Лекция 7. Основы научной этики
Этика — это философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность) и различные системы ее обоснования.
Мораль (нравственность) — это совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Этика фиксирует и объясняет не столько сами явления, а сколько то или иное отношение к ним, их оценку. Основные категории этики — это категории «добра» («блага») и «зла».
Этика позволяет понять динамику взаимодействия человека с миром сущего и изменения этого мира. Соответственно, научная этика изучает, как устроена и как развивается наука.
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно- технологической и научно-педагогической деятельности.
Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: нереализованные идеи, которые желательно воплотить в жизнь; конфликты, в которых следует выступить посредником; дилеммы, которые необходимо понять и разрешить и т.д.
Поэтому кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также те поступки ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения.
Цель кодекса научной этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.
«Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содействия научному прогрессу.
В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человечеству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных отношениях.
Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следующим образом:
— принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также направлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые социальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;
— проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;
— общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследований, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;
— создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями.
Таким образом, учёный должен следовать правилам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. В связи с этим, можно выделить четыре принципа научной этики:
1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
4. Разумный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты. Нарушениями этики в научных исследованиях считаются:
— фальсификация, переделка и плагиат;
— непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд;
— использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов;
— несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
— условий безопасности научного труда.
Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также не сфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.
При нарушении этических норм необходимо тщательно разбираться в ситуации и пользоваться юридическими нормами, регулирующими научную работу, коллективными договорами и этическими нормами, признанными в научных коллективах. Разрешение этических конфликтов, возникающих в форме дилемм, следует проводить путем обсуждений и дискуссий в рамках компетенции существующих комиссий по трудовым спорам при профсоюзных комитетах академических организаций. В случае рассмотрения вопроса о сомнительном поведении желательно придерживаться принципа конфиденциальности.
Случаи нарушения обязательных (научных, исследовательских, финансовых) принципов и стандартов поведения должны рассматриваться в официальном порядке.
Официальная жалоба должна в письменной форме подаваться в комиссию по трудовым спорам или руководству научной организации. Отозвать ее можно в любой момент. При необходимости после обсуждения в комиссии такие жалобы могут быть публично рассмотрены в трудовом коллективе. Если на публичном слушании члена научного коллектива признают виновным в сомнительных поступках, которые считаются серьезными, к нему могут быть применены санкции, соответствующие серьезности проступка.
Члены академического коллектива, обвиненные в нарушении кодекса академической этики, имеют право подавать апелляцию на решения и санкции.
Также можно выделить и понятие как внешняя этика науки. Областью ее интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой — проблема социальной ответственности отдельного ученого и науки в целом.
Помимо участия в проведении исследований современному ученому приходится выполнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этических норм. Предполагается, что при их осуществлении ученый должен опираться на ценности науки и руководствоваться интересами научного сообщества.
Так, после того как исследование (или его отдельный этап) завершено, результат должен быть представлен, в качестве статьи или доклада, коллегам, специализирующимся в той же области знаний. Изложение результатов проведенного исследования — это одна из ролей, в которых приходится выступать ученому; при этом исследователь становится автором.
В научной публикации по результатам исследования обязательно должны быть ссылки на работы предшественников, в которых была поставлена решаемая в данном исследовании проблема, предложены используемые в нем методы и т. п. Это является и выражением морального признания по отношению к предшественникам. Публикация результатов исследования представляет собой своего рода заявку, утверждающую приоритет авторов на открытие, излагаемое в статье или докладе.
Вместе с тем, исследователь, публикуя полученные им результаты, делает их достоянием научного сообщества. Тем самым он, помимо всего прочего, в буквальном смысле выносит их на суд критики, открывая своим коллегам возможности для опровержения того, что ему удалось достичь.
Таким образом, нормой и моральным обязательством, является необходимость для ученого не просто быть готовым к критическому разбору того, что им сделано, но, более того, самому искать опровергающие аргументы и эксперименты. Свойственный научной деятельности дух критического отношения к достигнутому, не только предшественниками, но и самим собой принято рассматривать как выражение одной из ключевых ценностей науки.
Особые этические проблемы связаны с публикацией результатов исследований, завершившихся неудачно. С одной стороны, очевидно, что никто не вправе принуждать автора к публикации собственных результатов, тем более что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже. Но, с другой стороны, эта публикация принесет несомненную пользу его коллегам, поскольку покажет им, что поиск в данном направлении бесперспективен.
Экспертиза (рецензирование) научных публикаций - это еще одна роль, выполняемая ученым и имеющая особое значение для самоорганизации научного сообщества. Такие экспертные оценки — один из основных механизмов, посредством которых научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующей отрасли научного познания.
