Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8

Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8, 16, 32 или 64 битов в словах. Для обеспечения работы с битами существует множество машинных инструкций, включающие различные типы сдвигов.

Все сдвиги похожи друг на друга поведением средних битов, которые просто сдвигаются влево или вправо на определённую величину. Однако, поведение крайних битов, которые уходят из слова и которые появляются в слове, зависит от типа сдвига.

Операция побитового сдвига является одной из самых распространенных в компьютерной системе. В частности, она используется при выполнении умножения или деления двоичных чисел.

Обычно выполняется в регистрах как встроенная микрооперация за счет специальной организации внутрирегистровых связей.

Существует несколько вариантов сдвига:

1. Логический сдвиг. Сдвиг, который выполняется над всеми разрядами операнда, включая знаковый. В младший или старший биты записывается (0).

2. Арифметический сдвиг. Не влияет на положение знака операнда.

Арифметический сдвиг двоичного операнда, влево или вправо на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) разрядов, эквивалентно соответственно умножению и делению исходного операнда на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). При сдвиге вправо разряды исходного операнда, которые выходят за пределы разрядной сетки регистра, теряются, внося при этом ошибку, которая по абсолютной величине не превышает полученного после сдвига числа.

Сдвиг влево имеет смысл, пока не теряются значащие цифры операнда.

3. Модифицированный сдвиг. Арифметический сдвиг операндов, представленных обратным или дополнительным кодом:

- обратный код - при правом и левом сдвигах в освобождающиеся разряды регистра записываются цифры знакового разряда;

- дополнительный код - при сдвиге вправо в разряды, которые освобождаются, записываются цифры знакового разряда, а при сдвиге влево - в освобождающиеся разряды записываются нули.

4. Циклический сдвиг. Операнд перемещается в регистре как в замкнутом контуре, поступая с выхода последнего разряда на вход первого.

Схемы выполнения операций сдвига приведены на рис. 3.1.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

Рисунок 3.1 - Схемы выполнения операций сдвига в компьютерной системе

В отличие от ручного умножения, операционное устройство компьютерной системы не может просуммировать сразу ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) частичных произведений, как это делает человек. Обычный сумматор, как правило, рассчитан на одновременное сложение только двух операндов. Если нужно получить сумму нескольких слагаемых, то происходит накопление суммы: сначала в сумматор записывается первое слагаемое, к нему прибавляется второе, затем к полученной сумме прибавляется третье слагаемое и так до получения полной суммы. Длина произведения Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru -битных сомножителей равна Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru бит:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Поскольку умножение на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) эквивалентно сдвигу влево, то вычисление произведения ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) сводится к формированию частичных произведений ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), их сдвигу и суммированию с учетом весов, определяемых величинами ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Умножение реализуется циклическим процессом, на каждом шаге которого:

- анализируется очередной бит ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) множителя;

- в зависимости от его значения происходит ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) или нет ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) прибавление множимого к предыдущей сумме частичных произведений;

- производится изменение взаимного положения множимого ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) и суммы частичных произведений с учетом веса ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

Таким образом, умножение в двоичной системе счисления естественным образом сводится к двум операциям - сложению и сдвигу чисел.

В соответствии со способом формирования суммы частичных произведений (ЧП), возможны четыре варианта умножения.

Они различаются тем, с каких разрядов множителя ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) (младших или старших) начинается умножение, и что сдвигается - множимое или сумма ЧП.

Варианты умножения, начиная с младших или старших разрядов множителя, называются еще умножением младшими и старшими разрядами вперед соответственно.

Схемы выполнения операции умножения двоичных беззнаковых чисел представлены на рис 3.2.

При умножении младшими разрядами вперед производятся последовательные сдвиги множителя вправо, вследствие чего в младшем разряде регистра множителя последовательно появляются все его цифры, начиная с младшей.

Таким образом, в специальной схеме анализа значения текущей цифры множителя нужно анализировать только состояние младшего разряда соответствующего регистра.

Соответственно, при умножении старшими разрядами вперед должен анализироваться старший разряд множителя.

Схема №1.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Время выполнения операции умножения:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд;

( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

Рисунок 3.2 - Схемы выполнения операции умножения двоичных беззнаковых чисел в компьютерной системе

Схема №2.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Время выполнения операции умножения:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд;

( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Схема №3.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Время выполнения операции умножения:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд;

( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Схема №4.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Время выполнения операции умножения:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд;

( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Рассмотрим на примере два базовых алгоритма умножения в компьютерных системах двоичных беззнаковых чисел:

Алгоритм №1. Алгоритм умножения младшими разрядами вперед, со сдвигом суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) вправо.

