Изучить международный опыт борьбы с преступлениями в сфере ИТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

Юридический институт

Кафедра уголовного процесса, криминалистики

И правовой информатики

Учебная дисциплина

«Методика научно-исследовательской работы в юриспруденции»

Р Е Ф Е Р А Т

Тема №5

«Международно-правовое сотрудничество в сфере информационных технологий»

Студентки

Курса магистратуры

Оскановой Анны Ованезовны

Калининград 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Фото автора реферата ……………………………………………………… 3

Аннотация на русском и английском языках …………………………………………………………………………………… 4

Введение……………………………………………………………………….… 5

Глава 1. Международные отношения в сфере информационных технологий................................................................. …………………………………… 6

§ 1. Правовые аспекты международного сотрудничества в сфере информационных технологий и телекоммуникаций............ …………………………………… 6

§ 2. Тенденции развития международно-правового сотрудничества в информационной сфере.......................... ……………………………………. 9

Глава 2. Проблемы, связанные с развитием информационных технологий………………………………………………………………………. 12

§ 1. Преступления в сфере информационных технологий. ................................................................. ……………………………………. 12

§ 2. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью................................................................. ……………………………………. 16

Заключение.............................................. …………………………………… 19

Список источников…………………………………………………………….20

ФОТО АВТОРА РЕФЕРАТА

Изучить международный опыт борьбы с преступлениями в сфере ИТ - student2.ru

Студентка

1 курса магистратуры

Осканова Анна Ованезовна



АННОТАЦИЯ

Настоящая работа посвящена вопросам правового регулирования международного сотрудничества в сфере информационных технологий и в области борьбы с интернет-преступностью, участия России в этом сотрудничестве. Проанализированы положения Конвенции о киберпреступности.

Ключевые слова: международное сотрудничество, информационные технологии, телекоммуникации, преступность, конвенция.

This article is devoted the questions of the legal adjusting of international cooperation in information technologies and in area of fight with the Internet by criminality, participating of Russia in this collaboration. Positions of Convention are analysed about kiber criminality.

Key words: international collaboration, information technologies, telecommunications, criminality, convention.

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии (далее - ИТ) — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов[1].

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии.

Проблемы производства и передачи сигналов на большие расстояния перестали быть только технологическими или экономическими, поскольку и сам предмет передачи — информация — приобрел новые качественные характеристики, став объектом экономического оборота. Телекоммуникации в полном смысле слова стали неотъемлемой частью жизни общества, без постоянного информационного обмена невозможно представить ни международное сотрудничество государств, ни повседневный быт каждого конкретного индивидуума[2].

В настоящее время в нашей стране быстро развивается информационное законодательство, а информационное право включено в номенклатуру юридических научных специальностей. Одновременно налицо активный информационный обмен в системе международного сотрудничества. Так, в условиях развития информатизации и под влиянием процессов глобализации в мире усиливается взаимосвязанность государств. Ни одно государство не может в одиночку обеспечить свое благополучие[3].

Цель данной работы – проанализировать направления международно-правового сотрудничества в сфере ИТ.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть правовые аспекты международного сотрудничества в сфере ИТ и телекоммуникаций;

2. описать основные тенденции развития международно-правового сотрудничества в информационной сфере;

3. выявить проблемы, связанные с развитием ИТ;

изучить международный опыт борьбы с преступлениями в сфере ИТ.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

§ 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

В последние годы новые возможности, открывающиеся в области создания и использования телекоммуникационных средств, привлекают к себе всеобщее внимание. Информационные услуги и технологии вышли на международный уровень, встал вопрос о возникновении глобальной системы телекоммуникаций[4].

Глобализация информационной сферы с развитием средств трансграничной передачи информации является предпосылкой к увеличению роли международного права в регулировании сферы ИТ и телекоммуникаций[5].

Так, в настоящее время ученые и юристы очень активно занимаются разработкой базовых норм, регулирующих вопросы развития и взаимодействия в сфере ИТ и телекоммуникаций, как на национальном, так и на международном уровне.

