О порядке реализации программ магистерской подготовки

ПОЛОЖЕНИЕ

____ _________ 2015 г. № ____

г. Москва

О порядке реализации программ магистерской подготовки

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «О Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров (далее – ФГОС), реализуемыми Университетом в соответствии с лицензией, приказом ректора Университета от 21 октября 2014 г. № 393 «О Регламенте разработки, подготовки к утверждению и внесения изменений в учебные планы основных образовательных программ», и другими локальными нормативными актами Университета.

1.2.Положение устанавливает порядок подготовки к лицензированию основных образовательных программ по направлениям магистерской подготовки; разработки и открытия магистерских программ профильной направленности (далее – магистерская программа) в рамках лицензированных направлений подготовки; зачисления обучающихся; руководства магистерскими программами; требований к организации образовательной деятельности; реализации и оценки результатов освоения магистерских программ в соответствии с требованиям ФГОС.

Положение распространяется на студентов, обучающихся по магистерским программам и работников, привлекаемым к реализации программ магистратуры Университета, в том числе его филиалов.

1.3.Целью реализации основных образовательных программ по направлениям магистерской подготовки является:

-углубленная фундаментальная и специализированная подготовка высококвалифицированных специалистов к различным видам профессиональной деятельности,

-повышение конкурентоспособности выпускников Университета на рынке труда,

-подготовка кандидатов для обучения в аспирантуре и последующей научной и преподавательской деятельности.

1.4.Статус обучающихся по магистерским программам соответствует статусу студентов. Обучающиеся по магистерским программам пользуются всеми правами и несут ответственность, предусмотренную Уставом и иными локальными нормативными актами Университета, регламентирующими образовательную деятельность студентов.

1.5.Считать утратившим силу Положение от 20.12.2011 г. № 18
«О порядке реализации программ магистерской подготовки».

2.Термины и определения

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.

Уровень образования –завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,

рабочих программ практик, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знаний и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Квалификация– уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Магистрант –студент, осваивающий магистерскую образовательную программу.

Магистерская диссертация – выпускная квалификационная работа научного содержания, которая отражает ход и результаты разработки выбранной темы.

Научно – исследовательская работа магистранта – работа теоретического и (или) экспериментального характера, являющаяся обязательным разделом образовательной программы подготовки магистра, результатом которой является написание и защита магистерской диссертации.

Государственная итоговая аттестация– форма оценки и определения соответствия результатов освоения имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

3. Общие требования к магистерской программе

3.1.Магистерские программы должны иметь направленность (профиль), характеризующий ее ориентацию на конкретные области знаний и (или) определенный вид деятельности и определяющую предметно-тематическое содержание, виды учебной деятельности и результаты ее освоения.

Магистерские программы могут быть ориентированы на:

-научно – исследовательский и (или) педагогический вид профессиональной деятельности как основной (далее – программа академической магистратуры);

-производственно-технологический, практико–ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной (далее – программа прикладной магистратуры).

Виды профессиональной деятельности магистрантов определяются ФГОС по направлению подготовки. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится магистрант, определяются Университетом совместно с обучающимся, заказчиками образовательных услуг и работодателями.

3.2.Направленность магистерской программы должна соответствовать тематике научных исследований профильной кафедры.

3.3.Наименование магистерской программы не должно дублировать наименования профиля бакалавриата, специальности, специализации и наименования учебных дисциплин.

Наименование магистерской программы утверждается решением Ученого совета Университета на основании ходатайства профильной кафедры.

3.4.Магистерские программы предполагают получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности. Магистерские программы могут носить авторский характер, отражая существующие в Университете научные школы.

3.5.Каждая магистерская программа обеспечивается основной образовательной программой, содержание которой должно отвечать требованиям ФГОС по соответствующему направлению подготовки и потребностям рынка труда.

Требования к разработке и реализации ООП определяются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

4.Порядок лицензирования основных образовательных программ по новым направлениям магистерской подготовки.

