Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме

Путевая скорость может быть определена подсчетом в уме следующими способами:

1. Путем определения расстояния, проходимого самолетом за одну минуту, с последующим расчетом путевой скорости.

Пример. S=88 км; t=11 мин. Определить путевую скорость. Решение. 1. Находим путь самолета, проходимый за одну минуту: S=88:11=6 км.

2. Определяем путевую скорость самолета: W==8—60=480 км/ч.

2. Когда время полета в минутах кратно 60, путевая скорость определяется умножением пройденного расстояния на число, пока­зывающее, какую часть часа составляет пройденное время. Для этого нужно знать, какую долю часа составляет 1, 2 и т. д. мину­ты. Можно легко запомнить следующую таблицу:

Таблица 7. 2

Число минут
Доля часа 1/60 1/30 1/20 1/15 1/12 1/10 1/6 1/5 1/4 1/3 1/2

Пример.S = 90 км; t=12 мин. Определить путевую скорость самолета. Решение. 1. Находим, какую долю часа составляет пройденное время: 12 мин составляет 1/5 ч.

2. Определяем путевую скорость: W=90·5=450 км/ч.

Пройденное самолетом расстояниеэкипажу необходимо знать для сохранения ориентировки. Оно может быть определено:

1) по отметкам места самолета на карте, полученным раз­личными способами;

2) по известной путевой скорости и времени полета на на­вигационной линейке, навигационном расчетчике или подсчетом в уме.

Пройденное расстояние подсчетом в уме может быть опреде­лено следующими способами:

1. Если путевая скорость без остатка делится на 60, то сна­чала определяют расстояние, которое проходит самолет за одну минуту, а затем за данное время.

Пример.W=480 км/ч; t=9 мин. Определить пройденное расстояние. Решение. 1. Находим расстояние, проходимое самолетом за одну ми­нуту: S=480: 60=8 км.

2. Определяем пройденное расстояние за данное время полета: S = 8·9= 72 км.

2. Разбивкой данного времени полета на промежутки по 6, 3 и 1 мин. Пройденное расстояние получают суммированием расстоя­ний, проходимых самолетом за указанные промежутки.

Пример.W=500 км/ч; t=10 мин. Определить пройденное расстояние. Решение. 1. Разбиваем данное время на промежутки: 10 мин=6 мин +3 мин +1 мин.

2. Определяем расстояние, проходимое самолетом за намеченные проме­жутки: за 6 мин—50 км; за 3 мин — 25 км; за 1 мин — 8 км.

3. Определяем пройденное расстояние за данное время: S= 50+25+8 = 83 км.

Время полетаэкипажу необходимо знать для ведения ориен­тировки и расчета времени прибытия на ППМ (КПМ). Оно может быть определено подсчетом в уме следующими способами:

1. Делением заданного расстояния на путь, проходимый само­летом за одну минуту.

Пример.W=420 км/ч; S — 84 км. Определить время полета.

Решение. 1. Находим расстояние, которое проходит самолет за одну минуту: S=420 : 60=7 км.

2. Определяем, за какое время пройдет самолет заданное расстояние: t= 84:7=12 мин.

2. Сравнением заданного расстояния с расстоянием, проходи­мым самолетом за 6 мин.

Пример.W=520 км/ч; S=156 км. Определить время полета.

Решение. 1. Находим расстояние, проходимое самолетом за 6 мин; оно равно 1/10 путевой скорости, т. е. 520 : 10=52 км.

2. Определяем, за какое время самолет пройдет заданное расстояние. Так как заданное расстояние 156 км втрое больше расстояния 52 км, проходимого самолетом за 6 мин, то время полета t=6·3= 18 мин.

3. Нахождением соотношения между пройденным расстояни­ем и путевой скоростью.

Пример. W =450 км/ч; S =150 км. Определить время полета.

Решение. 1. Находим, какую часть от значения путевой скорости состав­ляет данное расстояние: 150:450= 1/3

2. Определяем время полета. Так как заданное расстояние составляет 1/3 ог значения путевой скорости, следовательно, время полета будет составлять 1/3 ч, что соответствует 20 мин.

6. Способы определения угла сноса в полете

В полете угол сноса может быть определен одним из следую­щих способов:

1) по известному ветру (на НЛ-10М, НРК-2, ветрочете и под­счетом в уме);

2) по отметкам места самолета на карте;

3) по радиопеленгам при полете от РНТ или на РНТ;

4) с помощью доплеровского измерителя;

5) при помощи бортового визира или самолетного радиоло­катора;

6) глазомерно (по видимому бегу визирных точек).

Для определения угла сноса по отметкам места самолетане­обходимо:

1) определить визуально или с помощью каких-либо средств самолетовождения место самолета и отметить его на карте;

2) строго выдерживая курс, скорость и высоту полета, через 5—15 мин таким же образом определить и отметить на карте вто­рое место самолета;

3) полученные отметки МС соединить с прямой линией и с по­мощью транспортира измерить ФИПУ;

4) определить ФМПУ по формуле:

ФМПУ=ФИПУ— (±Δм);

5) рассчитать угол сноса по формуле:

УС = ФМПУ—МКср.

Точность определения угла сноса этим способом зависит от точности нанесения отметок места самолета на карту и точности определения среднего магнитного курса.

Глазомерное определение угла сноса осуществляется в полете на малых высотах наблюдением за перемещением визирных точек и ориентиров относительно продольной оси самолета. Если визир­ные точки перемещаются по продольной оси самолета или парал­лельно ей, это значит, что угол сноса равен нулю. Если визирные точки появляются впереди справа и уходят назад влево, — угол сноса положительный. Если визирные точки появляются впереди слева и уходят назад вправо, — угол сноса отрицательный. Ве­личина угла сноса определяется приближенно на глаз.

Остальные способы определения угла сноса рассматриваются в соответствующих главах данного учебника.


Наши рекомендации