточена на указании проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания; стимулирующая направлена на выявление и вовлечение в работу всех временных, денежных, человеческих ресурсов.
Передача информации играет важную роль в процессе контроля. Ценность данных значительно снижается, если они несвоевременны и неточны. К информации предъявляется требование наглядности, что позволяет легко понимать смысл контролируемых процессов и предпринимать адекватные действия.
Перечислим основные трудности, связанные с передачей информации:
· искажение сообщений в процессе межличностного общения и при прохождении по каналам передачи информации;
· информационные перегрузки, которые подавляют восприятие и мышление руководителя, занятого обработкой больших объемов информации;
· сложная организационная структура, затрудняющая прохождение информации и повышающая вероятность ее искажения.
Оценка результатов заключается в сравнении фактических и требуемых результатов решения с учетом масштаба допустимых отклонений. На основании сравнения судят о том, достигнута ли цель принятия решения или пет. Если обнаруживаются существенные отклонения реальных значений показателей от плановых, принимается решение о выполнении корректирующих действий.
После оценки результатов реализации решения руководитель может выбрать одну из следующих стратегий:
1) если результаты сравнения фактических и плановых значений позволяют сделать вывод, что цель достигнута, то никакие дополнительные действия не предпринимаются, а положительный опыт решения сохраняется в базе данных для использования в подобных ситуациях в будущем;
2) если отклонения от намеченных результатов становятся недопустимыми, предпринимается попытка разобраться в причинах этих отклонений и предпринимаются необходимые мероприятия для возвращения па правильную траекторию. Если выявлены отклонения в ходе текущего контроля, то руководитель выполняет корректирующие действия непосредственно в процессе реализации решения. Если отклонения от цели обнаружены по результатам заключительного контроля, то проводится анализ новой проблемной ситуации и повторяется процесс разработки и реализации решения;
3) несовпадение фактических и запланированных результатов объясняется тем, что была запланирована нереалистичная недостижимая цель. Завышенные требования к качеству решений сводят на нет усилия исполнителей, снижают их мотивацию. И наоборот, легкость достижения поставленной цели объясняется слишком мягкими критериями выбора. Контрольная информация позволяет выявить необходимость доработки не только самих решений, но и требований, предъявляемых к их качеству, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
Обязанность — возложенные на кого-либо и обязательные для выполнения действия и мероприятия. Различают служебные, социальные и всеобщие воинские обязанности.
Ответственность — обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках.
Ответственность классифицируется по:
· уровням: международный, государственный, муниципального образования, организации и ее подразделений, индивидуальный;
· времени: за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения;
· ущербу, вызванному ошибочными решениями.
Разнообразие сфер деятельности государственных и муниципальных органов власти формирует следующий набор видов ответственности: профессиональная, юридическая, социальная, экологическая, экономическая, этическая, дисциплинарная, административная, материальная.
Различают следующие параметры социальной ответственности: широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Ответственность органов местного самоуправления.
Федеральный закон устанавливает ответственность органов местного самоуправления за их действия. В данном случае ответственность понимается как наступление правовых последствий для этих органов за принимаемые ими противоправные решения, ненадлежащее исполнение обязанностей и функций. Предусматриваются следующие виды ответственности органов местного самоуправления:
· перед населением;
· перед государством;
· перед физическими и юридическими лицами.
Главные управленческие навыки руководителя:
- Постановка целей
- Планирование (организация процесса)
- Принятие решений (ПРУР)
- Делегирование
- Коммуникация / мотивация, поддержка подчиненных
- Контроль (ОС)
Письменное тезисное изложение делегируемых задач в Excel:
· Общее позиционирование в глобальной цели / проекте
· Задача / Приоритет
· Необходимые действия
· Ответственный (кому передается)
· Срок исполнения
· Комментарий
Навыки эффективного (успешного) руководителя:
(дополнительно к основным обязанностям: постановка целей, планирование, РУР, организация)
- Коммуникация / поддержка / мотивация (личный пример)
- Делегирование полномочий
- Создание (новой) / построение (старой) эффективной команды (+ и атмосферы корп. культуры)
- Эффективное проведение совещаний
- Искусство переговоров
- Навыки успешной презентации
- Имидж руководителя / харизма / собственный стиль / ответственность
Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену
1. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2010.
2. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебное пособие. М.: РИОР, 2010.
3. Саак Э.А., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения: в системе государственного и муниципального управления. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.
4. Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Управленческие решения: конспект лекций. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
5. Соколова Л.Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009.
6. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учеб.пособ. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2004.
7. Лукичёва Л.И. Управленческие решения. М.: Омега-Л, 2009.
8. Шишкова Г.А. Менеджмент: Управленческие решения. Учебно-методический модуль “Я иду на занятия”, факультет управления РГГУ. М. Изд-во Ипполитова, 2002.
9. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор. Учеб. пособие. М. Кнорус, 2005.
10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Дело АНХ, 2008.
11. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Эксмо, 2009.
12. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. М: Изд-во «Дашков и К», 2009
По запросу на кафедре "Государственного управления и политики" (кабинет А-330) может быть представлена дополнительная литература в электронном виде.