Структура воздушного пространства

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (рай­оны Полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений поле­тов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельно­сти в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространст­ва. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, существует два вида воздушного пространства - разрешен­ное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который отно­сится к верхнему воздушному пространству.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, классифицируется следующим образом:

- класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам по­летов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским об­служиванием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обяза­тельно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных Феде­ральными правилами;

- класс С- разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов.

Все воздушное суда обеспечива­ются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие поле­ты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных су­дов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняю­щих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на ис­пользование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмот­ренных Федеральными правилами;

- класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов до приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных су­дов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно- информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч» Воз­душные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обя­заны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с диспетчером УВД, При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие посто­янной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД не требуется. При вы­полнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использо­вание воздушного пространства не требуется.

При этом, класс А устанавливается только в верхнем воздушном про­странстве, класс С - только в нижнем воздушном пространстве, а класс G - в том воздушном пространстве, где не установлены ни класс А, ни класс С. Воздушное пространство класса А и С подразумевает обязательное пред­ставление диспетчерского обслуживания воздушного движения. Границы классов воздушного пространства устанавливаются Министерством транс­порта РФ, и публикуются в сборниках навигационной информации.

Для осуществления функций УВД воздушное пространство РФ делится на зоны и районы УВД.

Основные принципы деления воздушного пространства на зоны УВД:

- полный и исключительный суверенитет воздушного пространства;

- безопасное движение воздушных судов;

- оптимальное обслуживание воздушного движения;

- эффективность использования воздушного пространства.

Зона управления воздушным движением - воздушное пространство в ус­тановленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС ОрВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогатель­ный зональный центр (ВЗЦ).

Район управления воздушным движением ~ воздушное пространство в установленных границах, в котором непосредственное управление воздуш­ным движением по воздушным трассам и MBJI, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС ОрВД. Районному центру ЕС ОрВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.

В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы РФ, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.

В районы УВД входят районы вспомогательных районных центров (ВРЦ), районы местных диспетчерских пунктов (МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.

Районы МДП организуются для управления воздушным движением и обеспечения полетов на МВД и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.

В отдельных случаях диапазон высот полетов по MBJI в районе МДП мо­жет быть увеличен в установленном порядке.

Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.

В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС.

Зоны взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на дан­ном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность ра­диолокационного контроля, безопасного выполнения установленного манев­ра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.

Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.

Воздушное пространство районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.

Размеры и границы зон, районов УВД, районов МДГТ, районов аэродро­мов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, раз­мещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движе­ния воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом тре­бований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радио­технического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.

Рассмотрим деление воздушного пространства по высоте и в плане (рис. 1). Аэродром окружает зона взлетов и посадок (ЗВП); Она ограничена по высоте вторым эшелоном зоны ожидания, а по расстоянию - радиусом 30-40 км. Выше и дальше простирается район аэродрома. По высоте он огра­ничен высотой, разделяющей нижнее и верхнее воздушное пространство (как правило. 6000 м). а по расстоянию - радиусом 50-100 км.

структура воздушного пространства - student2.ru

Рис. 1. Деление воздушного пространства по высоте и в плане

Еще дальше и выше простирается район УВД, в которых организуются диспетчерские пункты районных центров (РЦ). По высоте они, как правило, ограничены высотой полетов гражданских ВС, а по расстоянию - границей соседнего районного центра.

Важнейшим элементом структуры воздушного пространства является воз­душная трасса. Рассмотрим вид воздушных трасс в пространстве; На рис. 2 представлен пример двух воздушных трасс. Фактически, воздушная трасса - это многоуровневая воздушная дорога для воздушных судов, где существуют определенные правила движения, перекрестки (пересечения трасс) и пово­ротные пункты. Движение воздушных судов на одной высоте осуществляется только в одном направлении. Встречные воздушные суда следуют на высо­тах, отстоящих на определенные вертикальные интервалы.

335 MS
BATEL
структура воздушного пространства - student2.ru

Рис. 2. Пример пересечения участков двух воздушных трасс

Все значимые точки трассы (точки пересечения трассой границ районных центров, точки пересечения трасс между собой, поворотные пункты) имеют свое обозначение. Эти точки могут быть маркированными или немаркиро­ванными. Если точка маркирована приводом (радиостанцией, передающей на известной радиочастоте свой двухбуквенный позывной эфир), то она обозначается своим позывным (например WU, MS и т.д.) или названием населенного пункту где установлен привод (например Сосновка, Николь­ское и т. д.).

Если в данной точке трассы привод не установлен, то такая точка называ­ется немаркированной, у нее есть только известнее географические коорди­наты и 5-буквенное имя (BATEL, LINRI и т.д.). Рассмотрим те же два участка воздушных трасс в плане, т.е., как их видит диспетчер на экране радиолокатора (рис. 3).

LINRI
структура воздушного пространства - student2.ru

BATEL

Рис. 3. Пример пересечения участков двух воздушных трасс. Вид в плане.

Отметки от ВС и формуляры сопровождения может иметь следующий вид (рис. 4)

структура воздушного пространства - student2.ru

Рис. 4.Вид отметки от ВС и формуляра сопровождения.

1 - отметка от ВС;

2 - точки предыстории (где была отметка за прошлый оборот антенны радиолокатора);

3. - вектор экстраполяции (указывает то место, где будет ВС в данном случае через 2 минуты, если будет продолжать двигаться с прежним курсом и скоростью);

4. - формуляр сопровождения, где «85644» - бортовой номер ВС, «1160» - высота ВС в десятках метров - 11600 м, «A229D124» - полярные координаты ВС - азимут 292 граду­са, удаление 124 км.

Наши рекомендации