Структура воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы Полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, существует два вида воздушного пространства - разрешенное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.
Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который относится к верхнему воздушному пространству.
Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, классифицируется следующим образом:
- класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными правилами;
- класс С- разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов.
Все воздушное суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными правилами;
- класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов до приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно- информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч» Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с диспетчером УВД, При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
При этом, класс А устанавливается только в верхнем воздушном пространстве, класс С - только в нижнем воздушном пространстве, а класс G - в том воздушном пространстве, где не установлены ни класс А, ни класс С. Воздушное пространство класса А и С подразумевает обязательное представление диспетчерского обслуживания воздушного движения. Границы классов воздушного пространства устанавливаются Министерством транспорта РФ, и публикуются в сборниках навигационной информации.
Для осуществления функций УВД воздушное пространство РФ делится на зоны и районы УВД.
Основные принципы деления воздушного пространства на зоны УВД:
- полный и исключительный суверенитет воздушного пространства;
- безопасное движение воздушных судов;
- оптимальное обслуживание воздушного движения;
- эффективность использования воздушного пространства.
Зона управления воздушным движением - воздушное пространство в установленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС ОрВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогательный зональный центр (ВЗЦ).
Район управления воздушным движением ~ воздушное пространство в установленных границах, в котором непосредственное управление воздушным движением по воздушным трассам и MBJI, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС ОрВД. Районному центру ЕС ОрВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.
В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы РФ, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.
В районы УВД входят районы вспомогательных районных центров (ВРЦ), районы местных диспетчерских пунктов (МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.
Районы МДП организуются для управления воздушным движением и обеспечения полетов на МВД и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.
В отдельных случаях диапазон высот полетов по MBJI в районе МДП может быть увеличен в установленном порядке.
Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.
В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС.
Зоны взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность радиолокационного контроля, безопасного выполнения установленного маневра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.
Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.
Воздушное пространство районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.
Размеры и границы зон, районов УВД, районов МДГТ, районов аэродромов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, размещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движения воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом требований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радиотехнического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.
Рассмотрим деление воздушного пространства по высоте и в плане (рис. 1). Аэродром окружает зона взлетов и посадок (ЗВП); Она ограничена по высоте вторым эшелоном зоны ожидания, а по расстоянию - радиусом 30-40 км. Выше и дальше простирается район аэродрома. По высоте он ограничен высотой, разделяющей нижнее и верхнее воздушное пространство (как правило. 6000 м). а по расстоянию - радиусом 50-100 км.
Рис. 1. Деление воздушного пространства по высоте и в плане
Еще дальше и выше простирается район УВД, в которых организуются диспетчерские пункты районных центров (РЦ). По высоте они, как правило, ограничены высотой полетов гражданских ВС, а по расстоянию - границей соседнего районного центра.
Важнейшим элементом структуры воздушного пространства является воздушная трасса. Рассмотрим вид воздушных трасс в пространстве; На рис. 2 представлен пример двух воздушных трасс. Фактически, воздушная трасса - это многоуровневая воздушная дорога для воздушных судов, где существуют определенные правила движения, перекрестки (пересечения трасс) и поворотные пункты. Движение воздушных судов на одной высоте осуществляется только в одном направлении. Встречные воздушные суда следуют на высотах, отстоящих на определенные вертикальные интервалы.
|
|
Рис. 2. Пример пересечения участков двух воздушных трасс
Все значимые точки трассы (точки пересечения трассой границ районных центров, точки пересечения трасс между собой, поворотные пункты) имеют свое обозначение. Эти точки могут быть маркированными или немаркированными. Если точка маркирована приводом (радиостанцией, передающей на известной радиочастоте свой двухбуквенный позывной эфир), то она обозначается своим позывным (например WU, MS и т.д.) или названием населенного пункту где установлен привод (например Сосновка, Никольское и т. д.).
Если в данной точке трассы привод не установлен, то такая точка называется немаркированной, у нее есть только известнее географические координаты и 5-буквенное имя (BATEL, LINRI и т.д.). Рассмотрим те же два участка воздушных трасс в плане, т.е., как их видит диспетчер на экране радиолокатора (рис. 3).
|
BATEL
Рис. 3. Пример пересечения участков двух воздушных трасс. Вид в плане.
Отметки от ВС и формуляры сопровождения может иметь следующий вид (рис. 4)
Рис. 4.Вид отметки от ВС и формуляра сопровождения.
1 - отметка от ВС;
2 - точки предыстории (где была отметка за прошлый оборот антенны радиолокатора);
3. - вектор экстраполяции (указывает то место, где будет ВС в данном случае через 2 минуты, если будет продолжать двигаться с прежним курсом и скоростью);
4. - формуляр сопровождения, где «85644» - бортовой номер ВС, «1160» - высота ВС в десятках метров - 11600 м, «A229D124» - полярные координаты ВС - азимут 292 градуса, удаление 124 км.