В настоящее время в международном праве сложились группы норм, регулирующие:

- общие вопросы реализации и защиты личных информационных прав;

- режим интеллектуальной собственности;

- использование новейших ИТ, в том числе в сфере международной торговли;

- международный обмен информацией.

Такого рода отношения, возникающие в данной предметной области и подлежащие правовому регулированию, выявляются в результате анализа действий субъектов по поводу создания и распространения разных видов информации.

В настоящее время в данной сфере действует ряд международных документов, таких, как:

- Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;

- Международная конвенция электросвязи (в редакции 1991 г.);

- Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г.;

- Конвенция о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами 1958 г.;

- Конвенция о распоряжении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.;

- соглашения об обмене правовой, экономической информацией, информацией в сфере внешнеэкономической, экологической деятельности и т.д.[6]

Широкое международное сотрудничество в сфере ИТ и телекоммуникаций осуществляется, прежде всего, в рамках международных организаций. Такими организациями являются:

1. Международный телекоммуникационный союз (МТС);

2. Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ);

3. специализированные и региональные организации связи:

3.1. Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ);

3.2. Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Ряд других международных организаций, включая ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, в своих документах также касаются вопросов регулирования отношений, связанных с ИТ и телекоммуникациями. Но главной организацией, осуществляющей техническое регулирование всех видов информационных и телекоммуникационных процессов в международном плане, является МТС.

Международный телекоммуникационный союз возник в 1932 г. в результате слияния двух организаций: Международной телеграфной конференции и Международной радиотелеграфной конференции. Основополагающие принципы деятельности данной организации установлены Международной телекоммуникационной конвенцией 1932 г., которая неоднократно пересматривалась. Последняя ее редакция 1982 г. объединила четыре базовых вида телекоммуникаций — телеграф, телефон, радио и почтовую связь — в общую систему, установив единые требования к режиму управления и контроля над ней. При этом по вопросам координации деятельности организаций связи Международные консультативные комитеты по каждому виду телекоммуникационных услуг разрабатывают рекомендации, не имеющие обязательной силы[7].

Если говорить о России, то анализ значительного числа международных договоров РФ за последние годы позволяет обозначить две основных группы договоров, связанных с информационными вопросами:

1) международные договоры (многосторонние и двусторонние), посвященные непосредственно информационным проблемам. В них входят нормы информационной направленности, связанные единством идеи, регулирующие тот или иной блок однородных в содержательном плане отношений в информационной сфере, и в связи с этим объединенные в отдельный нормативный акт;

2) международные договоры по разным современным проблемам – политическим, экономическим, финансовым, правовым, по вопросам развития культурных связей научно-технического сотрудничества и др., совместное межгосударственное решение которых тесно связано также с регулированием информационных вопросов – обычно с установлением порядка обмена информацией с обязанностями по защите предоставляемой, получаемой сторонами информации. Отношения информационного характера в этих договорах составляют не основную, но важную и во многих случаях обязательную служебную часть их содержания[8].

§ 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

В целом можно сказать, что международное информационное право возникло в связи с реальной потребностью мирового сообщества в кодификации и унификации международно-правовых норм, регулирующих поток информации в трансграничном масштабе. Международное информационное право, как и информационное право в отдельно взятой стране, отрасль новая, формирующаяся, находящаяся в стадии становления и вызывающая немало споров и сомнений по поводу ее самостоятельного существования. Поэтому главной тенденцией в развитии международного сотрудничества в области информации является формирование в международном праве отрасли, которую можно обозначить как международное информационное право. Эта совокупность международно-правовых норм и принципов образуется как комплексная отрасль, сочетающая в себе тесно взаимосвязанные правовые институты международного публичного и международного частного права. В свою очередь, на ее основе развиваются новые институты международного компьютерного, интеллектуального права, нуждающиеся в правовой регламентации, как на международном, так и на внутринациональном уровнях[9].

