Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем информационном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного постиндустриального общества.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга (Dr. Craig Blurton of the University of Hong Kong), и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.
Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании. Вместе с тем, соглашаясь с комментарием Ю.М. Литовчина и В.Г. Макеева к русскому изданию доклада ЮНЕСКО «Эффективное образование – приоритетный путь России в новый информационный мир», следует высказать некоторые дополнения. Они касаются их взглядов на реализацию «особого пути России в глобальное информационное сообщество» и проблемы внедрения ИКТ в систему российского образования.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые поставил перед человечеством XXI век.
Необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий; фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием; возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ; теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Как показано в ряде работ, основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиальное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие: повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью; обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ; обеспечение большей доступности образования для всех групп населения; повышение творческого начала в образовании.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.
По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. В применении их же к целому ряду научных дисциплин, эти величины можно отнести лишь к низшему порогу, так для статистики и бизнес-статистики, проектного менеджмента, финансового менеджмента и управлению процессами фондового рынка вполне реально увеличение эффективности вдвое или, по крайней мере, на 60-80%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и в системах дополнительного обучения.
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю. Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п.
Следует отметить, что современный этап применения Интернета в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться.
По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п.
Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.
Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование можно выделить три этапа: начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления. Современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий. Будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг. В качестве примера можно назвать IBM WCL, Lotus LearningSpace 4.0 (http://www.lotus.com), WebCT (Web Cours Tools), "Capitalist" (Interactive Magic, http://www.marketing.spb.ru/) и др. Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ приводят к необходимости проведения всестороннего исследования этого процесса и рассмотрения его с системных позиций.
Системный подход к интеграции ИКТ и ОТ основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью. Такой системный подход находится в настоящее время в процессе формирования и еще далек от завершения. Но наиболее важные особенности его уже начали формироваться и даже приобретать вполне отчетливые очертания. Только следует помнить о сложности самой этой области и такого комплексного подхода к ее описанию и анализу.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.
По сути, интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков, космонавтов, операторов в ядерной энергетике. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения учителя и обучаемых.
Поэтому первой и принципиально важной задачей интеграции ИКТ и ОТ (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение ИТО) является четкое выделение целей их создания и разработка системы показателей их эффективности. Формализация целей образовательных технологий является достаточно сложной проблемой, которая остается до сих пор нерешенной и активно обсуждается как в монографиях, статьях, так и на семинарах и конференциях. Вместе с тем при решении задач обучения, контроля знаний и управления учебным процессом уже накоплен опыт оценки целей в виде конкретных показателей. В качестве примера вспомним систему баллов. Это, конечно, не исключает применение и других показателей оценки эффективности ИТО.
Исходя из системного подхода, необходимо построить модель или схему операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ, преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация. Образовательные технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области. Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.
Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.
При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат. Например, Минфином США на разработки по дистанционному обучению, занимающему в настоящее время менее 2% рынка послешкольных образовательных услуг, с 1996 г. было затрачено 2 млрд. долл. По этой причине при разработке проектов в области ИТО большое значение придается оценке эффективности, финансовым вопросам и созданию полноценного технико-экономического обоснования.
Как показывает опыт внедрения ИТО в мире и в России, существенное влияние на эффективность обучения на базе ИКТ оказывают конкретный тип образовательного учреждения (школа или ВУЗ, образовательный центр или виртуальный колледж и т.п.) и форма и вид образования (очное или заочное, дистанционное или стационарное, базовое или дополнительное) и т.д.
Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение. Так, в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов создан виртуальный университет, который предлагает более 300 курсов дистанционного обучения для колледжа. Департамент образования США учредил проект создания виртуальной высшей школы. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах.
С сожалением следует отметить, что в России виртуальные колледжи и университеты в настоящее время не получили распространения, что можно объяснить следующими причинами:
- отсутствием необходимой поддержки со стороны государственных органов управления образованием;
- необходимостью значительных затрат на начальном этапе;
- отсутствием специалистов и педагогов, обладающих профессиональными навыками организации обучения в виртуальных учебных заведениях;
- отсутствием в России необходимого технического оснащения для организации обучения в виртуальном учебном заведении;
- отсутствием механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений.
