Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа ориентирована на учащегося 5 класса надомного обучения и реализуется на основе следующих документов:

1. Жохов. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2009

2. Стандарт основного общего образования по математике (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004))

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.

Преподавание ведется 3 часа в неделю, всего 105 часов.

2. Цели и задачи курса.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, волевых качеств, коммуникабельности, ответственности;
  • интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • применение полученных знаний и умений в собственной практике;
  • развитиеясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей, математической речи, сенсорной сферы, двигательной моторики, внимания, памяти, навыков самопроверки и взаимопроверки.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комп-лексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание тем учебного курса.

1. Натуральные числа и шкалы

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треуголь­ник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Основная цель— систематизировать и обобщить све­дения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многознач­ных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внима­ние уделяется формированию навыков измерения и построе­ния отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного лу­ча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложе­ния. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. Основная цель— закрепить и развить навыки сложе­ния и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреп­лению алгоритмов арифметических действий над многознач­ными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений про­водить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: состав­ление буквенных выражений по условию задач, решение урав­нений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умно­жения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .Основная цель — закрепить и развить навыки ариф­метических действий с натуральными числами. В этой теме проводится целенаправленное развитие и за­крепление навыков умножения и деления многозначных чи­сел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами дейст­вий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; це­ной, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решают­ся арифметическим способом. При решении с помощью со­ставления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшеству­ют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Площади и объемы

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы пло­щадей.

Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисле­ния площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. На­выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется форми­рованию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вы­читание дробей с одинаковыми знаменателями. Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необ­ходимые для введения десятичных дробей. Среди формируе­мых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделе­нию целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6.Десятичныедроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение ивы­читание десятичных дробей. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения читать, записы­вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сло­жение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сло­жение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за­дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены де­сятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7.Умножение и деление десятичных дробей

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах от­рабатывается правило постановки запятой в результате дейст­вия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится по­нятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. Основная цель— сформировать умения решать про­стейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построе­ние углов. У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны на­учиться решать три вида задач на проценты: находить несколь­ко процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процен­тов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

9. Повторение. Решение задач

Тематическое планирование.

содержание Кол-во часов Сроки
1. Натуральные числа и шкалы.  
2. Сложение и вычитание натуральных чисел.  
3. Умножение и деление натуральных чисел.  
4. Площади и объемы.  
5. Обыкновенные дроби.  
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.  
7. Умножение и деление десятичных дробей.  
8. Инструменты для вычислений и измерений.  
9. Повторение. Решение задач.  
 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускники пятого класса

должны знать:

  • понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
  • правила выполнения действий с заданными числами;
  • свойства арифметических действий;
  • понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
  • определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.

должны уметь: ­­­­

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
  • применять свойства арифметических действия при решении примеров;
  • решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
  • решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
  • находить процент от числа и число по его проценту.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.

7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения учащихся являются:

самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими

учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению;

способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в

учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).

Метапредметными результатами обучения являются:

владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.

учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература.

Для учителя:

1. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Метод. рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина,
2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.;просвещение , 2005
3. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
4. Жохов В.И., Митяева И.М., Математические диктанты. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
5. Жохов В.И., Погодин. В.Н. Математический тренажер 5, 6 кл. - М.; Мнемозина, 2009

6.З.С.Стромова, О.В.Пожарская Математика 5. Поурочные планы (по учебнику

Виленкина Н.Я. и др. Математика. 5 кл. –«Учитель»,Волгоград, 2005

Календарно-тематическое планирование 5 класс, математика.

( 3 часа в неделю, 105 часов)

№ урока Тема урока Кол-во ч Домашнее задание Дата запл. Дата Факт
1. Натуральные числа и шкалы (12ч.)        
Обозначение натуральных чисел, п.1   П.1., №18(а,б),23(б-г) П.1., № 28, 30(в,г) 04.09. 05.09.  
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п.2   П.2., №38, 65 П.2., № 69, 74(в,г) 06.09. 09.09.  
Плоскость. Прямая. Луч. П.3., №90, 91 П.3, № 99, 106(в,г) 11.09. 12.09.  
Шкалы и координаты, п.4.   П.4, № 137, 138 П.4, № 141, 144 16.09. 17.09.  
Меньше или больше, п.5   П.5., № 168, 171 П.5., № 172, 175 18.09. 19.09.  
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» №178, 180 20.09.    
Анализ контрольной работы № 181 23.09.  
  2. Сложение и вычитание натуральных чисел (15 ч.)        
Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6 П.6., № 229, 231 П.6., № 230, 233 24.09. 25.09.  
Вычитание, п.7   П.7., № 286, 290 (а,б) П.7., № 291, 292, 296(а) 27.09. 30.09.  
Числовые и буквенные выражения, п.8 П.8., № 328 (а,б), 329 П.8.,№ 330,333,335 (а,б) 02.10. 03.10.  
Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9 П.9., № 364, 366 П.9., № 365, 368 07.10. 08.10.  
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» № 371 (в, г) 10.10.  
Анализ контрольной работы № 362, 363 11.10.  
Уравнение, п.10     П.10., № 395, 397(а,б) П.10, № 396, 397 (б) П.10., № 398, 400 14.10. 15.10. 16.10.  
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения» № 393 (а,б), 394 (в.г) 18.10.  
Анализ контрольной работы № 391, 392 21.10.  
  3. Умножение и деление натуральных чисел (15 ч.)        
Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11 П.11., № 450, 452, 453 П.11., № 454, 461 22.10. 23.10.  
Деление, п.12   П.12., № 516, 517, 518 П.12, № 520, 524 25.10. 28.10.  
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» № 521, 525 30.10.    
Анализ контрольной работы № 526, 528 31.10.  
Деление с остатком П.13., № 550, 552 11.11..  
Упрощение выражений, п.14   П.14., № 609, 616 П.14, № 610, 617 13.11. 14.11.  
Порядок выполнения действий, п.15   П.15., № 647(а-г), 649 П.15, № 647 (д-з), 650 20.11. 21.11.  
Степень числа. Квадрат и куб числа П.16., № 666, 669,672 П.16, № 668(а-д), 670 25.11. 26.11.  
Контрольная работа №5 по темам «Упрощение выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа» № 668 (е-и) 27.11.  
Анализ контрольной работы № 639 (а-г) 28.11.  
  4. Площади и объемы (8 ч.)        
Формулы, п.17 П.17., № 701, 703, 704 29.11.  
Площадь. Формула площади прямоугольника.п.18 П.18., № 737, 738, 741 03.12.  
Единицы измерения площадей, п.19 П.19., № 779, 780,782 05.12.  
Прямоугольный параллелепипед, п.20 П.20., № 811, 812, 813 09.12.  
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21 П.21., № 840, 842, 846(а,б) П.21, № 843, 845, 848(д,е) 11.12. 12.12.  
Контрольная работа №6 по теме«Площади и объемы» №848 (а,б) 16.12.  
Анализ контрольной работы № 837 17.12.  
  5. Обыкновенные дроби (14 ч.)        
Окружность и круг, п.22 П.22., № 874, 878(а-в),882 18.12.  
Доли. Обыкновенные дроби, п.23 П.23., № 929, 930,934(а) 20.12.  
Сравнение дробей, п.24   П.24., № 965, 966, 970 П.24, № 971, 972, 973 25.12. 26.12.  
Правильные и неправильные дроби, п.25 П.25., №999,1000,1004(а) 09.01.  
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями П.26., №1039, 1041(а-г),1042 П.26, № 1043, 1047,1049 14.01. 15.01.  
Деление и дроби, п.27 П.27., № 1076, 1078, 1080 16.01.  
Смешанные числа, п.28 П.28., № 1109, 1112 20.01.  
Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29   П.29., № 1136(а-г),1137 П.29, №1136(д-з), 1138 П.29, №1139, 1140 22.01. 23.01. 24.01.  
Контрольная работа №7 по темам «Обыкновенные дроби». №1141, 1142 27.01.  
Анализ контрольной работы № 1143 28.01.  
  6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (8 ч.)        
Десятичная запись дробных чисел, п.30 П.30., №1166, 1169 29.01.  
Сравнение десятичных дробей, п.31 П.31., №1200, 1206 03.02.  
Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32 П.32., № 1255,1257, 1261 П.32, №1256, 1258,1262 06.02. 07.02.  
Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33 П.33., №1297, 1302 П.33, №1298, 1303 12.02. 13.02.  
Контрольная работа по теме №8«Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» № 1296, 1293 18.02.  
Анализ контрольной работы № 1291, 1295 19.02.  
  7. Умножение и деление десятичных дробей (13 ч.)        
Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34 П.34., №1330, 1331 П.34, №1332, 1333 20.02. 21.02.  
Деление натуральных дробей на натуральные числа, п.35     П.35., №1375(а-г),1376,1379(а-в) П.35, №1375(д-з),1379(ж,з), 1381 П.35, № 1380(а,б), 1382 26.02.   27.02.   28.02.  
Умножение десятичных дробей, п.36   П.36., № 1431(а,б), 1433, 1436 П.36., №1432(а-е), 1438 04.03. 05.03.  
Деление на десятичную дробь, п.37     П.37., №1483(д-и), 1486 П.37., №1488, 1489(а,б) П37., № 1490, 1492(а) 11.03. 12.03. 13.03.  
Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» № 1492 (в,г), 1493 17.03.  
Анализ контрольной работы № 1494, 1495 18.03.  
Среднее арифметическое, п.38 П.38., №1524(а), 1526,1528 19.03.  
  8. Инструменты для вычислений и измерений (12 ч.)        
Микрокалькулятор, п.39 П.39., № 1556, 1558 21.03.  
Проценты, п.40     П.40., №1598, 1599, 1600 П.40., №1601, 1602, 1603 П.40., №1604, 1605, 1606 02.04. 03.04. 04.04.  
Контрольная работа №10 по теме «Проценты» №1609, 1612 08.04.  
Анализ контрольной работы №1608, 1596 09.04.  
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41 П.41., №1638, 1643,1642(а) 10.04.  
Измерение углов. Транспортир, п.42 П.42., №1682, 1685, 1691 15.04.  
Круговые диаграммы, п.43 П.43., №1706, 1707 18.04  
Контрольная работа №11 по теме «Инструменты для вычислений и измерений.» № 1698,1700, 1704 23.04.  
Анализ контрольной работы №1636, 1637 24.04.  
  Повторение (9 ч.)        
Повторение. Десятичные дроби   №1834(в,г), 1835(б), 1837 № 1834(д), 1836(а), 1838 25.04.28.04.  
Повторение. Проценты     № 1762, 1787 №1763, 1770 05.05. 06.05.  
Повторение. Решение основных задач №1745(а), 1747 №1784, 1785 №1786, 1787 13.05. 19.05. 20.05.  
Итоговая контрольная работа №1815(а-в), 1830 23.05.  
Анализ контрольной работы №1835, 1838 26.05.  
             

Наши рекомендации