Технические средства в журналистском творчестве
Журналистика с техникой связана изначально: именно изобретение Гутенберга, сделавшее возможным массовое печатание текстов, стало толчком к оформлению ее в социальный институт современного типа. На этой базе и стало формироваться производство массовых информационных потоков. Собственно же в творческий процесс журналиста технические средства активно «включились» после изобретения фотоаппарата и радио, определив пути внутрипрофессиональной специализации
у газетчика – диктофон, у радийщика –магнитофон и внешний микрофон, у телевизионщика – микрофон и видеокамера. штатив.
автомобиль: оперативность в работе. К творческому процессу он непосредственного отношения не имеет. Его место в ряду внешних условий деятельности, обеспечивающих ее эффективность.
Телефон – технический элемент творческого процесса, «внутреннее условие» его успешности. Причем в последние годы его значение резко возросло.
– Телефон – автоответчик – пейджер–оперативные средства связи,которые могут быть использованы в ходе творческого процесса и предполагают наличие у журналиста определенных профессиональных умений.
Второе звено в «техническом парке» журналиста – средства фиксации информации.Блокнот. Он должен использоваться наряду с диктофоном,в комплексе с ним. В сущности, полная запись процесса общения на магнитную ленту показана только в случаях, когда задуман материал в жанре интервью или когда проводится блиц-опрос, групповое интервьюирование. Сегодня в нашей профессиональной среде в ходу электронные блокноты.
Компьютеры. Большинство журналистов начинают свое сотрудничество с компьютером с того, что используют его как пишущую машинку для фиксации создаваемого текста: следит за грамотностью, отсчитывает символы и строки, заботится о том, чтобы текст на дисплее был чистым.
На разных этапах работы, журналист использует различную технику. Скажем, в ходе подготовительной, познавательной стадии компьютер, телефон, диктофон и другие средства используются журналистом при решении следующих задач:
o При использовании материалов из интернета (тексты, фотографии, дизайн, статистические данные и т.д.) необходимо предлагать студентам подробно описать, откуда они берут информацию, указав:
o название сетевого издания или сайта;
o имя автора;
o название использованного материала;
o URL – адресную ссылку на источник (применительно к телевидению и особенно к радио это не всегда просто, тем более, если адрес длинный).
46. Законы и нормы права, регламентирующие творческий процесс.
см. 30
Также относятся Международные источники:
1) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950).
2) Всеобщая декларация прав человека (1948).
3) Всемирная конвенция об авторском праве (1952).
В рамках СНГ:
- Конвенция о статусе корреспондента (2004)
- Соглашение о сотрудничестве в распространении масс.информации (2002).
47. Виды редакторской деятельности.
Редакторская работа журналиста, направленная на приведение предназначенных к публикации произведений в соответствие с требованиями и нормами, принятыми в СМИ. Оценка степени готовности предоставленного материала, его редактирование, согласование правки с автором (авторским коллективом)
Проверка лексики. Стилистическая правка текста. Устранение семантических .Логическая правка. Редактирование текста также может подразумевать проверку фактического материала – источников, цитат, терминов.В практике выделяют 4 вида правки:
1. Правка-вычитка.
Самостоятельный вид редакторской работы. Задача корректора - исправить допущенные ошибки, привести в единую систему все ссылки и сноски, обозначения и сокращения и
2. Правка-сокращение.
Применяется в случае когда по тем или иным причинам нужно сократить объем текста без ущерба для его содержания.
3. Правка-обработка.
уточняются фактические данные, исправляются композиционные недочеты, устраняются логические неувязки и совершенствуется языковая сторона произведения.
4. Правка-переделка.
Применяется при подготовке рукописей тех авторов, которые слабо владеют литературным языком. Правка-переделка очень часто применяется в редакциях газет, особенно в отделах писем.
организационно-управленческая деятельность - участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;
социально-организаторская деятельность - привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;
48. Интерактивная журналистика.
изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замена однонаправленного воздействия прессы на массы, переход от монолога журналистов к диалогу с читателями. Такие отношения превращают их в равноправных информационных партнеров.
Наиболее полно интерактивная журналистика выражена в сетевых изданиях Интернета, у некоторой части аудитории в прямом теле и радиоэфире.
Интерактивная журналистика включает в себя блиц-опрос, ток-шоу, круглый стол, беседу, интервью (портретное, познавательное и проблемное.) протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.
Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города
Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации.
Массовое интервьюирование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. (и т.д.)
Ситуации общения журналиста с представителями аудитории как совместная творческая деятельность, основанная на интеракционизме. смысл интерактивной журналистики социальный.
Тексты интерактивной журналистики как продукт совместной творческой деятельности журналистов и представителей аудитории, являющий собой отражение актов прямой и обратной связи по поводу интересных для общественного внимания фактов, событий, проблем, идей.
Цели обращения к аудитории с текстами интерактивной журналистики: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы.
49. Журналист – аудитория: совместная творческая деятельность.
см 48.
50. Соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста.
творческая личность журналиста - лишь элемент редакционной системы. Более того, некоторые моменты и даже целые этапы процесса создания журналистского произведения приобретают черты коллективного труда. Темы публикаций определяются редактором. Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно широкие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глубокой ее разработки, использования свежих фактов и др. Коллективный характер работы над индивидуальным журналистским произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции – корректировкой хода выполнения задания. Все изменения в тексте по идее производятся в содружестве с автором, в любом случае – с его ведома. Публикация, появившаяся в результате в газете, представляет собой индивидуально-коллективное произведение. Ток шоу, которое мы делали, не знаю как это связано, но Шурыгин сказал привести этот пример.