Несмотря на плачевное положение российских виртуальных учебных заведений, анализ процессов, происходящих в отечественной системе образования, показывает, что осуществляется общее развитие образовательного сообщества. Это развитие характеризуется последовательной сменой традиционных взглядов на образование на новые концепции, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека. В ней провозглашено, что образование, включая и высшее, «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Поэтому открывается возможность открытого образования, получают признание негосударственныеорганизации в образовании, растет потребность в открытом и дистанционном образовании (ОДО), которое обеспечивает эффективное обучение только приусловии широкого применения новых ИКТ. Более того, развитие дистанционного образования и виртуальных университетов и колледжей могло бы несколько смягчить пагубную политику сворачивания высшего образования под видом заботы о его качестве. В то же время эти новые технологии служат мощным стимулом модернизации российской экономики.
ОДО – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством ОДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Например, как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 15-30% обучаемых, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов и учителя, и учеников. В ОДО на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.
Особенно остро вопрос о внедрении перспективных интегрированных ИКТ и ОТ стоит перед системой образования столицы. Столичный мегаполис представляет средоточие научно-промышленного и образовательного потенциала страны и тем самым пример для всей страны. В Москве существует большое количество людей, которые хотели бы получить дополнительное образование. К этой категории относятся даже руководители государственного и муниципального уровней власти. Как показывает предварительный экспертный опрос, более 50% из них и членов их семей нуждаются в дополнительном обучении.
В настоящее время наблюдается существенный поток мигрантов в Москву. За год он достигает нескольких сотен тысяч человек, 10-15% из которых также для трудоустройства нуждаются в дополнительных образовательных услугах. Реформы, проводимые в Вооруженных Силах, создали проблему переподготовки уходящих из армии офицеров, количество которых в Москве составляет десятки тысяч человек.
Рост в Москве незанятого населения ставит проблему обучения и этой категории жителей. Для объективной оценки числа граждан Москвы, нуждающихся в дополнительном обучении для устройства на работу, необходимо учитывать, что 50% выпускников высших и специальных учебных заведений работают не по специальности.
Важным положительным фактором для разработки перспективных ИКТ в Москве является тот факт, что в городе сосредоточены организации и кадры, способные создавать и внедрять интегрированные системы. Обеспечение их работой – один из факторов успешного решения социальных проблем города.
Стабильное движение Москвы к информационному обществу с помощью создания системы ИТО, внедрения ее в образовательную отрасль города позволит оказывать конкурентоспособные образовательные услуги. Несомненно, важным шагом по приведению системы образования города в соответствие с потребностями жителей стала разработка комплексных программ развития московского образования.
Правительство Москвы Постановлением от 13 июня 2000 г. ввело в действие «Программу оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением (2000-2005 гг.)». Она призвана преодолеть отставания школ Москвы от учебных заведений передовых стран в компьютеризации. Программа рассчитана на выход московского образования на мировой уровень информатизации и на решение задач максимального использования ИКТ в педагогическом процессе к 2005 г.
В программе предполагалось в 2001 году добиться для всех образовательных учреждений города минимального уровня оснащенности компьютерами, а к 2005 году – выйти на уровень рационального оснащения в соответствии с задачами каждого образовательного учреждения. Таким образом, Программа обеспечила развитие образовательной системы города и ускорила его движение к информационному обществу.
Другой важной целевой программой, обеспечивающей активное внедрение ИКТ в образовательную отрасль города, стала разработанная «Программа информатизации московского образования (2001-2003 гг.)». По ней планировалось создать систему проектирования и мониторинга информационного пространства московского образования, включая уровни образовательного учреждения, округа, города и координацию этих уровней с федеральными образовательными программами и стратегиями.
Программа являлась комплексной и предполагала решение ряда важнейших проблем в развитии образования города Москвы: развитие нормативной базы; создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий; создание материальной базы ИКТ; создание системы подготовки и переподготовки кадров образования. Реализация программы создаст в городе модернизированную систему образования, обеспечивающую движение к информационному обществу, внедрение ИКТ в образование, технически обеспечит новые методы обучения, подготовки преподавателей, контроль обучаемых и повышение эффективности обучения.
Важным шагом для ускорения движения Москвы к информационному обществу стало Постановление столичного Правительства от 24 октября 2000 г. N 836-ПП «О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2000-2001 в учебном году». В соответствии с этим постановлением была развернута работа по подготовке подпрограммы в «Программу движения Москвы к информационному обществу». Основной ее целью является повышение роли московских государственных вузов в развитии города и создании технико-технологических условий перехода города Москвы к информационному обществу. Это сделано за счет повышения эффективности информатизации и коммуникации путем усиления регулирующего воздействия Правительства Москвы на эти процессы, взаимодействие которого с московскими вузами в этой области включает развитие технической и технологической базы, формирование индустрии инфокоммуникационных услуг, развитие и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для информатизации образовательной отрасли города.
Уместно подчеркнуть в этой связи усиливающееся взаимодействие ведущих ИКТ-фирм разработчиков и поставщиков современных ИКТ с образовательными учреждениями города и, в особенности с преподавателями средних учебных заведений. Мы имеем в виду, в частности, недавнюю инициативу фирм Toshiba и Microsoft, которые совместно с муниципальными департаментами образования предпринимают усилия по облегчению учителям средних школ возможностей приобретения современных ноутбуков, оснащенных необходимым программным обеспечением.
Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании при движении России и Москвы к ИО, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в столичную систему образования за счет использования Правительством Москвы метода программного управления.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:
- организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;
- создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;
- активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИКТ;
- подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в «Программу движения Москвы в информационное общество»;
- разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;
- разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.
Новое руководство Москвы в лице мэра Собянина обратило внимание на существенную неравномерность распределения ресурсов московских школ, лицеев, гимназий и пр. аналогичных учебных заведений. Вероятно, и в самом деле в этом вопросе допущены некоторые перекосы. Но в целом образовательное и экспертное сообщество Москвы справедливо полагает, эти учебные заведения нуждаются скорее в подтягивании до уровня, близкого к уровню наилучших из них. Это, безусловно, куда более целесообразно, нежели под предлогом экономии и дальше снижать уровень обеспечения и соответственно качества образования. В этом отношении интенсивное внедрение в них ИКТ при необходимости первоначальных затрат многократно окупится впоследствии и окажет существенную поддержку отечественному образованию в целом.
Как видим электронное образование, его полноценное развитие и эффективное использование невозможны без формирования единого информационного образовательного пространства и системы открытого образования. Выработка единой политики в области разработки и применения средств ИКТ в открытом образовании является сложнейшей проблемой. Данная проблема осложняется еще и тем, что формирование и функционирование системы открытого образования благодаря преимуществам современных средств телекоммуникаций может быть распределено в пространстве и во времени. Соответствующие средства ИКТ разрабатываются в разное время различными творческими коллективами, после чего готовая продукция интегрируется в рамках системы открытого образования путем пересылки данных по телекоммуникационным каналам. В результате, наряду с существенными преимуществами новой технологии образования, педагоги и обучаемые, являясь основными пользователями средств ИКТ, теряются в большом количестве неоднородной разнотипной информации, в основе структуризации которой лежат различные критерии, а принципы ее передачи, обработки и представления подчинены различным технологическим приемам.
Нередки случаи, когда участникам образовательного процесса приходится овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с информационно-телекоммуникационной техникой и программным обеспечением для каждого отдельного средства ИКТ, применяемого в открытом образовании, по сути, без существенной внутренней необходимости в этом и без получения (приобретения) важных фундаментальных знаний и универсальных навыков.
Достижение целей унификации, и как следствие, достижение максимальной практической эффективности отдельных средств ИКТ, разрабатываемых с целью последующего использования в системе открытого образования должно происходить в строгом соответствии со спецификациями метаописания информационных ресурсов, выработанных для конкретной системы открытого образования. По своей сути, спецификации метаописания (метамодели) являются жестко фиксированной системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должно удовлетворять средство ИКТ для полноценного применения в рамках системы открытого образования. При этом несоответствие того или иного средства ИКТ спецификациям метаописания не является свидетельством низкого качества этого средства, а лишь затрудняет его полноценную эксплуатацию в рамках конкретной системы открытого образования. Разработка средств ИКТ для системы открытого образования должна производиться с учетом принятого разработчиками соглашения:
- о единой терминологии и критериях структуризации информации;
- общих элементах дизайна;
- обязательном наборе единообразных сервисов;
- формате и принципах межресурсного обмена информацией;
- формате и принципах использования общих информационных ресурсов;
- общей системе навигации по информации;
- принципах использования внешних информационных источников;
- способах предоставления информации для максимально эффективной работы единой поисковой системы;
- порядке импорта или экспорта метаинформации каталога средств ИКТ системы открытого образования.
