Цель, гипотеза и задачи исследования
В научном же смысле, проблема — это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».
В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.
На основе выявленной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования.Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования.Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы.
Для определения цели в исследовательских работах, выполняемых на первой и второй ступенях высшего образования, могут быть использованы различные подходы. Это обусловлено научной направленностью работ
В работах, выполняемых в учебном процессе на первой ступени обучения (в бакалавриате), цель работы чаще всего носит практический характер, поскольку наличие элементов научной новизны не является обязательным требованием для работ этого уровня. Основные информационные блоки описания цели представлены на Порядок их использования устанавливается на усмотрение автора работы.
НПосле определения цели исследования формулируется гипотеза исследования6 - "положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления"7.
Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы.
В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть8:
· логически непротиворечивой;
· принципиально проверяемой;
· не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;
· приложимой к возможно более широкому кругу явлений;
· эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).
Гипотеза выдвигается на основе результатов изучения относящихся к предметной области исследования фактов, результатов научно-практических достижений и других материалов. Её подтверждение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого положения.
Основные этапы разработки гипотезы :
· Сбор и изучение факторов,результатов, научно-практических достижений и других материалов их анализ и обобщение, выдвижение предположения.
· Выведений следствий из сделанного предположения
· Проверка выполнения требований к предложенному научному утверждению
· Выводы об обоснованности предположения
· Проверка гипотезы
· Выводы об истинности или должности гипотезы.
В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории.
Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых в учебном процессе, может касаться существования объекта, его структуры, свойств, элементов и связей, образующих объект, механизма функционирования и развития.
При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования.
Сформулированная цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 4-5. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задачможет определяться либо временной последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру ра боты, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.
Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных.
Используя установленную цель и выдвинутую гипотезу для рассмотренного выше примера магистерской диссертации, сформулируемзадачи работы. Сводные данные примера приведены .
Для поставленных в работе цели и задач необходимо установить условия, определяющие рамки исследования: перечислить и описать ограничения и допущения.
Ограничения могут касаться:
· времени рассмотрения объекта исследования;
· места его нахождения в границах системы более высокого порядка, чем он сам;
· аспекта, в котором этот объект существенен.
Таблица 2.7. Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании цели и задач исследовательских работ | |
Группа ошибок | Примеры |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании цели | · Цель работы не имеет непосредственного отношения к заявленной теме. · Цель работы не связана с поставленной проблемой, лежащей в основе предмета исследования. · Формулировка цели размыта, не определен основной результат (научный результат для магистерской диссертации), планируемый к получению. · Формулировка цели не отражает практическую потребность, во имя которой решается поставленная задача |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании задач | · Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы. · Задачи подменяются методами исследования. · Формулировки задач дублируют определение цели. · Задачи работы не связаны со структурой работы |