Основные парадигмы исследования социальной коммуникации
Теория коммуникации (гуманитарно-социальная коммуникология), имеющая междисциплинарный предмет и возникшая на стыке целого ряда социогуманитарных и технических наук, обрела статус самостоятельной академической дисциплины в России лишь в последнее десятилетие. В США и в странах Западной Европы это междисциплинарное научное знание имеет давние истоки, основательные традиции и эвристически продуктивные идеи, интенсивная разработка которых началась после Первой мировой войны и особенно в 1920-е гг. Ведущие зарубежные и российские специалисты по теории коммуникации подходят к исследованию социальной коммуникации с полипарадигмальных позиций. Это означает, что коммуникология характеризуется методологическим плюрализмом, без чего невозможно приращение междисциплинарного коммуникативного знания.
Понятие парадигмы ввел в научный оборот американский философ науки Томас Сэмюэл Кун в работе «Структура научных революций». В его понимании парадигма означает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма шире теории и нередко предшествует ей. Формирование общепринятой парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм представляет собой научную революцию, т.е. полное или частичное изменение элементов дисциплинарной матрицы (Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 147, 227). Понятие парадигмы многозначно: парадигма может рассматриваться как совокупность фундаментальных оснований научного знания или как исходная концептуальная схема. Под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также признанные достижения в данной области науки. Ряд авторов относят к парадигме не только принципиально новые теории, но и методы исследования. В последние 10–15 лет понятие парадигмы по сравнению с трактовкой Куна изменилось. К парадигмам относят теории, концепции, направления, ориентации, течения, движения научной мысли, которые не носят революционного характера, а дают прибавление знания, подчас значительное для развития науки. Конкретная парадигма является средством интерпретации социальных, институциональных групповых, межличностных, поведенческих и иных явлений, отношений и процессов. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика ряда родственных парадигм. Объектом метапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи (Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии//Социс. 2008. № 4. С. 5, 6).
По мнению профессора Университета Колорадо Роберта Томаса Крейга, на современное состояние теории коммуникации повлияли семь основных традиций (парадигм), имеющих истоки в философии, социологии, лингвистике, кибернетике, антропологии, культурологии, психологии, логике:
риторическая: коммуникация рассматривается как практическое искусство ведения беседы (используемая терминология: искусство, метод, аудитория, общепринятое представление, логика, аргументация);
семиотическая: коммуникация рассматривается как межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками (научная лексика: знак, символ, значение, язык, денотация, коннотация, референт, код, средство понимания);
феноменологическая: коммуникация рассматривается как проживание иного опыта, диалог (используемые понятия: опыт, «Я» и «Другой», диалог, подлинность, поддержка, открытость);
кибернетическая: коммуникация рассматривается как процесс обработки информации (используемая научная лексика: источник, получатель, сигнал, информация, шум, обратная связь, избыточность, сеть, функция);
социопсихологическая: коммуникация понимается как экспрессия, взаимодействие и влияние (терминология: поведение, эффект, личность, эмоции, восприятие, познание, установка, взаимодействие);
социокультурная: коммуникация понимается как производство и воспроизводство социального порядка (основные понятия: общество, структура, практика, ритуал, правило, социализация, культура, идентичность, совместная деятельность);
критическая: коммуникация понимается как дискурсивная рефлексия, гегемония идеологии, как искажаемая речевая ситуация (терминология: идеология, диалектика, подавление, рост сознания, сопротивление, эмансипация) (Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания//Компаративистика – III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. С. 87-91).
Если совместить эти традиции с именами известных мыслителей в рамках этих же традиций и направлений, то получим следующую картину: риторическая: Платон, Аристотель, Цицерон, М.Ф. Квинтиллиан и др.; семиотическая: Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Р.О.Якобсон, Ю.М.Лотман и др.; феноменологическая: К.Ясперс, М. Бубер, Э. Мунье, Г.Г. Гадамер, К. Роджерс и др.; кибернетическая: Н. Винер, К. Шеннон и др.; социопсихологическая: П. Лазарсфельд, К. Ховланд и др.; социокультурная: К.Л. Стросс, А. Моль и др.; критическая традиция: теоретики Франкфуртской школы социальной философии. Все эти парадигмы и теории составляют содержание дисциплины «Основы теории коммуникации». По мнению Крейга, все эти парадигмы исследования коммуникации соотносятся с многозначностью понятия «социальная коммуникация». В этом смысле теория коммуникации выступает областью метадискурсивной практики, это область «дискурса о дискурсе», имеющая значение для коммуникативных практик. Потенциал теоретических знаний коммуникации может быть реализован не в виде одной или единой теории коммуникации, а на основе диалогически-диалектической дисциплинарной матрицы, что создает возможность для продуктивной дискуссии между различными традициями теории коммуникации.
