Отличия письма и письменной речи
1. Письменная речь – более широкое понятие, чем письмо, которое является первой составляющей письменной речи (вторая составляющая – чтение)
2. Различные виды письменной продукции (списывание, поддиктовка, изложение, сочинение).
3. Письменная речь и письмо формируется в различные сроки. Письмо – начальная школа. Письменная речь – всю жизнь
4. Письмо и письменная речь имеют различные предметы осознания. Письменная речь – замысел и его воплощение в тексте, при письме пишущим осознаются только технические действия по обозначению звуков речи, а также соединение букв во время письма и их слияние в целое слово.
5. В письменной речи 2 формы: естественная письменная речь (личное письмо, дневниковые записи, рассуждения) и искусственная форма (сообщение или доклад на конкретную тему).
6. Письмо в отличие от письменной речи нельзя называть коммуникативной функции, т.к. на первых этапах письмо – это учебный навык. Письменная речь выполняет коммуникативную функцию, которая может реализовываться с задержкой во времени.
7. Письменная речь оказывает воздействие на формирование мышления пишущего, чем не обладает письмо, т.к. представляет в определённом смысле работу над способом и формой высказывания. Письмо реализуется основными усвоенными орфографическими принципами.
8. Различные ошибки, которые допускаются при письме и письменной речи. Нарушения письменной речи – неспособность усвоения построения и функционирования письменного высказывания. Встречаются отсутствие цельности и слитности текста, уменьшение длинны предложения и изменения порядка слов. Пропуски значимых частей и частые аграмматизмы. Ошибками письма считаются замены, смешение, пропуски, вставки, перестановки букв, ошибки начертания сходных по написанию букв и букв, имеющих различное зрительно-пространственное расположение, ошибки орфографического характера. Письмо следует рассматривать, как предварительную, подготовительную ступень появления письменной речи, связанную с овладением элементарными навыками фонетического транскрибирования устной речи в соответствии с принципами русской орфографии, а также техникой освоения графических операций. Анализируя процесс овладения и нарушения устной речи, не стоит подменять два близких, но разных понятия.
Чтение.
Чтение – это вторая форма письменной речи. Является сложным процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменном виде, которым ребёнок овладевает в процессе обучения. На первых этапах, чтение само является предметом изучения ребёнка. В первом классе школьник сначала приобретает умение опознавать буквы, потом слоги, затем слова и целые предложения. Постепенно эти умения закрепляются и переходят в автоматизированный навык, который становится средством получения академических знаний. В процессе школьного обучения ребёнок должен освоить когнитивные умения:
1. Понимать тексты различных видов и жанров
2. Находить в них необходимую для себя информацию, которая задана в тексте в явном и неявном виде
3. Осмысливать содержание прочитанного текста
4. Осмысливать значение текстов
5. Интерпретировать текст, высказывая свои мысли о прочитанном. Чтение в школьном обучение получает ведущую роль.
При чтении вслух осуществляется работа мозга:
1. Затылочная доля (переработка зрительной информации)
2. Теменно-затылочная доля
3. Серийная организация движений артикуляции и глаз (кинетический компонент)
4. Переработка слуховой информации
5. Переработка кинестетической информации
6. Контроль (зрительный и речеслуховой) и регуляция действия
7. Тонус (избирательная активация мозга)
При чтении про себя осуществляется работа мозга (когда у ребёнка сформировалось полноценное чтение вслух):
Движение глаз остается, а артикуляционная система работает в свернутом режиме – мы ничего не произносим, но мы делаем микродвижения приближенные к внутренние речи.
Слуховой компонент практически полностью выключается. Переработка кинестетической информации идет минимальная. Контроль в основном зрительный. + энергия.
1 – переработка зрительной информации в зрительно-гностических отделах затылочной области;
2 – переработка зрительно-пространственной информации (полимодальные зрительно-пространственные отделы в теменно-затылочной области);
3 – серийная организация движений глаз, а артикуляции в свернутом виде;
4 – компонент переработки слуховой информации на определенных этапах выключается из работы;
5 – обработка кинестетической информации в минимальном виде;
6 – контроль с помощью зрительного анализатора;
7 – энергетический блок (избирательная активизация в коре головного мозга).