4.1.Решение о лицензировании основной образовательной программы (далее - ООП) по новому для Университета (филиала) направлению магистерской подготовки осуществляется Ученым советом по представлению кафедры Университета (филиала), профильной лицензируемому направлению подготовки (далее – профильная кафедра), с обоснованием целесообразности лицензирования ООП по новому направлению магистерской подготовки.

Решение о представлении к лицензированию нового для Университета (филиала) направления магистерской подготовки принимается на заседании профильной кафедры, оформляется протоколом и согласовывается с методической комиссией УГС.

4.2.При открытии программы прикладной магистратуры представление профильной кафедры согласовывается с проректором поучебной и воспитательной работе (в филиале – заместителем директора филиала по учебной и воспитательной работе), а при открытии программы академической магистратуры - с проректором по научной работе (в филиале - заместителем директора филиала по научной работе).

4.3.Подготовка к лицензированию нового направления магистерской подготовки, проводится в соответствии с распоряжением ректора, в котором определяются сроки и подразделения, ответственные за подготовку материалов для лицензирования программы.

Подготовленные документы предоставляются в Рособрнадзор:

- по программам Университета (г. Москва) – учебно – методическим управлением,

- по программам филиалов – отделом филиалов.

Документы филиалов Университета направляются в отдел филиалов с сопроводительным письмом директора.

4.4.Разработка методических материалов и подготовка материально – технического обеспечения программы завершается до подачи документов на лицензирование.

5.Порядок открытия магистерских программ профильной направленности.

5.1.Магистерская программа профильной направленности по лицензированному направлению подготовки открывается в Университете (филиале) на основании представления профильной кафедры, одобренного методической комиссией по УГС и решения Ученого совета.

На основании решения Ученого совета издается приказ ректора об открытии в рамках лицензированного направления подготовки одной или нескольких магистерских программ различной направленности и назначении руководителей магистерских программ.

5.2.Магистерские программы могут разрабатываться и реализовываться как одной кафедрой, так и несколькими кафедрами Университета (филиала). К разработке и реализации магистерских программ могут привлекаться преподаватели других как российских,так и зарубежных образовательных организаций, работодатели и заказчики образовательных услуг.

5.3.Ответственность за организацию, содержание и реализацию магистерских программ возлагается на руководителя магистерской программы и профильную кафедру.

Профильная кафедра устанавливает перечень вступительных испытаний, организует подготовку программ вступительных испытаний, учебных дисциплин, практик, фондов оценочных средств (ФОС) по дисциплинам учебного плана, программы и ФОС к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) и другие методические материалы, входящие в УМК, регулярно обновляет (не реже одного раза в год) ООП в части состава дисциплин или содержания рабочих программ учебных курсов, практик, программ и ФОС к ГИА и других методических материалов, утверждает индивидуальные планы научно-исследовательской работы студентов, вносит предложения об изменении руководителя магистерской программы, утверждает научных руководителей обучающихся.

5.4.Сформированный макет по магистерской образовательной программе и данные о руководителе магистерской программы размещаются на сайте Университета (филиала), а рабочие программы дисциплин, практик и другое методическое обеспечение – в СЭО «Фемида».

6.Набор обучающихся на магистерские программы.

6.1.Набор обучающихся на магистерские программы объявляется только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по данному направлению подготовки, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и издания приказа ректора об открытии магистерской программы и назначении ее руководителя.

6.2.Перечень магистерских программ, перечень и сроки приема документов, перечень и формы вступительных испытаний, устанавливаются Правилами приема в Университет. Правила приема размещаются на сайте Университета (филиала).

6.3.Набор студентов для обучения в магистратуре может осуществляться на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно Министерством образования и науки РФ, и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг с юридическими и (или) физическими лицами.

6.4.Правом обучения в магистратуре обладают лица, имеющие высшее образование любого уровня.

6.5.Для лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра, получение образования по программе магистратуры рассматривается как получение второго высшего образования и осуществляется по договорам об оказании платных образовательных услуг с юридическими и (или) физическими лицами.