1. Исходное значение суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) принимается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), счетчику тактов - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) присваивается значение, равное числу разрядов множителя.

2. Анализируется младшая разрядная цифра множителя. Если она равна ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), то к сумме ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) прибавляется множимое, совмещенное по старшим разрядам; если ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - прибавление не производится.

3. Производится сдвиг множителя и суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) вправо на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) разряд. Содержимое ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) уменьшается на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

4. Анализируется содержимое ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Если оно не равно ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), то переход к (п.2), иначе - (п.5).

5. Умножение закончено, младшая часть произведения находится на месте множителя, а старшая - на месте суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

Алгоритм №2. Алгоритм умножения старшими разрядами вперед, со сдвигом суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) влево.

1. Исходное значение суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) принимается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) присваивается значение, равное числу разрядов множителя.

2. Производится сдвиг суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) влево на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) разряд.

3.Анализируется старшая разрядная цифра множителя. Если она равна ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), то к сумме ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) прибавляется множимое, совмещенное по младшим разрядам; если ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - прибавление не производится.

4.Производится сдвиг множителя влево на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) разряд. Содержимое ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) уменьшается на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

5.Анализируется содержимое ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Если оно не равно ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), то переход к (п.2), иначе - (п.6).

6.Умножение закончено, произведения находится на месте суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), которая имеет удвоенную разрядность

Подобно умножению, деление в компьютерных системах реализуется как многошаговый процесс выполнения операций суммирования, сдвига и других элементарных операций. В отличие от умножения этот процесс имеет итеративный характер, так как результат деления в большинстве случаев не может быть точно представлен числом конечной длины. Как правило, формальным признаком окончания операции деления принимается количество сдвигов: при достижении числа сдвигов, равного количеству разрядов в частном, операция деления завершается. В практической реализации выделяют два типа операции деления:

- первый тип это когда делимое, делитель и частное имеют одну и ту же длину ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru );

- второй тип это когда делимое имеет длину ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - удвоенную по сравнению с делителем и частным. Тогда можно записать:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Для того, чтобы деление было корректным, т.е. чтобы частное не превысило разрядную сетку, необходимо обеспечить выполнение условия:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

или

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

В противном случае будет иметь место переполнение разрядной сетки.

Переполнение исключено, если делимое и делитель имеют одинаковую длину. Как особый случай переполнения рассматривают попытку деления на нуль. По существу, деление сводится к последовательности вычитаний делителя - вначале из делимого, а затем из остатков. Цифра ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) частного определяется следующим образом: если текущий остаток ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) больше или равен делителю, цифра частного равна ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), если меньше, то цифра частного равна ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). При этом операция сравнения реализуется посредством операции вычитания. Так как частное можно определить только со старших разрядов, существует два варианта деления представленных на рис. 3.3:

- с неподвижным делимым (частичным остатком) и сдвигаемым вправо делителем;

- с неподвижным делителем и сдвигаемым влево делимым (частичным остатком).

В зависимости от способа обработки отрицательного частичного остатка, различают два алгоритма деления:

- алгоритм №1 с восстановлением остатка;

- алгоритм №2 без восстановления остатка.

Деление с восстановлением остатка заключается в следующем: если на очередном шаге получен положительный остаток, то в очередную цифру частного записывается ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), а остаток становится «предыдущим» для следующего шага. Данный шаг на этом заканчивается.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru

Рисунок 3.3 - Схемы деления двоичных беззнаковых чисел в компьютерной системе

Если текущий остаток отрицателен, то в очередную цифру частного записывается ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), а к остатку прибавляется делитель для восстановления предыдущего, сдвинутого влево остатка, который становится «предыдущим» для следующего шага. Таким образом, отрицательный остаток аннулируется, поскольку он выполнил свою функцию сигнализатора о соотношении модулей остатка и делителя и больше не нужен.

Алгоритм №1. Деление целых двоичных беззнаковых чисел методом с восстановлением остатка.

1. Исходное значение частного ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) полагается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) присваивается значение ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Исходное значение частичного остатка ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) полагается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) старшим разрядам делимого.

2. Выполняется пробное вычитание делителя ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) из исходного значения частичного остатка - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Положительная разность указывает на то, что частное превысит ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru - разрядную сетку), и будет выполнено прерывание. Если же результат вычитания отрицательный, то деление можно выполнять.

3. Восстанавливается исходное значение ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) прибавлением делителя к полученному отрицательному остатку.

4. ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) удваивается путем сдвига на один разряд влево.

5. Из ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) вычитается делитель и анализируется знак результата вычитания: если остаток положительный, то очередная цифра частного равна ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), иначе - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

6. Частное сдвигается влево с занесением очередной полученной цифры частного в освободившийся младший разряд. ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) уменьшается на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

7. Если полученный остаток отрицателен, то восстанавливается предыдущий положительный остаток прибавлением делителя к отрицательному остатку.

8. п.п. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru последовательно выполняются до получения всех цифр частного, пока ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) не станет равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

9. Если последний остаток от деления отрицателен, то восстанавливается предыдущий положительный остаток, который будет окончательным остатком от деления.

Недостатки:

- нерегулярность выполнения операций, что усложняет устройство управления (для получения одной цифры частного необходимо выполнять либо одно вычитание и сдвиг, либо одно вычитание, одно сложение и сдвиг);

- относительно малая скорость деления, т.к. в среднем половина шагов будет содержать операцию восстановления остатка. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд; ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Деления без восстановления остатка заключается в том, что исходной предпосылкой для использования данного метода является желание избавиться от процедуры восстановления остатка. Благодаря этому, длительность деления можно существенно уменьшить по сравнению с вышеприведенной оценкой (за счет исключения "лишней" операции восстановления остатка), используя алгоритм деления без восстановления остатка. Проанализируем шаг деления, при котором текущий остаток оказался отрицательным. Обозначим:- ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - предыдущий остаток;- ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - текущий; - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - последующий. Пусть:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

При этом, в соответствии с правилом деления, должны выполняться три действия:

- восстановление предыдущего (сдвинутого влево) остатка:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

- сдвиг восстановленного остатка влево на один разряд:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

- вычитание модуля делителя из полученной кодовой комбинации:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Таким образом, требуется перейти от текущего остатка:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

к последующему виду, избавившись от операции восстановления. Если первым действием является сдвиг отрицательного остатка ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) влево, то:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Правая часть отличается от требуемого вида величиной Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru . Поэтому вторым действием будет корректировка:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru .

Сформулируем общее правило. Чтобы определить цифру частного в некотором разряде, необходимо сдвинуть логически ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) влево на один разряд, а затем прибавить к нему код делителя, которому приписывается знак, противоположный знаку предыдущего остатка; если полученный ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) положительный, то в частном проставляется ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ), если же отрицательный, то - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

Алгоритм №2.Деление целых двоичных чисел методом без восстановления остатка.

1. Исходное значение частного ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) полагается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) присваивается значение ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Исходное значение частичного остатка ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) полагается равным ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) старшим разрядам делимого.

2. Выполняется пробное вычитание делителя ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) из исходного значения частичного остатка - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ). Положительная разность указывает на то, что частное превысит ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru - разрядную сетку), и будет выполнено прерывание. Если же результат вычитания отрицательный, то деление можно выполнять.

3. ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) удваивается путем сдвига на один разряд влево.

4. Из частичного остатка вычитается делитель, если остаток положительный, или к частичному остатку прибавляется делитель, если остаток отрицательный.

5. Частное сдвигается, в младший разряд заносится очередная цифра частного ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru - при положительном остатке, Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru - при отрицательном);

6. П.п. 3-5 последовательно выполняются для получения всех цифр частного, пока ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) не станет равен ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ).

7. Аналогично последнему пункту предыдущего алгоритма.

Реализация данного алгоритма не требует никаких дополнительных аппаратурных затрат. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru где ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сдвига на один разряд; ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) - время, затрачиваемое на выполнение операции сложения.

Контрольные вопросы

1. Объясните прицип работы логического сдвига.

2. Объясните принцип работы арифметического сдвига.

3. Объясните принцип работы модифицированного сдвига.

4. Объясните принцип работы циклического сдвига.

5. Сформулируйте алгоритм умножения младшими разрядами вперед, со сдвигом суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) вправо двоичныхбеззнаковых чисел.

6. Сформулируйте алгоритм умножения старшими разрядами вперед, со сдвигом суммы ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Большинство компьютерных систем не могут напрямую адресовать биты, которые содержатся группами по 8 - student2.ru ) влево двоичныхбеззнаковых чисел.

7. Сформулируйте алгоритм деления целых двоичных беззнаковых чисел методом с восстановлением остатка.

8. Сформулируйте алгоритм деления целых двоичных беззнаковых чисел методом без восстановлением остатка

Наши рекомендации