Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов
142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, д. 6; тел/факс 8 (49679) 7 47 88
Утверждаю
Директор МАОУ ДСОШ № 7 с УИОП
__________________ /В.М. Дядюра/
Приказ №______ от ___.___.2016
Рабочая программа по музыке
1 «В» класс
Составитель: Волкова Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
· Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего состояния»)
· Основной образовательной программы начального общего образования (приказ № 395о от 23.08.20156 г.)
В соответствии с:
· Примерными программами начального общего образования (М., изд. «Просвещение», 2012 г.).
· Учебным планом МАОУ Домодедовской средней общеобразовательной школы № 7 с углубленным изучением отдельных предметов на 2016-2017 учебный год (приказ №402о от 23.08.2016г.)
· Годовым календарным учебным графиком (приказ № 394о от 23.08.2016г.)
· Авторской программой «Музыка. Начальная школа» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шамагиной, М., Просвещение, 2010г.).
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Большинство учащихся научатся:
· умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
· освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
· овладению навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
· умению воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· умению эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
· умению воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» - 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты – 17ч.
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Содержание музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Формы организации учебных занятий:
· Фронтальная;
· Групповая (парная);
· Коллективная;
· Индивидуальная.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные таблицы.
Портреты композиторов.
2. Методическое пособие к учебнику «Музыка» сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2012;
3.www.muzofon.com
Календарно – тематическое планирование по музыке для 1 «В» класса
№ п/п | Название темы/раздела | Количе ство часов | Планируемые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | Примечание |
И Муза вечная со мной. | 05.09. – 09.09. | Адапт | |||
Хоровод Муз. | 12.09. – 16.09. | Адапт | |||
Повсюду музыка слышна. | 19.09. – 23.09. | Адапт | |||
Душа музыки – мелодия. | 26.09. – 30.09. | Адапт | |||
Музыка осени. | 03.10. – 07.10. | Адапт | |||
Сочини мелодию. | 10.10. – 14.10. | Адапт | |||
Азбука, азбука каждому нужна. | 17.10. – 21.10. | ||||
Музыкальная азбука. | 24.10. – 28.10. | ||||
Музыкальные инструменты | 07.11. – 11.11. | ||||
«Садко» - из русского былинного сказа | 14.11. – 18.11. | ||||
Звучащие картины | 21.11. – 25.11. | ||||
Разыграй песню | 28.11. – 02.12. | ||||
Пришло Рождество. начинается торжество. Родной обычай старины | 05.12. – 09.12. | ||||
Добрый праздник среди зимы | 12.12. – 16.12. | ||||
Урок-концерт. | 19.12. – 23.12. | ||||
Край, в котором ты живешь | 09.01. – 13.01. | ||||
Поэт. Художник. Композитор. | 16.01. – 20.01. | ||||
Музыка утра | 23.01. – 27.01. | ||||
Музыка вечера | 30.01. – 03.02. | ||||
Музыкальные портреты | 06.02. – 10.02. | ||||
Урок-театр. Разыграй сказку | 20.02.- 24.02. | ||||
Музы не молчали | 27.02. – 03.03. | ||||
Мамин праздник | 06. 03. – 10.03. | ||||
У каждого свой музыкальный инструмент | 13.03.- 17.03. | ||||
Музыкальные инструменты | 29.03. – 31.03. | ||||
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке) | 03.04. – 07.04. | ||||
Звучащие картины. | 10.04. – 14.04. | ||||
Музыка в цирке | 17.04. – 21.04. | ||||
Дом, который звучит | 24.04. – 28.04. | ||||
Опера – сказка | 01.05. – 05.05. | ||||
Ничего на свете лучше нету | 08.05. – 12.05. | ||||
Обобщающий урок | 15.05. – 19.05. | ||||
Заключительный урок-концерт | 22.05. – 25.05. |
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-4 классы. Анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011г.
2. Улашенко Н.Б. Музыка. Поурочные планы по программе Е.Д. Критской. 1 класс.Изд. «Корифей», Волгоград, 2010г.