Очевидно, что на тех, кто выступает в качестве рецензентов-экспертов, ложится бремя моральной ответственности за будущее своей области знания.
Однако, бывают и ситуации, когда рецензенты научных журналов отвергают статьи достаточно высокого качества — то ли в силу того, что оказываются не в состоянии по достоинству оценить революционную идею, то ли из-за того, что автор и рецензент принадлежат к конкурирующим и даже враждующим научным школам (последнее следует считать морально предосудительным).
Поэтому нередко раздаются голоса, призывающие отказаться от института рецензентов в научных журналах. Сегодня, в эпоху электронных средств коммуникации, появляются реальные возможности создавать в Интернете любые научные (или, точнее, претендующие быть научными) тексты. Однако научный уровень таких публикаций, естественно, не гарантируется никем, и прежде всего — научным сообществом.
Следующая роль, в которой приходится выступать ученому — это роль преподавателя. С точки зрения интересов и потребностей науки преподавательская деятельность есть не что иное, как участие в подготовке нового пополнения тех, кто впоследствии сам будет профессионально заниматься научной деятельностью.
Но процесс преподавания не сводится к простой передаче студенту или аспиранту какого-то объема знаний и умений. В ходе длительных непосредственных контактов преподавателя и студентов, студенты (аспиранты) усваивают и то, что принято обозначать такими не поддающимися строгому определению терминами, как дух науки, традиции науки и т. п.
Прежде всего, сюда относятся те специфические ценности и моральные нормы, которые характерны как для науки в целом, так и для данной области знания. И если знания учащийся может, вообще говоря, почерпнуть из учебной и справочной литературы, то в этой роли носителя и выразителя традиций и ценностей науки никто и ничто не может заменить ученого-преподавателя.
Возможны два способа передачи новичкам и усвоения ими принципов нормативно- ценностной системы. Первый — формальный — характеризуется тем, что ценности и нормы зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса.
Второй способ не предполагает такого формально выраженного кодекса. В этом случае ключевым оказывается неформальное личностное общение преподавателя и новичка, в ходе которого первый самим своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам соответствующего сообщества, а второй непосредственно их усваивает. Именно таким образом осуществляется передача от поколения к поколению принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества.
Очевидно, выполнение каждой из ролей требует от ученого больших или меньших затрат времени и сил. Эти ресурсы приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности, так что выполнение таких ролей может восприниматься как какая-то дополнительная обуза.
Дело в том, что деятельность ученого в этих качествах необходима для существования и воспроизводства самой же науки. Поэтому ученый, выступая в этих ролях, выполняет свой моральный долг перед научным сообществом. Важно подчеркнуть и следующее обстоятельство: никто иной помимо самих же ученых не обладает ни той квалификацией, ни той компетенцией, которые необходимы для сколько-нибудь успешного выполнения этих ролей.
Еще одна роль, в которой сегодня все чаще приходится выступать ученому — это роль консультанта, к которому обращаются при подготовке ответственных решений, когда требуется дать прогноз и оценку возможных последствий того или иного курса действий. Такого рода деятельность принято называть экспертизой, например, экологической, гуманитарной и т. п.
Отличие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в том, что эксперт-рецензент осуществляет свою функцию в пределах научного сообщества, а эксперт- консультант привлекается как представитель этого сообщества для участия в решении не собственно научных, а важных социальных, политических, народнохозяйственных и т. п. проблем.
Ученый выступает в еще одной роли — в роли популяризатора научных знаний и достижений. Ученые нередко с чрезвычайной неохотой относятся к выполнению этой функции. Эта функция требует от ученого ораторских и даже актёрских способностей, чтобы «завоевать» аудиторию.
И все же деятельность ученых, направленная на ознакомление широкой общественности с тем, чем они занимаются в лабораториях, становится сегодня все более и более важной и необходимой. Дело в том, что возможность получения ресурсов, необходимых для развития науки, во многом определяется уровнем доверия общества к науке. В свою очередь, и та информация о результатах и перспективах исследований, которую сообщают ученые, привлекает все более широкое внимание, особенно в тех случаях, когда исследования касаются вопросов здоровья и безопасности людей.
В тоже время возможна и такая ситуация, что преждевременное оглашение результатов научных исследований, предварительно не подтверждённых и не опровергнутых научным сообществом, может провоцировать в обществе необоснованные ожидания либо опасения, в итоге порождая определенные этические проблемы.
Учитывая нарастающую остроту проблем, связанных с информированием общественности о результатах научных исследований, английское Королевское общество — одна из самых авторитетных в мире научных организаций — опубликовало в 2000 г. специальное руководство, посвященное взаимодействию ученых с прессой.