Европейское сообщество занимается разработкой мер по согласованию национальных политик в области телекоммуникаций еще с конца 80-х гг. Главной тенденцией в телекоммуникационных реформах Европейского сообщества стало создание структуры общего рынка телекоммуникаций на основе Документа по развитию общего рынка для телекоммуникаций и услуг, принятого Европейской комиссией в 1987г. Государства — участники ЕС продолжили предпринятые Сообществом шаги по пути реформ и дальнейшей либерализации в данном секторе. Либерализация и приватизация телекоммуникационного рынка началась в Великобритании и сделала британский рынок наиболее либеральным и доступным для конкуренции. Соответствующие реформы проводились в Германии и Франции. С 1990 г. Европейская комиссия предпринимает определенные усилия по согласованию либерализационных мер в некоторых телекоммуникационных секторах, в частности в области спутниковой связи. Комиссия делает это посредством принятия ряда директив, имеющих целью либерализацию и гармонизацию обеспечения телекоммуникационных услуг. Основными директивами являются следующие:

- Директива 90/387/ЕЕС от 16.05.90г. об обеспечении открытых сетей; положения директивы связаны с вопросами гармонизации условий доступа и использования информационных и телекоммуникационных сетей;

- Директива 90/388/ЕЕС от 28.06.90г. о конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг; директива решает вопросы ограничения сферы деятельности телекоммуникационных монополий, устанавливая виды услуг, которые должны обеспечиваться на конкурентной основе;

- Директива 94/46/ЕС от 13.10.94г. уточняет положения двух предыдущих директив применительно к спутниковым средствам связи;

- Директива 95/51/EC от 18.10.95г. о кабельных телевизионных сетях; устанавливает ряд мер по обеспечению доступа к государственным кабельным системам для негосударственных организаций связи;

- Директива 96/2ЕС от 16.01.96г. о мобильных и персональных средствах связи;

- Директива 96/19/ЕС от 13.03.96г. об имплементации норм, касающихся конкуренции на телекоммуникационных рынках. Данная директива устанавливает конкретные требования выработки согласованных норм внутренних законов государств — участников общего рынка по вопросам лицензирования деятельности телекоммуникационных организаций, заключения двусторонних соглашений о свободном доступе на внутренние рынки и в национальные телекоммуникационные системы, выработки единых технических стандартов в области связи, проведения приватизационных реформ. Конечной целью всех этих мер явилась полная либерализация и открытость европейского телекоммуникационного рынка для конкуренции с 1 января 1998г.

При этом важно отметить, что директивы устанавливают только общие принципы и рекомендации, а конкретные нормы будут содержаться в национальных законах[10].

Важным аспектом международного сотрудничества в сфере ИТ и телекоммуникаций является согласованность, гармонизация национальных систем, так как в настоящее время актуальным является вопрос создания единой системы торговли и защиты информации и прав на нее. При этом следует помнить, что необходимо сохранить за странами их право следовать своим традиционным подходам и правилам. Исходя из этого, становится ясно, что основным механизмом разрешения проблем в сфере ИТ и телекоммуникаций для всех стран остаются многосторонние переговоры под эгидой международных организаций, а также принятие комплекса нормативных актов на межгосударственном уровне по итогам таких переговоров. Особенно данный вопрос актуален с учетом необходимости решения проблем, связанных с развитием информационных технологий, а именно с развитием киберпреступности.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

§ 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Возрастающий объем использования компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества имеет и свою негативную сторону - рост преступности в сфере высоких технологий. При этом зачастую такие правонарушения являются транснациональными. Понимание сути сотрудничества в данной области позволит наиболее эффективно выстраивать международные правоотношения в сфере борьбы с киберпреступности[11].

Под термином «киберпреступность» понимаются преступления, совершаемые в сфере информационных технологий, а «киберпреступление» - это преступное деяние, совершенное в интернете, при котором компьютер является либо орудием, либо предметом посягательств в виртуальном пространстве[12].

