Процедуры государственных закупок, их характеристика.
Открытый конкурс - представляет собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение. Открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных для применения иных видов процедур государственных закупок.
Закрытый конкурс - представляет собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, участниками которого могут быть только потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), приглашенные индивидуально заказчиком (организатором) путем извещения.
Закрытый конкурс применяется в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.
Электронный аукцион - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (ЭТП). Электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь (Постановление 778). Электронные аукционы проводятся на электронных торговых площадках - ИРУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" и ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".
Процедура запроса ценовых предложений - представляет собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения. Процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:
товаров от 300 до 1000 базовых величин;
работ (услуг) от 300 до 3000 базовых величин.
Процедура закупки из одного источника – представляет собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор двум и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в том числе, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону N 419-3.
К таким случаям, например, относят: возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; приобретение учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы; приобретение услуг связи для нужд обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, а также обеспечения правопорядка; приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин и др.
Биржевые торги.Государственные закупки товаров в настоящее время осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» по перечню товаров, утвержденных постановлением № 778 (лес и отдельные лесоматериалы, металл и металлопродукция, сухое молоко, сливочное масло, твердые сыры и другие товары и продукция).
Биржевые торги при осуществлении государственных закупок проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах. Государственные закупки товаров с применением биржевых торгов осуществляются на товарных биржах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Сравнительная характеристика процедур выбора поставщика при осуществлении государственных закупок представлена в Приложении 1.
Электронный аукцион: процедура проведения при осуществлении закупок
С 1 марта 2011 года в Беларуси начался новый этап осуществления закупок на конкурсной основе: с помощью электронных аукционов. Как показывает зарубежный опыт, это наиболее эффективный путь размещения заказа для государственных нужд и закупок за счет собственных средств. Кроме этого переход закупочного процесса в электронный формат открывает белорусским предприятиям новые возможности для осуществления экспортных поставок. В конце 2010 года белорусский парламент ратифицировал пакет законопроектов, формирующих правовую базу Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств, в том числе Соглашение о государственных (муниципальных) закупках. На основании чего были реализованы этапы присоединения к практической реализации Соглашения и внесены изменения в законодательные акты Беларуси, России, Казахстана, что обеспечило национальный режим торговли для субъектов хозяйствования трех государств. Таким образом, предприятия трех стран получили равный доступ к участию в государственных закупках этих стран.
В настоящее время в России около 89% торгов проводится в электронной форме. По экспертным оценкам экономия бюджетных средств в среднем составляет 30%, а в некоторых случаях — 60% от первоначальной цены. В Республике Беларусь в связи с принятием Закона N 419-З электронный аукцион становится основной процедурой по выбору поставщиков при ориентировочной стоимости закупки выше 1000 базовых величин. Практика проведения электронных аукционов в республике показала такие же результаты — снижение на 30% и более начальной цены аукциона при проведении электронных торгов. Кроме экономии бюджетных средств электронные аукционы имеют ряд других преимуществ: прозрачность и открытость процесса закупок, отсутствие территориальных ограничений, сокращение времени на подготовку необходимых документов, оперативность, доступность для субъектов малого бизнеса.
Рассмотрим поэтапно процедуру проведения электронного аукциона на одной из электронных площадок.
Для участи в аукционах в электронной форме участники должны пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.
Под аккредитацией на электронной торговой площадке понимается предоставление оператором электронной торговой площадки прав доступа на электронную торговую площадку в целях:
проведения электронных аукционов - заказчику (организатору);
участия в электронных аукционах - потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
Лица, не прошедшие аккредитацию на электронной торговой площадке, не допускаются к проведению электронного аукциона и участию в нем.
Аккредитация на электронной торговой площадке осуществляется оператором электронной торговой площадки на срок не менее трех лет.
Для аккредитации на официальном сайте уполномоченный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель (его уполномоченный представитель) заполняет на официальном сайте соответствующую экранную форму согласно регламенту взаимодействия оператора официального сайта и операторов электронных торговых площадок, утверждаемому ими по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, и подписывает ее личным ключом электронной цифровой подписи, полученным в удостоверяющем центре, включенном в реестр удостоверяющих центров официального сайта. Уполномоченный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель (его уполномоченный представитель), имеющий статус заказчика, также прикрепляет к указанной форме электронную копию документа, подтверждающего в соответствии с законодательством получение бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.