В процессе чтения выделяют 2 стороны: техническую сторону и понятийную сторону чтения:
1. Техническая сторона чтения. Подразумевает операции:
1) Узнавание букв, слогов и слов
2) Соотнесение зрительного образа с его звуковой формой
3) Слитное произнесение слов
4) Соотнесение звучания с эталонами ментального лексикона
Параметрами анализа технической стороны чтения является:
1. Скорость чтения
2. Способ чтения
3. Правильность чтения
4. Выразительность чтения (спорный)
Скорость чтения
На скорость чтения оказывает влияние знакомство слова, частотность употребления слова. Лучший вариант: стандартизированные тексты.
Ориентиры скорости:
1 класс 1 полугодие: послоговое чтение, скорость чтения не замеряется, т.к. скорость чтения оказывается очень быстрым
1 класс 2 полугодие: 20-25 слов в минуту
2 класс 1 полугодие: 25-30 слов в минуту
2 класс 2 полугодие: 40-50 слов в минуту
3 класс 1 полугодие: 50-60 слов в минуту
3 класс 2 полугодие: 60-70 слов в минуту
4 класс 1 полугодие: 70-80 слов в минуту
4 класс 2 полугодие: 80-90 слов в минуту
Способы чтения
Обучение чтению начинается с восприятия текста, где значительную роль играют движения глаз. Текст для начинающего читать является сложным визуальным полем, которое насыщенно массой сходных изображений букв. Эти буквы необходимо воспринимать и анализировать в строгом порядке, добиваясь узнавания каждого отдельного элемента буквы, фрагмента слова или отдельных слов. Последовательность основных зрительных операций чтения можно представить так:
1. Бинокулярное слияние и бификсация цели (если оси двух глаз не сходятся в одной точке, то изображение предмета или буквы, которое передается в зрительную кору, начинает двоиться. В результате этого чтение становится невозможным. Правильная бификсация требует предварительного бинокулярного слияния за счет схождения глаз)
2. Зрительный поиск начала строки
3. Движение глаз при сканировании текста, направление слева направо (глаз во время чтения совершает движения вдоль строки, они носят особый характер и называются саккады, завершается точкой фиксации. Глаз может останавливаться в начале, середине и конце слова. Сами саккады (прыжки) занимают 5% времени, 95% - опознание того, что было загружено. После опознавания иконическая память должна очиститься. Чаще всего мы останавливаемся во время чтения в начале строки и чаще и больше остановок мы совершаем в конце строки. Движения глаз вперед по строке носят названия прогрессивных движений. Помимо этих движений существуют движения глаз, которые рассматриваются как нормативные, но они осуществляются в обратном направлении. У плохо читающего возвратов много. Если слова незнакомые со сложной слоговой структурой, то тоже будут возвраты. Движения называются регрессивными. Информация, которая оказывается загруженной в иконическую память обрабатывается в коре головного мозга с помощью двух каналов, они занимаются обработкой зрительной информации (пи-канал и м-канал))
Т. Егоров (1953 г.) – побуквенный способ чтения. Искусственно разделил усвоение навыка чтения на 4 ступени:
1 ступень: буквенно-звуковое чтение.
2 ступень: послоговое чтение.
3 ступень: формирования синтетических приемов чтения.
4 ступень: синтетическое чтение.
1 ступень: овладение буквенно-звуковым чтением
У ребенка формируется в добукварном и букварном периодах обучения. Психологическая структура чтения за эти два периода развивается и оказывается совершенной иной, нежели мы фиксируем в начале обучения. На этом этапе дети усваивают и учатся слушать звучащую речь, учатся определять слов в предложении, которое они выделяют из текста, они учатся делить слова на слоги, а слоги на звуки. Затем в процессе чтения они учатся осуществлять синтез букв в слоге, слове. Эти слова соотносятся со словами устной речи. Для чтения главным моментом считается овладение звуковой стороной устной речи.
Условия для правильного овладения чтением
1. Дифференциация звуков речи
2. Сформированность у ребенка представлений об обобщенном звуке речи или фонеме
3. Если сам графический образ буквы оказался прочно усвоен
… и 3 хорошо сформированная зрительная память. Единица чтения здесь – буква. Понимание практически несформированно. Ребенок может понимать смысл: д-о-м = дом.
2 ступень: формирование слогового чтения
По мнению Егорова ребенок сразу переходит к чтению слогами. Но существует промежуточный вариант: белка – ребенок прочитает так бе-л-ка. Это чтение слияниями и звуками, находящимися вне слияния. Чтение по слогам сложнее, т.к. зрительно охватывается большее количество знаков. Это продуктивное чтение, позволяет быстрее прочитывать слова, позволяет прочитанные слоги сливать в короткие и длинные слова. Слоги на этой ступени быстро опознаются читающим. На этой ступени единицей чтения становится слог. Ребенок прочитывает слог, соотносит с ментальным лексиконом, запоминает, та же операция со следующим слогом, далее в памяти происходит объединение слогов, их синтез и полученное слово должно соотнестись с существующим эталоном слова. У детей на этой ступени начинает формироваться смысловая догадка. Чаще всего она возникает на конце читаемого слова. Если на этом этапе не обратить внимание на наличие этой догадки, то на следующем этапе можно обнаружить угадывающее чтение. На этой ступени у детей остаются трудности синтеза слогов в целое слово, это будет касаться сложных слов. Этот этап в одном случае будет указывать на то, что формирование идет хорошо, в другом случае будет указывать на дислексию. Если слоговое чтение длительно время остается отрывистым слоговым и ребенок не улучшает своих показателей, то ребенок в дальнейшем может показать дислексию. Если ребенок медленно читает слоги, но слитно – то, это будет говорить о том, что ребенок не будет страдать дислексией. Продуктивное чтение – слитное, плавное, непродуктивное чтение – отрывистое, неплавное чтение. Частые повторы при чтении сложных незнакомых слов, трудности становления грамматических связей между словами в предложении. Т.к. техника чтения несовершенна.
3 ступень: становление целостных приемов чтения.
Здесь хорошо заметны разные способы чтения. Если слово частотное, то оно прочитывается целиком. Длинные и сложные слова читаются на этой ступени по слогам. При появлении длинных слов в текстах у детей появляется смысловая догадка, что в чтении обычно выражается в появлении аграмматизмов. Если он появился, то это обычно вызывает регрессивные движения глаза по строке, перечитывание и скорость чтения из-за этого не увеличивается. Относительно сформированным на этом этапе является синтез слов в предложении – ребенок может объединять слова в целые предложения.
4 ступень: синтетических приемов чтения.
Наблюдается чтение текста, которое будет осуществляется целыми словами, словосочетаниями и короткими предложениями. Основной акцент при чтении не будет делаться на распознавание букв. Чтение в основном будет связанно с осмысливанием содержания прочитанного. Здесь редко будем встречать ошибки чтения, т.к. догадка во время чтения будет контролироваться развитым целостным восприятием. На этой ступени может наблюдаться особенность понимания прочитанного текста. Она будет вызвана следующими причинами: 1. У разных детей будет разный уровень познавательной деятельности. 2. У разных детей будет различный объем словаря и грамматического строя речи. Чем более развит ребенок в речевом плане, тем более лучше он будет понимать прочитанный текст.
Есть еще один вариант чтения – целостное = просмотровое чтение. Это быстрое чтение. Это особое чтение, глаз идет по странице S-образно (слева направо). В поле зрения попадает сюжет, герои и какие-то небольшие вещи еще.
Для технической стороны чтения важным моментом считается правильность чтения – на сколько правильно читаемый текст передается ребенку. Часто встречаются пропуски, смешения, замены окончания, повторы слов при чтении.
Чтение про себя.
Основное количество информации осваивают с помощью «молчаливого чтения»/чтения глазами/чтения про себя. Оно существует только для себя. Осваивается детьми только после того, как освоено чтение вслух (обычно, первый год обучения). В конце первого года обучения дети обучаются жужжащему чтению.
1. формирования чтение про себя. Во время жужжащего чтения учащиеся .. слухового анализатора.
2. Тихое шепотное чтение. Наблюдается активность речедвигательного и слухового анализатора.
3. Беззвучное чтение. Сопровождается буззвучной артикуляцией. Работа голосовой системы и слухового восприятия полностью скрыты от наблюдателя, однако активность речедвигательного анализатора отмечается
4. Молчаливое чтение. Полностью невидимый или скрытый режим речедвигательного анализатора
5. Автоматизированное чтение. Чтение про себя, при котором дети читают не только молча, но и имеют высокую скорость, превышающую скорость громкого чтения в несколько раз. Индивидуально у каждого.
Лекция №4. 26.03.13