6.6.Прием документов от поступающих, проведение вступительных испытаний и зачисление в магистратуру организуется Приемной комиссией Университета (филиала).

7.Руководство магистерской подготовкой

7.1.Общее руководство магистерской подготовкой и контроль реализации магистерских программ осуществляется проректором по

учебной и воспитательной работе и проректором по научной работе (зам. директора филиала по учебной и воспитательной работе и зам. директора филиала по научной работе).

7.2.Непосредственное руководство магистерской программой по соответствующему направлению подготовки осуществляетсяруководителем магистерской программы.

Кандидатура руководителя магистерской программы определяется профильной кафедрой исходя из требований к квалификации руководителя, предъявляемых ФГОС по соответствующему направлению подготовки и согласовывается с проректором по учебной и воспитательной работе.

Руководитель магистерской программы утверждается приказом ректора Университета на основании решения Ученого совета.

7.3.При необходимости, в частности, при реализации межкафедральной магистерской программы, а также в филиале, может быть назначен заместитель руководителя магистерской программы.

Кандидатура заместителя руководителя выдвигается профильной кафедрой и согласовывается с руководителем магистерской программы и проректором по учебной и воспитательной работе и утверждается приказом ректора Университета.

Заместитель руководителя выполняет обязанности, отнесенные к его компетенции руководителем магистерской программы.

7.4.К основным обязанностям руководителя магистерской программы относятся:

-руководство разработкой ООП магистратуры и контроль ее реализации;

-ответственность за актуальность магистерской программы и качество подготовки студентов по программе в целом;

-ответственность за разработку программ и методическое обеспечение учебных дисциплин (модулей), всех видов практик,

предусмотренных учебным планом магистерской программы и их ежегодное обновление;

-взаимодействие с другими кафедрами по вопросам формирования учебного плана и методического обеспечения и реализации программы;

-разработка вопросов и программы вступительных испытаний;

-руководство и контроль деятельности научных руководителей студентов;

-проведение организационных собраний со студентами и научными руководителями;

-общее руководство научно-исследовательской работой студентов;

-организация научного семинара и его методическое обеспечение;

-координация и контроль работы научных руководителей студентов;

-внесение предложений по методическому обеспечению и приобретению учебников, монографий по профильной направленности программы;

-разработка примерной тематики магистерских диссертаций в соответствии с профильной направленностью магистерской программы;

-проведение экспертной оценки и корректировки тематики магистерских диссертаций;

-организация работы по формированию программы государственного экзамена и контрольно-измерительных материалов для его проведения;

-предоставление в УМУ (учебный отдел филиала) служебной записки о закреплении учебных дисциплин за кафедрами, участвующими в реализации вновь открываемых ООП;

-проведение мероприятий, направленных на обеспечение конкурсного набора на магистерскую программу;

-обеспечение сохранности контингента обучающихся;

-организация и проведение конференций, круглых столов, семинаров с участием студентов, обучающихся по магистерской программе.

7.5.Руководитель магистерской программы может одновременно являться и научным руководителем студента.

7.6.Руководитель магистерской программы ежегодно отчитывается на заседании профильной кафедры и Учебно-методического совета о выполнении программы магистерской подготовки.

7.7.Научный руководитель студента назначается приказом ректора (директора филиала) на основании решения профильной кафедры из числа научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и ученое

звание и ведущих научные исследования по профильной направленности магистерской программы.

Назначение научных руководителей осуществляется не позднее трехмесяцев со дня зачисления студентов в Университет (филиал).

Допустимое количество студентов на одного научного руководителя устанавливается ФГОС.

7.8.К основным обязанностямнаучного руководителя студента относятся:

-непосредственное руководство образовательной и научно – исследовательской работой студента;

-оказание помощи студентам при выборе темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и составлении индивидуального плана научно-исследовательской работы(Приложение 1);

-организация рассмотрения и утверждения индивидуального плана научно-исследовательской работыстудента на заседании Ученого совета Университета;

-контроль выполнения студентом индивидуального плана научно –исследовательской работы;

-разработка индивидуальных заданий по подготовке магистерской диссертации (Приложение 2) и руководство подготовкой студентом магистерской диссертации;

-подготовка письменного отзыва на магистерскую диссертацию;

-оказание помощи по обеспечению публикаций результатов научных исследований студента;

- организация и проведение предзащиты магистерской диссертации;

-подбор кандидатур внешних рецензентов;

-руководство практикой студента и разработка индивидуальных заданий (Приложение 3);

-проведение консультаций по вопросам выполнения самостоятельной работы, выполнения магистерской диссертации;

-оказание консультационной помощи студенту в подготовке научной статьи, отзыва (рецензии) и т.д.;

-обеспечение представления результатов научно-исследовательской деятельности студента на научно-исследовательском семинаре, конференциях различного уровня и т.д.;

-привлечение студента к участию в научно-исследовательской деятельности кафедры или научного отдела;

-участие в проведении аттестации студента на заседании кафедры;

-отчет на заседании кафедры по результатам руководства работой студента.

7.9.Если по итогам отчета работа руководителя магистерской программы или научного руководителя студента признается неэффективной, то на основании представления профильной кафедры может быть рассмотрен вопрос о смене руководителя магистерской программы или научного руководителя студента.

7.10.Заменаруководителя магистерской программы или научного руководителя студента производится в следующих случаях:

-выбытия предыдущего руководителя из штатного состава сотрудников Университета;

-по собственному желанию руководителя программы;

-признание неэффективным руководства программой.

Замена руководителя магистерской программы осуществляется решением Ученого совета на основании представления заведующего профильной кафедрой.

Замена научного руководителя студента осуществляется приказом ректора на основании представления заведующего профильной кафедрой (директора филиала).

7.11.Ответственность за организацию учебного процесса по магистерским программам несет профильная кафедра.

Контроль соблюдения требований ФГОС по реализуемым направлениям подготовки и организации учебного процесса осуществляется учебно-методическим управлением Университета (учебным отделом филиала).

8.Организация учебного процесса

8.1.Формы обучения по магистерским программам определяются ФГОС по направлениям подготовки.

8.2.Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по данной магистерской программе. При проведении зимнего набора студентов для обучения по программам второго высшего образования учебный год начинается с 1 февраля.Решением Ученого совета

Университет вправе перенести срок начала занятий, но не более чем на два месяца.

8.3.Нормативный срок обучения в магистратуре по очной форме обучения составляет 2 года. Срок освоения магистерских программ по очно - заочной и заочной формам обучения решением Ученого совета Университета может увеличиваться на 3 - 6 месяцев относительно нормативного срока, установленного для очной формы обучения.

8.4.Общая трудоемкость основной образовательной программы составляет 120 зачетных единиц (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам).

8.5.Продолжительность учебных занятий измеряется в академических часах. Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Одно учебное занятие в виде лекции, семинарского или практического занятия объединяет 2 академических часа, проводимых без перерыва.

8.6.Обучение по ускоренным программам подготовки магистров осуществляется в соответствии с Положением «Об организации и порядке ускоренного обучения по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования».

8.7.Организация учебного процесса по магистерским программам осуществляется факультетами.

Работники факультета обеспечивают студентов студенческими билетами, зачетными книжками, ведут учебные карточки студентов, готовят проекты приказов о назначении научных руководителей, о направлении обучающихся на практику, о допуске к итоговой государственной аттестации, об утверждении тем выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) и т.д., в соответствии с положением о факультете и должностными инструкциями.

8.8.Расписание занятий и зачетно-экзаменационных сессий разрабатывается УМУ (учебным отделом филиала) и утверждается ректором (директором филиала) и размещается на сайте Университета (филиала) не позднее, чем за 7 дней до начала учебного семестра.

8.9.По всем дисциплинам учебного плана проводится промежуточная аттестация в порядке, установленном Положением «О текущем контроле и промежуточной аттестации знаний студентов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования».

Студенты, не аттестованные по 4 и более дисциплинам, в том числе признанные решением профильной кафедры не выполнившими индивидуальный план научно-исследовательской работы, подлежат

отчислению из магистратуры. Студенты могут быть отчислены и по иным основаниям, предусмотренными Уставом и локальным нормативными актом Университета «О порядке прекращения образовательных отношений между обучающимися и ФГБОУВО «РГУП»».

8.10.Оценка учебной и научной деятельности студента, обучающегося по очной форме, осуществляется также с применением рейтинговой системы в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

8.11.Обучающимся по очной форме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по результатам промежуточной аттестации и выполнения индивидуального плана выплачивается государственная

академическая стипендия, порядок выплаты которой определяется Положением «О стипендиальном обеспечении, социальной поддержке и компенсационных выплатах обучающимся».

8.12.Обучение по магистерским программам осуществляется на основании утвержденных академических учебных планов, рабочих учебных планов, индивидуальных планов научно-исследовательской работы, календарных учебных графиков, расписаний аудиторных занятий и зачетно - экзаменационных сессий.

8.13.При реализации магистерских программ предусматриваются следующие виды учебной деятельности студента: аудиторная работа (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и т.д.), научно-исследовательская работа, в том числе регулярный научно-исследовательский семинар, прохождение практик, самостоятельная работа, прохождение государственной итоговой аттестации.

8.14.1.При реализации магистерских программ по заочной форме обучения используется система электронного обучения «Фемида» (далее - Система).

Во время первой установочной сессии студент получает индивидуальный логин и пароль для входа в Систему и имеет возможность пользоваться всеми электронными материалами, размещенными на сайте Университета, в том числе программами дисциплин (модулей), необходимой учебно-методической документацией, учебной и научной литературой, фондами оценочных средств и др. Также студенту

предоставляется доступ к общей информации: расписаниям, рабочим учебным планам, программы практик и др.

В случаях внесения изменений в календарный учебный график, расписания занятий и (или) экзаменационных сессий и т.д., студент оперативно извещается через Систему.

Студент получает и выполняет контрольные задания в Системе. В соответствии с рабочим учебным планом в установленный срок студент отправляет по электронной почте выполненные контрольные задания преподавателю. Системой фиксируется факт отправления задания и производится оповещение преподавателя о поступлении работы для ее проверки. Преподаватель имеет возможность оставить свои отзывы о работе (замечания, предложения и т.д.) либо оценить работу, проставив оценку в электронную ведомость.

Печатная версия электронной ведомости формируется работниками деканата соответствующего факультета.

Система дает возможность проводить тренировочное тестирование студентов, получать обновленную информацию о необходимых для научной работы источниках, размещать мультимедийные материалы (в т.ч.

видеоматериалы), проводить видеоконференции для непосредственного общения студентов с преподавателем.

8.15.Аудиторная работа студента регламентируется академическим учебным планом, рабочим учебным планом и расписаниями занятий и зачетно - экзаменационных сессий.

8.16.Студент имеет возможность участвовать в формировании своей программы обучения путем выбора конкретных дисциплин из перечня элективной части учебного плана. Перечень дисциплин по выбору студента, их краткая аннотация размещаются на сайте Университета. Даты начала и окончания записи по выбору дисциплины устанавливаются факультетом.

Запись на дисциплины по выбору осуществляется как в электронной форме (далее – электронная запись) через СЭО Фемида, так и путем подачи письменного заявления на факультет. Количество дисциплин по выбору определяется учебным планом магистерской программы.

В случае если численность записавшихся на дисциплину по выбору составляет менее 10 студентов, указанная дисциплина исключается из списка дисциплин по выбору рабочего учебного плана соответствующего года обучения.

Если общее количество студентов учебного курса составляет менее 15 человек, то выбор дисциплины, подлежащей изучению, согласовывается с руководителем магистерской программы.