Средства ИКТ для системы открытого образования должны соответствовать модели их метаописания (метамодели) и обеспечивать при каталогизации рубрикацию по следующим основным критериям:
- типам средств ИКТ, применяемых в системе открытого образования,
- уровням (ступеням) образования,
- типам и формам образовательного процесса,
- специфике аудитории пользователей,
- предметным и образовательным областям,
- названиям информационных ресурсов (алфавитный порядок),
- фамилиям авторов (владельцев) средств ИКТ (алфавитный порядок),
- времени создания и последнего обновления информационного ресурса (степени новизны).
В свою очередь, каталоги средств ИКТ должны обеспечивать хранение, возможность обработки и структуризации подобной информации для каждого из средств, применяемых в системе открытого образования. Достижение подобной цели возможно только в случае выделения для каждого средства массива обязательной метаинформации, содержащего следующий примерный перечень информационных полей:
- возможный адрес в телекоммуникационной сети (URL-адреса в сети Интернет) для формирования гиперссылок,
- тип средства ИКТ,
- предметная или образовательная область,
- содержательное название,
- аннотация,
- комментарий,
- замечания по особым условиям эксплуатации,
- рекомендуемый уровень образования,
- рекомендуемый тип образовательного процесса
- рекомендуемая форма образовательного процесса,
- специфика аудитории,
- условия использования и распространения,
- соглашения по использованию и распространению,
- Об авторе и/или владельце,
- контактная информация,
- дата начала эксплуатации,
- дата последнего обновления.
Средство ИКТ, поставляемое для использования в рамках конкретной системы открытого образования, может содержать и дополнительную метаинформацию, состав которой зависит от типа, формата и других специфических свойств конкретного средства. При этом, естественно, должны быть предусмотрены унифицированные средства хранения, обработки и структуризации дополнительной метаинформации для каждого из средств ИКТ. Большинство унифицирующих средств ИКТ должно содержать каталог, подчиненный принципам систематической и алфавитной рубрикации, аналогичных тем, что традиционно используются при организации библиотек.
В этом случае пользователи получают два основных механизма поиска необходимых им информационных ресурсов: в случае, когда известно название средства ИКТ, его легко найти в алфавитном каталоге, если же необходим поиск средств ИКТ, имеющих отношение к заданной тематике, пользователь обращается к тематически сгруппированным ресурсам систематического каталога.
Для практической организации указанных типов каталогов разрабатываемые средства должны сопровождаться дополнительной метаинформацией, определяющей вхождение данного ресурса в оба каталога (например, информация о ключевой литере алфавитной рубрикации). В качестве дополнительной метаинформации средство ИКТ может сопровождать код (шифр) учета такого средства в специализированной унифицированной системе кодированного учета, если таковая предусмотрена порядком формирования и эксплуатации средств обеспечения системы открытого образования.
Наличие унифицированных спецификаций системы метаинформации, сопровождающей каждое средство ИКТ, способствует единообразному применению средств ИКТ в системе открытого образования. Более того, один и тот же информационный ресурс, благодаря изменениям метаинформации может быть адаптирован к достаточно эффективному вхождению в разные системы открытого образования. Однако, возможно несколько дополнительных интегрирующих элементов и приемов, использование которых при разработке средств ИКТ будет способствовать их унификации. В числе таких элементов и приемов входят:
- сходный функциональный и художественный дизайн информационных страниц, предполагающий наличие общего логотипа для системы средств ИКТ одной системы открытого образования, наличие собственного логотипа для каждого средства ИКТ,
- однотипное размещение сходных функциональных элементов;
- единая система регистрации и аутентификации посетителей и редакторов;
- однотипный подход к публикации новостных лент;
- однотипный сервис публикации материалов;
- единые правила и приемы включения в средство ИКТ собственных подразделов и рубрикаторов.
Для обеспечения большей унификации средств ИКТ определенным спецификациям должны соответствовать и возможные их подсистемы. В частности, подсистема публикации материалов должна: