Выбор системы налогообложения
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ООО
Вашему вниманию представлена краткая инструкция по работе с созданными сервисом документами, а также по основным шагам ДО и ПОСЛЕ регистрации ООО. Дополнительно мы крайне рекомендуем вам ознакомиться с материалами статьи Регистрация ООО: самая полная инструкция.
ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ
ПРОВЕРЬТЕ ДАННЫЕ В ВАШИХ ДОКУМЕНТАХ
Скачайте полученный пакет документов и внимательно проверьте указанные в нём данные. Перед проверкой ознакомьтесь с наиболее частыми причинами отказа в регистрации ООО. При проверке документов особое внимание уделите:
- корректности написания всех имён и фамилий, а также их склонений;
- корректности написания паспортных данных и всех адресов;
- наличию ИНН у физлица (если физлицу присвоен ИНН, то он должен быть обязательно указан)
- написанию текста в Excel файлах (текст в ячейках не должен выходить за пределы границ ячейки);
- корректности реквизитов в платёжных квитанциях (здесь требуется особый контроль в связи с несовершенством информационной базы Налоговой инспекции по своим ИФНС);
- сумма всех номинальных долей учредителей должна быть строго равна общему размеру уставного капитала.
РАСПЕЧАТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Устав
Откройте устав и проверьте в нём корректность наименования организации, адреса и должности исполнительного органа.
Дополнительно рекомендуем вам сократить в п. 1.3 Устава адрес до населённого пункта (муниципального образования). Это стало возможным с 1 сентября 2014 года. Написание более короткого адреса намного удобнее, т.к. в результате ваша компания получает возможность перемещаться по муниципальному образованию более свободно, т.к. надо будет вносить изменения только в ЕГРЮЛ, но не вносить правки в устав. Рассмотрим внесение муниципального образования на примере нашей компании:
Было: 124482, Российская Федерация, г. Москва, г. Зеленоград, корп. 528, офис. 17
Стало: Российская Федерация, г. Москва, г. Зеленоград
Уставраспечатывается в двух экземплярах. Прошивать его не нужно, можно просто скрепить листы скрепкой.
Протокол собрания учредителей / решение единственного учредителя
В протоколе должны стоять подписи (а также печати юридических лиц – учредителей) всех участников собрания: учредителей, председателя, секретаря. В решении – только единственного учредителя.
Датирован протокол/решение должен(но) быть раньше даты оплаты квитанции, чтобы был соблюдён хронологический порядок действий: сначала протокол/решение, а потом оплата.
Рекомендуется распечатать и подписать сразу несколько экземпляров протокола/решения, например, один в регистрирующий орган, один в архив компании, далее по желанию по одному экземпляру каждому учредителю.
Если в документе больше одного листа, то он должен быть прошит.
Дополнительно мы рекомендуем вам заверить протокол у нотариуса. Данное требования неявно вытекает из изменений в ГК РФ, однако некоторые регистраторы сообщают, что регистрирующий орган не принимает протоколы без нотариального заверения подписей участников общего собрания. Возможно, что чуть позже ситуация прояснится.
Заверять решение единственного учредителя у нотариуса однозначно не надо.
Дополнительно рекомендуем вам ознакомиться со следующими материалами:
- Как написать протокол общего собрания
- Как написать решение единственного учредителя
Договор об учреждении(в случае нескольких учредителей)
Договор об учреждении, так же как и протокол, подписывается всеми учредителями (а также ставятся печати представителей юридических лиц – учредителей).
Рекомендуется распечатать и подписать сразу несколько экземпляров договора, например, один в регистрирующий налоговый орган, далее по одному экземпляру каждому учредителю.
Если в документе больше одного листа, то он должен быть прошит.
Данный документ не является учредительным и с 2009 года не обязателен к подаче в регистрирующий орган при регистрации, поэтому его вы можете подписать только для самих себе, т.е. для учредителей. Тем не менее, как пишут некоторые регистраторы, в ряде регистрирующих органах его до сих пор требуют (например, ИФНС по г. Сургут). Если у вас именно такой орган, то можете приложить этот документ к общему комплекту документов. Если в Сургуте уже не требуют, напишите нам об этом.
Дополнительно рекомендуем вам ознакомиться со статьёй Как написать договор об учреждении ООО.
Заявление по форме Р11001
Данное заявление – это один из ключевых документов при регистрации, и в котором люди чаще всего делают ошибки, приводящих к отказу. Если у вас возникли вопросы по заполнению формы Р11001, то мы рекомендуем вам ознакомиться со следующими материалами:
- Форма Р11001 (новая): образцы, требования к оформлению, порядок заполнения и примеры
- Почему лист Н формы 11001 заполнен не полностью?
При печати отдельно уделите внимание проверке шрифтов и их размеров в заявление по форме Р11001, т.к. согласно изменениям, вступившим в силу 4 июля 2013 года, все клеточки с пользовательскими данными в заявлении должны быть заполнены исключительно заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.
Для проверки корректности шрифта в распечатанной форме Р11001 вы можете, например, наложить сверху листок бумаги, с распечатанными на нём заглавными буквами шрифта Courier New высотой 18 пунктов, набранными в WORD-e или WordPad-е, и на свету сравнить их размеры.
1.3. ПОДПИСАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ Р11001:
Заявление по форме Р11001 может быть подписано одним из двух способов:
Способ 1 (экономный):
Заявление заявителями подписывается непосредственно в регистрирующем органе во время подачи документов на регистрацию при присутствии всех заявителей (с предъявлением документов, удостоверяющих личность). Прошивать листы заявления заранее не надо, т.к. это делает сотрудник регистрирующего органа в вашем присутствии.
Данный способ позволит вам избежать дополнительных трат на нотариальное заверение заявления. Однако, если документы по факту регистрации будет получать доверенное лицо, то на него необходимо будет оформить нотариальную доверенность от всех учредителей.
Способ 2:
Заявление заявителями подписывается у нотариуса. Прошивать листы заявления заранее не надо, т.к. это делает непосредственно нотариус в вашем присутствии.
При подписании заявления у нотариуса должны присутствовать все учредители общества, т.к. все они являются заявителями и присутствуют в заявлении, а также должны быть представлены протокол собрания или решение и устав. При себе физические лица должны иметь паспорта, а представители юридических лиц-учредителей кроме паспортов учредительные и регистрационные документы компании (полный перечень необходимых документов необходимо заранее проговорить с нотариусом при записи на приём).
Дополнительно учредители (если их несколько) должны подготовить на заявителя, который будет подавать документы в регистрирующий орган, коллективную нотариальную доверенность на подачу и получение документов, а также на получение отказа (желательно сделать с этой доверенности 1-2 нотариальных копий).
Если все учредители не могут одновременно присутствовать на подписании заявления, тогда заявление может быть подписано каждым учредителем у своего нотариуса. В данном случае всё заявление сшивает первый нотариус и удостоверяет подпись первого заявителя, следующий нотариус удостоверяет вторую подпись и ещё раз прошивает всё заявление целиком и т.д. В итоге на заявлении будет столько прошивок и удостоверений подписей, сколько учредителей (вариант, например, когда один нотариус удостоверяет подписи нескольких учредителей сразу, а второй только последнего не запрещен).
ОПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ
Несмотря на использование в сервисе общедоступных баз данных Федеральной налоговой службы (ФНС), на практике встречаются случаи, когда оплата госпошлины должна проходить иначе, нежели это установлено общими правилами. Например, в Санкт-Петербурге единым центром регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу. Однако функция администрирования государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Санкт–Петербургу. В итоге получается, что подавать документы необходимо в ИФНС №15, а оплачивать по реквизитам ИФНС №11.
В связи с наличием таких исключений мы настоятельно рекомендуем сформировать квитанцию для оплаты госпошлины в следующем сервисе ФНС:
https://service.nalog.ru/gp2.do
Подготовка квитанции в данном сервисе займёт у вас не более 2 минут, однако вы получите на руки не только актуальный документ, но также сможете оплатить госпошлину онлайн.
В случае оплаты госпошлины онлайн достаточно будет приложить к комплекту документов распечатанную на компьютере квитанцию об оплате госпошлины через одну из платёжных систем. Сэкономьте время на поход в банк.
Обращаем ваше внимание на следующий момент: если учредителей ООО несколько, то на практике чаще всего происходит так, что подписывает и оплачивает квитанцию учредитель, уполномоченный на проведение регистрационных действий. Но, если следовать букве закона, то п. 2 ст. 333.18 НК РФ указывает на то, что «в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях». То есть, если, например, учредителей двое, то каждый из них должен от своего имени оплатить квитанцию по 2000 рублей, если четверо – то по 1000 рублей и т.д.
Дополнительно ФНС выпустила письмо от 08.08.13 № 03-05-06-03/32177, в котором объясняет, что за государственную регистрацию юридического лица, создаваемого тремя учредителями, должна быть уплачена государственная пошлина каждым учредителем в размере 1/3 от 4000 рублей. И хотя на практике отказы в регистрации ООО по такой причине единичны, тем не менее, любая налоговая инспекция может принять это письмо как руководство к действию.
При этом, сервис формирования квитанций по уплате госпошлины на самом сайте ФНС не позволяет выбрать иную сумму, кроме 4000 рублей. В этом случае рекомендуем вам сформировать квитанцию с полной суммой госпошлины, а потом, если есть такая необходимость, отредактировать, то есть изменить сумму к уплате.
К слову, в указанном выше письме ФНС дает неправильный пример деления госпошлины, т.к. 1/3 от 4000 рублей составит бесконечное число 1333.333… рубля. По правилам округления этого числа получается, что каждый учредитель должен внести по 1333 рубля 33 копейки, в результате сумма госпошлины составит только 3999, 99 рубля, то есть без 1 копейки. Такая ситуация будет причиной отказа в регистрации из-за неуплаты пошлины в полном размере. В таких случаях придется немного переплатить, то есть каждый учредитель должен будет внести по 1334 рубля.
ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ
Соберите полный комплект документов.
Итоговый комплект документов должен включать в себя следующие документы:
- Заявление по форме Р11001 – 1 экз.;
- Устав организации – 2 экз.;
- Решение или протокол – 1 экз., подписанный учредителями, а также прошитый заявителем, если количество листов больше одного (возможно, что для протокола требуется нотариально заверение.).
- Договор об учреждении–1 экз., подписанный учредителями, а также прошитый заявителем, если количество листов больше одного (как уже было отмечено выше, данный документ появляется, когда у обществ два и более учредителей, а также не нужен в 99,9% случаев).
- Оригинал квитанции об оплате госпошлины за регистрациюс отметкой банка или распечатанная на компьютере квитанция, если вы платили онлайн через сервис ФНС.
- Уведомление о применении УСН– 2 экз., подписанные заявителем.
- Письмо собственника помещения о том, что он гарантирует заключение договора аренды либо купли-продажи с обществом в случае его регистрации (де-юро данное требования не является законным, де-факто большинство инспекций требует наличие такого письма).
Примечание: некоторые регистрирующие органы просят предоставлять комплект документов в самой дешёвой картонной папке «Дело».
Соберите полный комплект документов. Узнайте адрес вашего регистрирующего органа на сайте ФНС:
https://service.nalog.ru/addrno.do
При определение реквизитов вашей ИФНС на сайте ФНС первое поле «Код ИФНС» пропускайте кнопкой «Далее». Дальше введи адрес вашей организации.
Подача документов лично заявителем (или всеми заявителями) осуществляется по паспорту (паспортам). Подача документов доверенным лицом от имени группы заявителей осуществляется по нотариальной коллективной доверенности от всех учредителей.
После подачи документов сотрудник инспекции делает расписку о приёме документов, второй экземпляр которой передаёт заявителю на руки. В расписке будет указана дата готовности документов.
ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
В указанную дату придите за документами. При себе необходимо иметь паспорт и расписку. Если документы забирает не заявитель (если он единственный учредитель) или не группа заявителей (все учредители), которая была при подаче, тогда нотариальную доверенность от заявителя (или группы заявителей) на имя доверенного лица.
Полученный комплектов документов должен содержать следующее:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
- лист записи ЕГРЮЛ.
Дополнительно налоговый орган может выдать: свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Внимание! Получив документы, необходимо внимательно проверить данные, указанные в выписке из ЕГРЮЛ. В случае обнаружения ошибок необходимо обратиться к сотруднику, выдавшего вам документы, для составления протокола разногласий. Если ошибки были допущены по вине регистрирующего органа, то они будут оперативно, а главное бесплатно исправлены. Более позднее выявление ошибок может повлечь их исправление через платную процедуру внесения изменений в сведения об обществе.
КОДЫ СТАТИСТИКИ
В случае неполучения информационного письмо о присвоении кодов статистики либо получения просто уведомления из Росстата необходимо обратиться в отделение Росстата по месту регистрации.
При получение кодов статистике в отделение Росстата необходимо предоставить копии следующих документов:
- свидетельство о государственной регистрации и присвоении ОГРН;
- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Рекомендуем перед посещением отделения Росстата уточнить окончательный перечень необходимых документов по телефону, а также время приёма. Контакты ближайшего отделения можно найти на сайте Росстата: http://www.gks.ru/. В Москве коды статистики можно получить онлайн http://91.194.112.170/webword/ .
РЕГИСТРАЦИЯ В ФОНДАХ
В течение 5 дней после внесения записи о зарегистрированном ООО в ЕГРЮЛ Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) должны направить по вашему адресу, указанному в регистрационных документах, свидетельства о регистрации в данных фондах. Если письма из ПФР и ФСС так и не дошли, то необходимо обратиться в ПФР и ФСС по месту регистрации.
ВЫБОР СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В момент регистрации ООО вы можете выбрать режим налогообложения, от которого зависит налоговая нагрузка вашего созданного предприятия. Если вы упустите 30-дневный срок для подачи заявления о переходе на УСН, то придётся ждать конца года, чтобы получить это право с началом нового года. На ЕНВД перейти проще – надо лишь сообщить об этом в течение пяти дней с начала такой деятельности (в рамках этого режима можно осуществлять только некоторые виды услуг и торговли). При этом если вы сначала выбрали УСН, а потом решили перейти по этому виду деятельности на ЕНВД, то также придется ждать начала нового года. Если вы не подали заявление о выборе налогового режима, то будете, по умолчанию, работать на ОСНО, при котором налоговая нагрузка самая высокая.
Мы подготовили для вас подробные статьи, рассматривающие налоговые режимы во всех подробностях и с указанием примеров:
- ОСНО - общая система налогообложения
- УСН 2014: всё о плюсах и минусах упрощёнки с примерами
- УСН Доходы минус Расходы: особенности, риски и примеры расчётов
- ЕНВД или единый налог на вмененный доход
- Системы налогообложения: как сделать правильный выбор?
От выбора налогового режима зависит еще один важный вопрос – необходимость приобретения и регистрации кассового аппарата. ККТ (контрольно-кассовую технику) можно не применять, если вы выберете режим ЕНВД. Кассовый аппарат можно не использовать также и в случаях, если ваша деятельность, независимо от режима, является оказанием услуг населению. Вместо кассового чека вы можете (в обязательном порядке) выдавать клиентам БСО, то есть бланки строгой отчётности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО МЫ РЕКОМЕНДУЕМ:
Регистрация ООО: самая полная инструкция
Подача и получение документов по доверенности
Выбор фирменного наименования
Учредители и уставный капитал
Нюансы выбора правильного адреса
Руководитель: совместимость труда, ответственность и т.д.
ОКВЭД – подбираем коды видов деятельности
После регистрации