В рекомендациях отмечается, что научное сообщество должно поощрять исследователей к открытому и ответственному обсуждению своей работы с тем, чтобы соблюдалось равновесие между необходимостью поддерживать научную строгость с требованием излагать результаты исследований в форме, доступной для понимания широкой аудитории.
Одно из положений рекомендаций касается точности сообщаемой информации, в частности, тех выводов и следствий из выполненной работы, которые обычно больше всего привлекают внимание журналистов.
Если журналист допустил неточности или искажения в сообщаемой широкой аудитории информации, то ученый должен без колебаний высказывать свой протест самому журналисту и редактору издания, предпочтительно в форме письма, имея в виду, что оно должно быть опубликовано. Даже если такой протест не станет достаточной компенсацией того вреда, который нанесен вследствие искажения, то по крайней мере он может сделать редактора более осторожным в будущем. При отсутствии надлежащей реакции исследователю рекомендуется обращаться в специально занимающиеся подобными вопросами комиссии, которые существуют в Великобритании, но которых, к сожалению, пока что нет в России.
Между тем, научно-технический прогресс порождает массу проблем, и он необратим. Но это не означает, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.
Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы ныне живущих и будущих поколений, требуют широкого, гласного и вместе с тем компетентного обсуждения, чтобы люди могли принимать, либо отвергать их своим волеизъявлением (например, проблема захоронения, утилизации ядерных отходов и т. п.).
Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые
потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.
Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.
Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо именно они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы сегодня не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.
Поэтому в рамках этики можно выделить особую область, называемую деонтологией (от гр. deon — «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения.
Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого - это повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты. Самоочевидным этическим положением является следующий принцип: «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей».
Этика и информатика.
Современное общество часто называют информационным. Понятие информационного общества было введено в оборот в 1960-х гг. Степень актуальности этого понятия резко возросла к началу XXI в., особенно в связи с широчайшим распространением компьютеров.
Благодаря компьютеризации общества решающие изменения происходят буквально на глазах нынешнего поколения людей. Чрезвычайно быстрыми темпами эволюционируют, как аппаратные средства, так и программное обеспечение компьютеров.
Никогда ранее ни в одной из областей своей деятельности человечество не прогрессировало столь стремительно, как в сфере информатики, т. е. науки о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации.
Самыми большими переменами последних двух десятилетий являются:
— миниатюризация и суперминиатюризация;
— резкое увеличение мощности, быстродействия и объема памяти компьютеров;
— замена символьного интерфейса (информационного обмена между исполнительными устройствами) графическим;
— сближение компьютера с пользователем;
— создание и функционирование интернета;
— развитие систем искусственного интеллекта.
Но развитие информатики внушает и тревогу. Сбои в информационных системах грозят глобальными бедствиями. Виртуально-образные миры компьютеров вызывают психические заболевания у части их пользователей, мало поддающийся контролю интернет.
Сегодня проблемы информационной этики связаны с разграничением ответственности человека и значимости компьютера. Отмечается, что не только маленькие дети, но даже часть взрослых воспринимают компьютер как своего партнера. В таком качестве не воспринимается, например, автомобиль. Именно компьютер получает особую оценку. Если компьютер способен решать те же задачи, что и человек, то невольно возникает желание приписать ему человеческие способности, особенно вычислительного плана.
Ответственность как таковую люди не способны делегировать компьютерам, а потому они вынуждены брать ее на себя. Но зато они награждают компьютеры ответственностью в ее знаковом выражении. На это обстоятельство обычно не обращают внимание.
Итак, информационная этика исходит из принципа ответственности. А это означает, что должны быть разработаны в деталях пути преодоления неприятностей, осмысления новых достижений в сфере информатики и постановки их под контроль человека.
Компьютерная этика как часть информационной этики, занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.
Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:
1. Проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.
2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий.
3. Проблемы, связанные с появлением компьютерных преступлений.
С развитием сети Интернет в обиход входит и понятие «сетевой этики» или «нэтике- та» (производное от net - сеть и etiquette - этикет), обозначающее совокупность правил, сложившихся среди пользователей глобальной сети.
В США в 1979 году был разработан первый кодекс компьютерной этики, в котором были выделены основные моральные установки компьютерной этики:
1. Не использовать компьютер с целью повредить другим людям.
2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей.
3. Не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования.
4. Не использовать компьютер для воровства.
5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.
6. Не использовать ворованное программное обеспечение.
7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.
9. Думать о возможных общественных последствиях программ, которые вы пишите или систем, которые вы разрабатываете.
10. Использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Совокупность моральных установок образует принципы компьютерной этики:
1. Privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей.
2. Accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям.
3. Property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.
Accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте .