IV. Рекомендации главам муниципальных образований по обеспечению антитеррористической безопасности в период проведения массовых публичных мероприятий на открытых площадках
В условиях сохраняющихся террористических угроз наибольшую обеспокоенность правоохранительных органов вызывают массовые публичные акции, особенно рекламного и коммерческого характера, поскольку организаторы, как правило, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности зрителей, устранению причин и условий, способствующих проведению террористических актов.
Следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «...организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия...» (статья 5, пункт 4). Статья 7 уточняет: «.... уведомление подается в письменной форме» (пункт 1), в котором, в числе других сведений, обязательно указываются данные:
- о месте проведения мероприятия, маршрутах движения и ожидаемой численности участников;
- фамилия, имя и отчество организатора мероприятия, его место жительства или пребывания;
- фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Поступившие в органы местного самоуправления вышеуказанные сведения в кратчайшее время должны быть направлены в территориальные органы внутренних дел, для предварительной оперативной проверки и выработки соответствующих рекомендаций главам местного самоуправления, принимающих управленческое решение в вопросе согласования массового публичного мероприятия.
Целесообразно вопрос о согласовании проведения массового публичного мероприятия выносить на рассмотрение внеочередных заседаний антитеррористических комиссий муниципальных образований. В ходе этих заседаний имеется возможность всесторонне рассмотреть складывающуюся оперативную обстановку, оценить реальность угроз террористического и экстремистского характера, а также готовность взаимодействующих ведомств обеспечить безопасность участников массовых мероприятий и ход его проведения.
По результатам обсуждения на заседании антитеррористической комиссии муниципального образования (АТК МО) глава муниципального образования принимает управленческое решение - согласиться по существу уведомления с предложениями организаторов массовых публичных мероприятий, либо, сославшись на коллегиальное мнение членов оперативного штаба (в т.ч. представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), предложить организаторам изменить либо место проведения мероприятия, либо дату, время и т.п. Коллегиальное решение членов АТК МО, по сути, лишает организаторов повода оспаривать это решение и укрепляет властные полномочия главы исполнительной власти муниципальных образований.
При положительном решении о согласовании проведения массового мероприятия на внеочередном заседании АТК МО создается рабочая комиссия по обеспечению безопасности проведения массового публичного мероприятия, которую возглавляет заместитель руководителя АТК МО, начальник территориального подразделения органов внутренних дел. В комиссию входят руководители ведомств и служб, занятых в обеспечении данного мероприятия (ГО и ЧС, ЖКХ, здравоохранения, санэпиднадзора, транспорта, энергетики, торговли, общепита и т.д.), а также организаторы массовой публичной акции. Составляется план работы комиссии, предусматривающий периодические рабочие совещания, на которых осуществляется текущий контроль за ходом подготовки и оперативное реагирование на возникающие проблемные вопросы.
Работа комиссии АТК МО по обеспечению безопасности на подготовительном этапе направлена на решение следующих задач:
-взаимодействие служб охраны общественного порядка и безопасности, с территориальными подразделениями Главного управления ГО и ЧС субъекта Российской Федерации, центром медицины катастроф, специальных бригад скорой медицинской помощи, учреждениями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль и других взаимодействующих ведомств;
- оперативная отработка представителями взаимодействующих ведомств мест проведения акции и окружающей территории, с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих проведению террористических актов, либо создающих угрозу чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участников акции или её срыву;
- организация единой системы связи и оповещения, как правило, на базе дежурных служб территориальных органов внутренних дел;
-организация разъяснительной работы с населением (особенно с молодежью и подростками) о правилах поведения в многолюдных местах, обеспечивающих надлежащие условия для поддержания общественной безопасности;
- организация оптимальных схем дорожного движения по дорогам общего пользования, находящихся в непосредственной близости от места проведения публичного массового мероприятия, предусматривающих предупреждение террористических угроз и иных чрезвычайных ситуаций, а в необходимых случаях, обеспечивающих беспрепятственный проезд спецтранспорта к месту происшествия;
- организация мест автомобильных стоянок для участников и зрителей публичного массового мероприятия на расстоянии не менее 50 - 100 метров от места его проведения;
- определение мест дислокации спецавтотранспорта противопожарной службы, скорой медицинской помощи, спецподразделений милиции и аварийно-спасательных служб, обеспечивающих кратчайшее время их развертывания при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- разработка планов действий и схем эвакуации участников и зрителей массового публичного мероприятия в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также размещение соответствующих указателей и трафаретов на месте проведения массового публичного мероприятия;
- проведение обучающих семинаров с персоналом, привлекаемым для обслуживания массового публичного мероприятия, о действиях, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;
- организация надлежащего контрольно-пропускного режима с применением специальных технических средств, для выявления огнестрельного оружия, боеприпасов и иных средств террора;
- финансирование мероприятий по обеспечению безопасности массового публичного мероприятия.
Важным фактором обеспечения безопасности является привлечение к обслуживанию зрителей и участников массовых публичных мероприятий одних и тех же лиц, которые обладали бы достаточными профессиональными знаниями и навыками. В случае привлечения дополнительного обслуживающего персонала, целесообразно заблаговременно передавать их списки (по установленной форме) в территориальные органы внутренних дел. При этом желательно не допускать замену обслуживающего персонала, указанного в списках, особенно в день проведения мероприятия.
Особый контроль необходим за представителями торговых организаций и пунктов общественного питания, размещаемых на прилегающей территории.
За день до начала массового мероприятия проводится заключительное заседание АТК МО, на котором подводятся итоги намеченных ранее мероприятий, обсуждаются нерешенные на подготовительном этапе проблемные вопросы. С учетом последнего обстоятельства и текущих угроз безопасности, определяются зоны повышенного оперативного внимания и характер дополнительных инструктажей конкретных категорий обслуживающего персонала, выполняющего свои служебные обязанности в «проблемных зонах».
Определяется необходимость организации оперативного дежурства в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого проводится массовое публичное мероприятие. Координирующая роль на случай возникновения чрезвычайных ситуаций остается за дежурной службой территориального органа внутренних дел.
Установление готовности объекта к проведению массового мероприятия осуществляется по результатам оперативно-технического осмотра объекта специальными рабочими комиссиями.
В день проведения массового мероприятия за два часа до его начала руководитель АТК МО прибывает на место проведения и принимает доклады от руководителя рабочей комиссии по обеспечению безопасности проведения массового публичного мероприятия, при возникновении вопросов, требующих оперативного реагирования на месте ставится задача руководителю соответствующего ведомства, задействованного в обслуживании мероприятия.
Антитеррористическая комиссия муниципального образования должна принять решение, запрещающее на время проведения массового публичного мероприятия торговлю:
-алкогольными напитками в месте проведения массового публичного мероприятия;
-товарами, расфасованными в стеклянную, металлическую и иную тару, которую можно использовать в качестве холодного оружия;
-петардами, ракетами, фейерверками и иными пиротехническими изделиями.
Кроме того, подлежит запрету пронос на место проведения массового публичного мероприятия:
- алкогольных напитков;
- любых видов огнестрельного и холодного оружия или предметов,
которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и
здоровью граждан;
- петард, ракет, фейерверков и иные пиротехнических средств;
- огнеопасных и ядовитых растворов и веществ.
На органы местного самоуправления возложено привлечение к охране общественного порядка, при проведении массового мероприятия, представителей казачества, ДНД, студенческих и молодежных общественных объединений правоохранительной направленности и др.