Классификация восприятия

Тема: Восприятие.

1. Понятия о восприятии.

2. Теории восприятия.

3. Основные свойства восприятия.

4. Классификация восприятия.

Фазы восприятия.

6.

7.

Понятия о восприятии.

Восприятие является непосредственным, чувственно-предмет­ным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления,

воображения.

Восприятие— форма целостного психического отражения пред­метов или явлении при их непосредственном воздействии на органы

чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение от­дельных ощущений в целостные образы пещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи­теля, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощу­щений, а представляет собой качественно новую ступень чувствен­ного познания.

Уже в акте восприятия предмет приобретает определенное обоб­щенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятияявляется условно-реф­лекторная деятельность внутрианализаторного и межанализатор­ного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Восприятие различаются по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Традицион­но выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осяза­тельное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздейст­вующих признаков наиболее существенных с одновременным от­влечением от несущественных. Оно требует объединения основ­ных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана пли шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлека­ясь от признаков, не играющих существенной роли. Мы выделяем ножки, на которых держится крышка стола, воспринимаем эту часть как имеющую наиболее существенное значение. Мы отвлека­емся от его формы, размера, количества ножек и выделяем как наи­более существенную часть образа те его части, которые имеют функциональное значение, сразу же относя его к категории пись­менного, обеденного или кухонного стола. Узнать стол означает восстановить в нашем сознании все то, для чего он служит, и какое место он занимает в нашем практическом опыте.

Легко видеть, что восприятие является сложным процессом по­лучения информации, стоящим на границе наглядного мышления. В случае, когда человек воспринимает знакомый предмет, процесс анализа существенных признаков и отнесения предмета к опреде­ленной категории протекает в свернутом виде и носит характер почти мгновенного узнавания. Однако при восприятии мало зна­комых предметов этот процесс протекает развернуто, и эти случаи позволяют обнаружить всю сложность этого процесса.

Восприятие — своеобразное действие, направленное на обследо­вание воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подо­бия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей пред­мет; движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д. Необходимость движений глаза для формирования зрительного вос­приятия доказывается опытами, в которых искусственно останав­ливали движения глаза (например, впрыскивая вещества, которые парализуют мышцы). Эти опыты показали, что неподвижный глаз слеп. Стоит остановить движение (точнее, изменение) изображе­ния на сетчатке, как человек через 1-3 секунды теряет констант­ность восприятия, затем вообще перестает видеть объекты.

Неподвижное касание также не дает никакой информации о форме объекта и даже о характере его поверхности. Аналогично, в отношении слуха было установлено, что слушая, например речь, человек неощутимо воспроизводит ее про себя, соответственно на­прягая мускулатуру речевого аппарата, как только напряжение в голосовых связках пропадает, то оказывается, что человек пере­стал слушать и понимать, что ему говорят.

Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и коррек­тирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объек­та восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.

В раннем детстве восприятие непосредственно связано с мото­рикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приоб­ретать значительную самостоятельность.

Восприятие — это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдения за человеком, ослепшим в десятимесячном возрас­те, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции он видел только расплывчатые очертания. Он не видел мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно его зрение вос­станавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплыв­чатым. Он так и не научился читать глазами, не мог нарисовать сложный предмет, если не исследовал его руками.

Признаки восприятия.

1. Прежде всего, процесс информации ни в какой мере не является результа­том простого раздражения органон чувств и доведения до коры головного мозга тех возбуждений, которые возникают в периферических воспринима­ющих приборах (кожа, глаза, ухо). В процесс восприятия всегда включеныдвигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих существенную роль в том, чтобы
установить наиболее существенные особенности звукового потока. Мы еще встретимся с этим исходным положением при анализе различных частных видов восприятия. Поэтому процесс восприятия правильнее всего обозна­чать как воспринимающую деятельность субъекта.

2. Далее, процесс восприятия тесно связан со следующим:

а) оживлением следов прежнего опыта;

б) сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями;

в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями;

г) выделением существенных признаков;

д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него инфор­мации;

е) синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.

