Скорость полета. Определение воздушной скорости полета
Классификация скоростей полета.
В аэронавигации различают воздушную и путевуюскорости полета.
Воздушная скорость (V) - этоскорость полета ВС относительно воздушной среды. В свою очередь, воздушная скорость подразделяется на:
- приборную (Vпр) – это скорость, которую показывает указатель скорости (УС - 350; УС - 450);
- индикаторную (Vинд) – это приборная скорость, исправленная на величину инструментальной поправки данного указателя скорости;
- истинную (Vи) – это действительная скорость движения воздушного судна, относительно воздушной массы.
Скорость полета является векторной величиной. Для ее определения необходимо знать и модуль, и направление. В общем случае вектор воздушной скорости не совпадает с продольной осью ВС, а несколько отклонен от нее под влиянием угла атаки и угла скольжения ВС.
Это отклонение незначительно и не оказывает существенного влияния на точность решения навигационных задач, поэтому в аэронавигации принято считать, что вектор воздушной скорости совпадает с продольной осью ВС и лежит в горизонтальной плоскости.
Общий принцип измерения воздушной скорости основан на измерении скоростного напора воздуха q. Под скоростным напором понимают разность полного и статического давлений, воспринимаемых приемником воздушных давлений (ПВД) при полете ВС. Скоростной напор q = V2/2. Из формулы видно, что он зависит от плотности воздуха на высоте полета и квадрата скорости. По замеренному скоростному потоку можно определить воздушную скорость.
ПОС
V
Рис. 4. Воздушная скорость полета.
. На воздушных судах применяются указатели воздушной скорости двух типов:
- указатель скорости типа УС (УС-250, УС-350);
- комбинированный указатель скорости типа КУС (КУС-730/1100,
КУС-1200 и др.).
Указатели типа УС имеют одну стрелку, указывающую приборную скорость. Указатели типа КУС имеют две стрелки, указывающие приборную и истинную воздушные скорости полета.
Воздушная скорость не зависит от направления и скорости ветра.
Воздушная скорость зависит от летно-технических характеристик ВС и режима работы силовой установки.
Путевая скорость (W)- скорость полета ВС относительно земли. Она зависит от воздушной скорости (V), скорости (U) и направления ветра (δн).
Путевая скорость является результирующей векторного сложения вектора воздушной истинной скорости (V) и вектора ветра (U).
V U
W
Рис. 5. Путевая скорость полета.
5. Погрешности указателя скорости, их учет.
Определение воздушной истинной скорости полета.
Указателю скорости присущи инструментальные, аэродинамические и методические погрешности.
Инструментальные погрешности (ΔVи) . Это погрешности, которые возникают по тем же причинам, что и аналогичные погрешности барометрического высотомера (погрешности оцифровки шкалы, трения в передаточном механизме и т.д.). Они определяются в лабораторных условиях и по результатам проверки составляются таблицы инструментальных поправок, которые помещаются в кабине пилотов.
Аэродинамические погрешности ( Vа). Это погрешности, которые возникают в результате неточного измерения полного и особенно статического давления в зоне установки ПВД. Они определяются при летных испытаниях ВС и указываются в РЛЭ для каждого типа ВС.
Методические погрешности(ΔVм)Это погрешности, которые возникают вследствие несовпадения фактических условий атмосферы со стандартными условиями, положенными в основу тарировки шкалы указателя скорости. Эти погрешности подразделяются на две группы:
- погрешности от изменения плотности воздуха;
- погрешности от изменения сжимаемости воздуха.
а). Погрешности от изменения плотности воздуха возникают вследствие несовпадения стандартной массовой плотности воздуха на уровне моря
= 0.125 кгс/м , которая положена в основу тарировки шкалы указателя скорости, с плотностью воздуха на высоте полета.
По мере увеличения высоты, плотность воздуха уменьшается, поэтому показания указателя скорости будут меньше истинной воздушной скорости. В практике методическая поправка на изменение плотности воздуха учитывается с помощью НЛ или расчетом в уме.
б). Погрешности в следствии сжимаемости воздуха возникают
из-за изменения сжимаемости воздуха на высоте полета относительно сжимаемости воздуха на уровне моря, принятой при тарировке шкалы указателя скорости.
На малых скоростях и высотах сжимаемость воздуха незначительна. С увеличением скорости и высоты полета сжимаемость возрастает, что приводит к увеличению плотности воздуха, а следовательно, и скоростного напора, вызывающего завышение показаний указателя скорости.
При расчете истинной воздушной скорости поправку на изменение сжимаемости воздуха алгебраически прибавляют к приборной скорости, а при определении приборной скорости - наоборот.
При скоростях полета до 400 км/ч и высотах до 3000 м поправка на изменение сжимаемости воздуха незначительна и ею можно пренебречь.