Все компьютерные преступления по родовому объекту можно разделить на две группы:

1. преступления против информационной безопасности;

2. преступления, где компьютерная информация является орудием или средством совершения другого преступления[13].

При рассмотрении Конвенции Совета Европы «О киберпреступности» от 23 ноября 2001 г. можно отметить, что объективная сторона преступлений в сфере компьютерной информации может быть выявлена через описание 4 групп общественно опасных деяний:

1) против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем:

- противозаконный доступ - получение доступа к компьютерной системе в целом или любой ее части без права на это, который может рассматриваться как преступление, если совершен в обход мер безопасности и с намерением завладеть компьютерными данными или иным бесчестным намерением, или в отношении компьютерной системы, соединенной с другой компьютерной системой (ст. 2);

- противозаконный перехват данных - осуществленный с использованием технических средств перехват без права на это непубличных передач компьютерных данных в компьютерную систему, из нее или внутри такой системы, включая электромагнитные излучения компьютерной системы, несущей такие компьютерные данные, если он совершен в обход мер безопасности и с намерением завладеть компьютерными данными или иным бесчестным намерением, или в отношении компьютерной системы, соединенной с другой компьютерной системой (ст. 3);

- нарушение целостности данных - повреждение, стирание, порчу, изменение или блокирование компьютерных данных без права на это, в том числе исключительно в случаях, повлекших за собой серьезные последствия (ст. 4);

- вмешательство в функционирование системы - создание без права на это серьезных помех функционированию компьютерной системы путем ввода, передачи, повреждения, удаления, порчи, изменения или блокирования компьютерных данных (ст. 5);

- противозаконное использование устройств - (а) производство, продажа, приобретение для использования, импорт, оптовую продажу или иные формы предоставления в пользование: (1) устройств, включая компьютерные программы, разработанных или адаптированных, прежде всего, для целей совершения преступлений; (2) компьютерных паролей, кодов доступа или иных подобных данных, с помощью которых может быть получен доступ к компьютерной системе в целом или любой ее части, с намерением использовать их с целью совершения преступлений; и (б) владение одним из предметов, упоминаемых выше, с намерением использовать его с целью совершения преступлений (ст. 6).

2) связанные с использованием компьютеров:

- подлог с использованием компьютеров - ввод, изменение, стирание или блокирование компьютерных данных, приводящие к нарушению аутентичности данных с намерением, чтобы они рассматривались или использовались в юридических целях, как будто они остаются подлинными, независимо от того, являются ли эти данные непосредственно читаемыми и понятными (ст. 7);

- мошенничество с использованием компьютеров - лишение другого лица его собственности путем ввода, изменения, стирания или сокрытия компьютерных данных или вмешательства в функционирование компьютера или системы с целью неправомерного получения экономической выгоды для себя или для иного лица (ст. 8).

3) связанные с содержанием данных (ст. 9):

- правонарушения, связанные с детской порнографией (порнографическими материалами, визуально отображающими участие несовершеннолетнего или кажущегося совершеннолетним лица в сексуально откровенных действиях, а также реалистические изображения, представляющие несовершеннолетних, участвующих в сексуально откровенных действиях), а именно: производство с целью распространения через компьютерные системы; предложение или предоставление через компьютерные системы; распространение или передача через компьютерные системы; приобретение через компьютерную систему для себя или для другого лица; владение детской порнографией, находящейся в компьютерной системе или в среде для хранения компьютерных данных.