3.Человек не просто смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки, а, выделяя и объединяя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, называет их тем самым глубже, познаёт их свойства, и относит к определённым категориям.

Характерные особенности восприятия:

1.Активный опосредованный характер, т.е. опосредованно его прежними знаниями, сложившимися из прежнего опыта и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, включающую создание гипотезы о характере принимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет гипотезе.

2. Имеет предметный и обобщённый характер,- соотносим предмет к категории. Стол, стул – мебель.

3. постоянство и правильность. Из нашего опыта с предметом мы получаем точную информацию о его свойства Например, знаем, что тарелка круглая, коробка спичек прямоугольная, лошадь большая, мышь маленькая.

4. Особенность состоит в подвижности и управляемости.

- рассматривая картину, с целью определить способ работы художника, человек игнорирует её содержание и выделяет то, как положены мазки на картине.

- ставя задачу определить время, к которому относится описание картины, он выделяет манеру письма, одежду изображённых лиц на картине, архитектуру зданий.

- пытаясь рассмотреть общий сюжет, он рассматривает всю картину в целом.

Т.о. мы можем говорит о следующих свойствах восприятия.

Теории восприятия

Существует множество теорий восприятия, но ни одна из них не является полной, хотя каждая делает свой вклад в формирование синтезированного взгляда на проблему восприятия. Поэтому мы с вами рассмотрим ряд наиболее важных и распространенных концепций.

Ассоциативная теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Представители: И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер. Главный постулат: воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств,подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.

Механизм восприятия: Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

Некоторые из этих авторов, как например, В. Вундт и Г. Гельмгольц,

привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую мысли и ход психических процессов) или интеллектуальных бессознательных умозаключений. Минусы: Основная ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя.

Раз восприятие является комплексом ощущений, то задача состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методоманалитической интроспекции.

Гештальтпсихология.Представители: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Главный постулат: Все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Механизм восприятия: Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность и так далее. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон.

Методуаналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.

Психология восприятия, по их мнению, должна отвечать на вопрос –

почему мы видим мир таким, каким мы его видим? Минусы:Гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Еще один недостаток – отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру.

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии.

Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.

Дж. Гибсон, восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается.

Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый градиент величины и плотности, несущий информацию о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем уходящую вдаль, поверхность.

Восприятие по Дж. Гибсону – активный процесс. Основное ударение в теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. Минус: При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется.

Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д.О. Хэбба, которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д.О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык, которому надо обучаться.

Механизм восприятия: Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры, а затем уже всей фигуры. Таким образом, в работах Д.О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д.О. Хэбба является возвратом к ассоциатизму, т.к. если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д.О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорий восприятия. Минусы: В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и так далее.

Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже. Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Большое место в теории Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.

При восприятии, по мнению Ж. Пиаже, причина ошибок заключается в законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Механизм:Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.

Свойства восприятия

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качест­ве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предмет­ность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметностьвосприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Психические образы предметов человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы., вынося образы во вне, объективируя их.

И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечи­вающих контакт с самим предметом. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Например: Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечалипоявление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Целостность восприятия— свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства пред­мета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целост­ный образ предмета.Т.о. Восприятие даёт целостный образ предмета.

При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисо­вываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру (см. рис. 27).

классификация восприятия - student2.ru

Восприятие формы. Фигура и контур.

Классическим примером целостности восприятия служит запо­минание в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувстви­тельна к свету и не посылает поэтому никакой информации в мозг. Однако никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замеча­ем. Мозг заполняет ее на основе информации, получаемой от окру­жающих участков. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно различными. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

С целостностью восприятия связана его структурность— свой­ство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их ус­тойчивых связей и отношений.

Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы вос­принимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные зву­ки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет сим­фонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В ка­ждый момент можно услышать всего один удар. Однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.

Константность— относительное постоянство образов предме­тов, в частности, их формы, величины, цвета при изменении усло­вий восприятия.

Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как цело­стный и организованный, но и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохра­няет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого рас­стояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Например, посмот­рите на ваши пальцы: одни — на расстоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного разме­ра, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму незави­симо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается бе­лой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.

Легко понять, как велико значение постоянства величины, фор­мы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменении осве­щения, т. е. практически непрерывно изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Константность восприятия не является врожденной. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Ис­точником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность пер­цептивного образаотносительно этих изменчивых условий, т. е. константность восприятия.

Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. Например, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходит по зако­нам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным много­образием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с оч­ками, искажающими зрительное восприятие путем переворачива­ния изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то некоторое время видит предметы вверх ногами. Однако затем соз­нание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зри­тельного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызы­вало у него головокружение и тошноту. Способность «переучи­ваться» сильно зависела от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, ко­торые свободно ходили по помещению, быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее либо вообще не адаптировались.

Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истол­ковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта, как изменение освещения и т. п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изме­нение ощущений чаще всего происходит из-за движения. Поэтому такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероят­ным.

Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, вос­приятие обычно оказывается право. Однако возможны случаи, ко­гда восприятие ошибается.

Осмысленность восприятияфиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия, сопряженное с осмыслени­ем, с осознанием предмета или явления. Воспринимая предметы и явления, человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.

Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слоне. Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соот­ветствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол восприни­мается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед — как средство пере­движения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории.

Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство ее свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т. е. угадать. Поэтому знакомые вещи воспринимают­ся намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся бук­вально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (см. рис.).

классификация восприятия - student2.ru

Рис. 28. фон и фигура (ваза и лица)

Избирательность восприятия— одно из свойств восприятия, со­стоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. В любой момент времени, мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия., т.е. не отражаются в нашем сознании. Избирательность восприятия осуществляется посред­ством механизмов внимания. Выделяемый и поэтому более отчет­ливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как «фон». Например, на лекции.

В избирательности восприятия проявляется активность созна­ния. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от восприни­мающего субъекта.

Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные дли­тельно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно пе­рестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. Поэтому мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.

Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а кон­кретная личность. Одним из проявлений избирательности воспри­ятия является апперцепция.

Апперцепция— зависимость восприятия от прошлого опыта, за­паса знаний и общей направленности личности. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не яв­ляется просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опы­та. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его лич­ной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый ви­дит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог — определенные виды насекомых, члени­стоногих и т. д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направ­ленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то, делают». Одной группе испытуемых изо­бражения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей — через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем боль­ший процент их «видел» что-то, относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чер­нильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его жела­ниями, интересами, тревогами и надеждами.

Следующий фактор, который определяет избирательность вос­приятия, :л о задача, которая стоит перед человеком в данный мо­мент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо восприни­мает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира-туриста в новом горо­де, видит главным образом архитектурные особенности.

Существенным фактором, влияющим на содержание воспри­ятия, являются установки субъекта, т. е. внутренние ожидания, ко­торые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избира­тельности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека.Иногда этот механизм оказывается настоль­ко силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им проти­воречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдо­ванными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.

При всей разнице личного опыта, потребностей и установок у лю­дей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется мно­го общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и тем же кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т. п. Таким об­разом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.

Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере опре­деляют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцеп­тивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Классификация восприятия.

Восприятие разделяется:

1. По ведущему анализатору:

- зрительное

- слуховое

- осязательное

- обонятельное

- вкусовое

- кинестетическое.

2. По форме существования материи:

- восприятие пространства

- восприятие времени

- восприятие движения.

3. По форме психической активности:

- преднамеренное

- непреднамеренное.

Осязательное восприятие.К определённому участку кожи прикоснитесь острым и потом тупым концом булавки или карандаша. Ощутите прикосновение, какой характер оно носит? В каком месте укол ощущается больно?

- ощущение прикосновения и давления

- ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи

- ощущение направления натяжения кожи

- ощущение формы, которым наносится прикосновением острия, делающего на фигуру круга, треугольника и ли цифры, буквы.

Наши рекомендации