Всемирно известный специалист по теории и истории коммуникаций, профессор отделения коммуникаций и журналистики Университета Нью-Мексико Эверетт Роджерс начало исследований социальной коммуникации связывает с историей философии, социологии, психологии, политологии, лингвистики, кибернетики, теории информации. Описание важнейших теорий социальной коммуникации он считает возможным в соответствии с основными концептуальными подходами в социогуманитарных науках. Начало «истории и философии исследования коммуникаций» Роджерс относит к европейским теориям Ч. Дарвина, 3. Фрейда и других представителей психоанализа, К. Маркса и «критической школы». Основные парадигмы американской науки о коммуникациях Роджерс связывает с теориями Чикагской школы, Г. Лассуэлла (анализ пропаганды и массовой коммуникации), П. Лазарсфельда (эффекты массовой коммуникации), К. Левина (групповая динамика), К. Ховланда (убеждающая коммуникация), Н. Винера (кибернетика), К. Шеннона (информационно-математическая теория), а также с деятельностью В. Шрамма, стоявшего у истоков институционализации теории коммуникации в системе высшего образования США.
Автор одного из современных американских учебников по теории коммуникации Стивен Литтлджон предлагает изучать следующие теории, составляющие смысловое «ядро» обобщающей науки о коммуникации, теории, объясняющие, как формируются сообщения; теории, описывающие процессы рождения смыслов и интерпретации; теории, описывающие процессывзаимодействия (интеракции); теории, способствующие пониманию роли общества и социальных институтов в коммуникациях (Littlejohn S. W. Theories of human communication. 7 th ed. Albuquerque (New Mexico), 2002). Мнению С. Литтлджона о предметной области теории коммуникации близка точка зрения профессора Д.П. Гаеры (СПбГУ), который основными содержательными «сегментами» теории коммуникации считает следующие: общую теорию сообщений; теорию интерпретации и рождения значений; интеракционистскую динамикумежличностных взаимодействий; институциональную и социально-коммуникативную динамику социальных взаимодействий.
Американский профессор К. Миллер различные теории, объясняющие процессы коммуникации, группирует как теории: 1) коммуникативных процессов; 2) коммуникативных контекстов.Автор другого популярного учебника по теории коммуникации Э. Гриффин классифицирует теории коммуникации по уровням коммуникации: теории межличностной, групповой и публичной коммуникаций и теории культурного контекста. В структуре современной науки о коммуникациях А.В. Резаев (СПбГУ) выделяет три сферы ее исследования: коммуникационные процессы,сущностью которых является информационный обмен и инструментальность социальных связей; коммуникативные системы, в структуре которых наличествуют источник, получатель, канал, сообщение; коммуникационные отношения как отношения социального общения.
Используя хронологический критерий, Н.Д. Саркитов, В.П. Терт, С.В. Бориснёв рассматривают эволюцию концепций социальной коммуникации в контексте общетеоретических построенийбихевиоризма, символического интеракционизма, экзистенционапизма и персонализма, появившихся в 1920-е гг. После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации: рационалистический (теории информационного общества на основе методологии технологического детерминизма); иррационалистический (понимающая социология: результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, взаимопонимание). По их мнению, в настоящее время подавляющая часть эмпирических исследований коммуникации, а также изучение ее сущности и структуры осуществляется в рамках социологии массовой коммуникации (Саркитов Н.Д. Коммуникация//Современная западная социология: словарь. М., 1990. С. 131, 132; Терт В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации//Социс. 1997. № 11; Бориснёв С.В. Социология коммуникации. М., 2003. С. 216).
На базе критерия соответствия концептуальным подходам в социальных науках И.П. Яковлев выделяет следующие основные виды теорий коммуникации: системные, кибернетические, информационно-процессные; семиотические, когнитивные, интерпретативные; интеракционистские теории; критические теории. Первая группа по методам анализа тяготеет к естественным наукам, а другие – к социально-гуманитарным. И.П. Яковлев справедливо отмечает, что в США в исследовании социальной коммуникации победили количественные методы, а в Европе больше внимания уделялось ее историческим, культурным и критическим аспектам (Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 12, 13; Яковлев И.П. Ключи к общению. СПб., 2006. С. 6–9, глава. 6, 8, 11).
По нашему мнению, если сгруппировать множество теорий, изучающих различные проблемы и аспекты социальной коммуникации, то можно выделить психологические и социально-психологические теории коммуникации (бихевиоризм и необихевиоризм, теории убеждающей коммуникации, когнитивные теории, варианты психоанализа), философские теории коммуникации (экзистенциализм, персонализм, постмодернистские теории), макро-и микросоциологические теории коммуникации (теории информационного общества, структурного функционализма и «символических» посредников Т. Парсонса, коммуникативного действия Ю. Хабермаса, «аутопойезиса» Н. Лумана, структурализм, интеракционизм и теория символического интеракционизма).