4) связанные с нарушением авторского и смежных прав (ст. 10):

- нарушения авторского права, предусмотренного нормами внутригосударственного законодательства, с учетом требований Парижского Акта от 24.07.71 к Бернской Конвенции о защите произведений литературы и искусства, Соглашения о связанных с торговлей аспектах прав на интеллектуальную собственность и Договора об авторском праве Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), за исключением любых моральных прав, предоставляемых этими Конвенциями, когда такие действия умышленно совершаются в коммерческом масштабе и с помощью компьютерной системы;

- нарушение прав, связанных с авторским правом (смежных прав), предусмотренных нормами внутригосударственного законодательства, с учетом требований Международной конвенции о защите прав исполнителей, производителей звукозаписей и радиовещательных организации (Римская конвенция). Соглашения о связанных с торговлей аспектах прав интеллектуальной собственности и Договора ВОИС об исполнителях и звукозаписях, за исключением любых предоставляемых этими Конвенциями моральных прав, когда такие действия совершаются умышленно в коммерческом масштабе и с помощью компьютерной системы.

Согласно Соглашению о сотрудничестве государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г., стороны признают в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно-наказуемых следующие деяния (если они совершены умышленно):

1) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

2) создание, использование или распространение вредоносных программ;

3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

4) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

В рамках ООН пока не разработана политика, конкретно касающаяся криминализации киберпреступлений. На Конгрессах ООН по предупреждению преступности проходили различные семинары-практикумы, на которых обсуждались проблемы компьютерных преступлений, принимались рекомендации. Но они носят достаточно общий характер либо касаются только методических рекомендаций по расследованию транснациональных организованных преступлений[14].

Очевидно, что большинство из киберпреступлений совершаются не только в рамках одной, конкретной страны, но также могут иметь и международный характер. Именно поэтому международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью – один из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед мировым сообществом.

§ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ

С 80-х гг. XX в. во многих странах пришли к выводу, что правовая защита компьютерной информации с помощью общих положений национального уголовного законодательства является недостаточной. Многие государства осознали, что эффективное решение проблемы компьютерной преступности требует согласованных международных действий и сотрудничества. Так, на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1991 г. отмечалось, что «рост преступности в сочетании с процессом приобретения ею транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами»[15].

На международном уровне принято два документа, в которых противоправные деяния, совершенные в сфере информационно-коммуникационных технологий, рассматриваются как преступления международного характера:

1. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» от 23 ноября 2001 г. (далее – Конвенция);

2. Соглашение о сотрудничестве государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г.

Основной идеей этих документов является унификация составов преступлений, совершенных в информационной сфере против информационных ресурсов или с помощью информационных средств, а также разработка мер борьбы с ними.

Вместе с тем в положениях данных нормативных актов не решен ряд ключевых проблем организации международного сотрудничества правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, предложенный Конвенцией Совета Европы «О киберпреступности» порядок трансграничного доступа к информации оставляет открытыми некоторые вопросы о правомерности работы иностранных спецслужб и производства следствия в отношении граждан других государств, о судебном и ведомственном контроле за законностью действий иностранных органов, о защите конфиденциальности информации, об уведомлении заинтересованных граждан о проведенных процессуальных действиях порядка обжалования решения о сборе компьютерных данных[16].

Стоит отметить, что в 2005 году было издано распоряжение президента Российской Федерации «О подписании конвенции о киберпреступности». В документе делалась оговорка, о участии РФ в Конвенции, при условии пересмотра пункта «b» статьи 32. В указанном пункте отмечается возможность доступа и получения через компьютерную систему следственными органами одной Стороны к хранящимся на территории другой Стороны компьютерным данным, если имеется добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия по раскрытию этих данных. Вышеназванный пункт не был пересмотрен, и в 2008 году вышло новое распоряжение президента РФ, в соответствии с которым предыдущее распоряжение 2005 года утратило свою силу. Таким образом, Конвенция не была ратифицирована, и на текущий момент её действие не распространяется на Российскую Федерацию. Не менее важным документом, в рамках стран-участниц Организации Объединенных Наций, является Резолюция «по борьбе с преступным использованием информационных технологий» принятая в 2001 году. В ней отмечается необходимость сотрудничества между государствами и частным сектором в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий должно достигаться посредством: введения в законодательство ответственности за информационные преступления, транснационального сотрудничества правоохранительных органов, международного обмена информацией о проблемах преступного использования информационных технологий, обучения сотрудников правоохранительных органов в условиях информационного общества, защиты компьютерных систем от несанкционированного вмешательства, обеспечения сохранности информационных данных и своевременного сбора доказательств при расследовании преступлений. Отдельно стоит отметить п 1. j) Резолюции, в котором указано, что информационные технологии должны разрабатываться таким образом, чтобы содействовать предупреждению и обнаружению случаев преступного использования, отслеживанию преступников и сбору доказательств. Теоретически данный пункт предоставляет правоохранительным органам отдельной страны осуществлять обнаружение и поимку преступников за короткий срок и с большей эффективностью. Но существует возможность неправомерного доступа преступников, к вышеуказанным технологиям и использования скрытых возможностей систем с целью совершения информационных преступлений, например хищения персональных данных. В 1996 году странами Большой Восьмерки было принято решение о создании специальной подгруппы по борьбе с международными преступлениями в сфере высоких технологий — «Лионская группа». В это же время главы стран одобрили принятие плана, состоящего из десяти пунктов, по противодействию киберпреступлениями. Из наиболее важных пунктов документа стоит отметить:

- создание в каждой стране контактного центра, работающего 24 часа в сутки, для сотрудничества в борьбе с информационными преступлениями;

- оказание помощи квалифицированными сотрудниками правоохранительных органов другим государствам;

- разработку и использование совместимых стандартов для получения и проверки подлинности электронных данных в ходе судебного расследования;

- ознакомление с законодательными методами борьбы с компьютерными правонарушениями стран-участниц.

На ежегодной сессии стран НАТО, проходившей в 2009 году, был подготовлен доклад — «НАТО и Кибер защита». В докладе были упомянуты основополагающие принципы, способствующие эффективной защите от возможных кибернетических угроз. Так, на международном уровне, было предложено ввести в законодательства стран, следующие термины: «кибер-война», «кибер-атака», «кибертерроризм». Отмечалась необходимость более плотного сотрудничества стран с частными организациями и Интернет-провайдерами для обеспечения защиты.

Также блоком стран НАТО в Талине в 2008 году был открыт современный центр по проведению исследований и учений в области кибер-защиты и ведению военных действий в кибер-пространстве[17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии в конце XX- начале XXI в. оказали существенное влияние на развитие системы международных отношений. В системе международных информационных отношений процесс глобализации привел к их качественному преобразованию и формированию новой структуры международных информационных отношений - информационного общества на универсальном и региональном уровнях. Глобализация в информационной сфере нашла свое проявление, прежде всего, в формировании глобального информационного общества. При этом с одной стороны открылись новые перспективы и новые возможности для международного сотрудничества, а с другой стороны усугубился ряд ранее существовавших проблем: диспропорции в информационном обмене между развитыми и развивающимися государствами, гарантированность права на информацию, а также возникли новые проблемы: киберпреступность, компьютерная преступность, электронная коммерция, необходимость защиты интеллектуальной собственности в информационном обществе и т. п.

На сегодняшний день перед международным правом ставится задача выработки правовых предписаний, соответствующих уровню развития информационного общества.

Приоритетной задачей международного взаимодействия в сфере информационных технологий является выработка единых методов выявления, предотвращения и расследования киберпреступлений, а также унификация национального уголовного законодательства стран, участвующих в сотрудничестве. Определенные успехи в этой области были достигнуты мировым сообществом при подписании Конвенции о киберпреступности, а также пи принятии Соглашении о сотрудничестве государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации в 2001 году.

При этом данные документы являются несовершенными, и многие вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности, отраженные в них, остаются не до конца проработанными.

Главная особенность проблемы борьбы с интернет-преступностью состоит в том, что одно государство не в состоянии противостоять данному явлению самостоятельно, используя только собственный государственно-властный механизм. Лишь благодаря постоянному тесному сотрудничеству мировое сообщество может противостоять такому фактору транснациональных угроз, как интернет-преступность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Наши рекомендации