В течение трех рабочих дней после извещения студентов о том,что указанная дисциплина не подлежит изучению, предлагается сделать выбор иных дисциплин либо в форме электронной записи либо путем подачи письменного заявления на факультет.

Студенты, не сделавшие свой выбор в установленный период записи, записываются деканом (зам. декана) факультета на те дисциплины, по которым сформированы группы.

Информация о выборе студентов доводится до сведения кафедр и УМУ в установленные сроки.

8.17.Научно-исследовательская работа студента регламентируется индивидуальным планом научно-исследовательской работы (далее – НИР) и является обязательным разделом магистерской подготовки.

Основными целями НИР являются формирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, приобретение умений и навыков организации и выполнения научных исследований.

Задачами НИР являются развитие следующих умений и навыков проведения научно-исследовательской работы:

-уметь обосновывать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость избранной темы;

-определять объект и предмет исследования;

-ставить цели и задачи исследования;

-вести поиск научной информации с привлечением современных информационных технологий;

-выбирать необходимые методы исследования;

-обобщать результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными, самостоятельно выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в сфере проводимых исследований;

-анализировать полученные результаты и представлять их в виде завершенных научно-исследовательских работ (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научных статей, выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

-логически грамотно излагать и аргументировать свою позицию в ходе выступлений на различных научных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и т.п.).

8.18.При планировании НИР студента возможны следующие виды работ:

-составление индивидуального плана НИР с указанием основных мероприятий и сроков их исполнения,

-ознакомление магистранта с тематикой научно - исследовательских работ профильной кафедры и участие в научных исследованиях по направленности магистерской программы,

-ознакомление с тематикой исследовательских работ по профильной направленности магистерской подготовки,

-изучение специальной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний,

-обоснование актуальности и утверждение темы магистерской диссертации,

-составление библиографического списка по выбранной теме магистерской диссертации,

-определение целей и задач диссертационного исследования, определение объекта и предмета исследования, характеристика современного состояния изучаемой проблемы,

-подготовка рефератов, статей и тезисов докладов по избранной теме,

-участие в конференциях, семинарах и других научных мероприятиях,

-написание глав, параграфов магистерской диссертации,

- участие в научно-исследовательском семинаре,

-составление отчета о выполнении НИР,

-апробация результатов научных исследований и подготовка окончательного текста магистерской диссертации,

- предзащита магистерской диссертации.

Перечень видов научно-исследовательской работы студентов может быть конкретизирован и дополнен с учетом специфики темы диссертационного исследования.

Распределение видов, сроков выполнения и формы отчетности НИР по семестрам и годам обучения определяется научным руководителем совместно со студентом при составлении индивидуального плана. Индивидуальный план заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится на профильной кафедре, другой – у студента.

8.19.Итоги научно-исследовательской работы студента оформляются письменно в виде его ежегодного отчета, который утверждается научным руководителем и предоставляется на профильную кафедру.

Отчет студента ежегодно заслушивается на заседании профильной кафедры.

Студенты, не предоставившие в срок отчет о научно-исследовательской работе, считаются имеющими академическую задолженность. По решению профильной кафедры, согласованному с деканом факультета им может быть установлен срок ликвидации задолженности.

8.20.Контроль выполнения студентом индивидуального плана НИР осуществляется научным руководителем студента. Порядок организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением «О текущем контроле и промежуточной

аттестации знаний студентов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования».

8.21.Важной составляющей НИР студента является научно – исследовательский семинар. Сроки проведения и количество зачетных единиц (часов), отводимых на его проведение, регламентируются программой семинара (Приложение 4 ).

Целью научно-исследовательского семинара является подготовка студентов к постоянной научной деятельности, формирование навыков научных коммуникаций, самостоятельной научной и исследовательской работы, необходимых для успешной подготовки магистерской диссертации,а также обеспечение знаний актуальной проблематики по профилю магистерской программы.

Задачи научно-исследовательского семинара:

-проведение консультационной работы для магистров, позволяющей им выбрать направление исследования и тему магистерской диссертации;

-обучение навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;

-обсуждение научных статей, монографий, результатов исследований, нормативно-правовых документов по профильной направленности магистерской программы;

-формирование у студентов навыков публичных выступлений, научной дискуссии и аргументации при апробации полученных результатов научно-исследовательской работы;

-обучение студентов обработке полученных научных результатов и представление их в виде завершенных научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательский семинар способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Семинар проводится в различных интерактивных формах.

Программа семинара разрабатывается руководителем магистерской программы совместно с руководителем семинара и утверждается на заседании профильной кафедры.

8.22.При реализации магистерских программ обязательным разделом ООП является практика. Практика представляет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально – практическую подготовку студентов.

Виды практик определяются ФГОС по каждому направлению магистерской подготовки. Конкретные виды практик по каждой магистерской программе определяются профильной кафедрой исходя из направленности магистерской программы.

Цели, задачи и требования, предъявляемые к организации практик, определяются Положением «Об организации практик обучающихся по направлениям подготовки, реализуемым ФГБОУВП «РГУП».

Содержание и формы отчетности по итогам практик определяются программой по каждому виду практики.

Программы практик разрабатываются руководителями магистерских программ и утверждаются на заседании профильной кафедры.

Практики могут проводиться как в сторонних организациях, так и на кафедрах, в научных отделах Университета (филиала) при наличии необходимого кадрового, научного потенциала и материально – технического обеспечения.

Руководителем практики, как правило, является научный руководитель студента, который определяет конкретное содержание практики, разрабатывает индивидуальные задания, планирует, руководит и контролирует работу студента.

8.23.Одним из основных видов работы обучающегося по магистерской программе является самостоятельная работа студента.

Целями самостоятельной работы являются закрепление знаний по изучаемым дисциплинам, приобретение навыков работы с научной литературой, самостоятельного решения практических задач и навыков проведения научно – исследовательской работы.

Организация самостоятельной работы регламентируется рабочими программами по изучаемым дисциплинам (модулям), методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы и индивидуальным планом научно-исследовательской работы студента.

Самостоятельная работа контролируется научным руководителем студента и преподавателями дисциплин (модулей).

Виды самостоятельной работы студента:

-образовательная самостоятельная работа: подготовка к лекциям, практическим и семинарским занятиям, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины, подготовка к текущей, промежуточной и итоговой аттестации и т.д.;

-научно-исследовательская самостоятельная работа:

-подготовка рефератов, статей и тезисов докладов по избранной теме,

-участие в конференциях, семинарах и других научных мероприятиях,

-написание глав, параграфов магистерской диссертации,

- участие в научно-исследовательском семинаре,

-составление отчета о выполнении НИР,

-апробация результатов научных исследований и подготовка окончательного текста магистерской диссертации,

-другие виды самостоятельной работы.

8.24.Обучение по магистерским программам завершается государственной итоговой аттестацией студентов, цель которой определение соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям ФГОС по направлению магистерской подготовки и решение вопроса о присвоении выпускнику квалификации «Магистр».

Перечень видов ГИА определяется ФГОС по направлению подготовки и может включать следующие виды аттестации:

- государственные экзамены,

- выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).

К сдаче государственного экзамена допускается студент, полностью выполнивший требования академического учебного плана и индивидуального плана научно-исследовательской работы.

Тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), согласованная с научным руководителем и руководителем магистерской программы, утверждается приказом ректора (директора филиала) в течение 3 месяцев с момента зачисления обучающегося.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) определены Положением «О выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации)».

Решение о допуске студента к защите магистерской диссертации принимается на основании решения профильной кафедры о готовности магистерской диссертации, и результатов сдачи государственного экзамена.

Сдача государственного экзамена и защита магистерской диссертации происходят на заседании Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).

Порядок проведения заседаний ГЭК регулируется Положением « О проведении государственной итоговой аттестации по программам магистерской подготовки ».

Выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, присуждается квалификация «Магистр» и выдается диплом магистра.

Приложение 2

Наши рекомендации