Тема 10. информационные технологии 2 страница

Визуализация объектов научных исследований и результатов вычислительных экспериментов

Графическая обработка результатов расчетов Как элемент систем автоматизированного проектирования.

Назначение: подготовка чертежей в процессе проектирования технических конструкций (получение 3-х мерных или плоских изображений).

Моделирование (графика + расчеты) - поиск оптимальной конструкции Визуализация цифровых отчетов Требует больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти

Создание рекламных роликов, мультфильмов, компьютерных игр, сложных реалистических изображений на основе применения мощных графических пакетов

трехмерная анимация мультимедиа

10.7. Растровая компьютерная графика

Растровый формат характеризуется тем, что все изображение по вертикали и горизонтали разбивается на достаточно мелкие прямоугольники - так называемые элементы изображения, или пикселы (от английского pixel - picture element).

В файле, содержащем растровую графику, хранится информация о цвете каждого пиксела данного изображения. Чем меньше прямоугольники, на которые разбивается изображение, тем больше разрешение (resolution), то есть, тем более мелкие детали можно закодировать в таком графическом файле.

Размер (size) изображения, хранящегося в файле, задается в виде числа пикселов по горизонтали (width) и вертикали (height). Для примера, оптимальное разрешение 15-дюймового монитора, как правило, составляет 1024x768.

Глубина цвета

Кроме размера изображения, важной является информация о количестве цветов, закодированных в файле. Цвет каждого пиксела кодируется определенным числом бит (bit), то есть элементарных единиц информации, с которыми может иметь дело компьютер. Каждый бит может принимать два значения - 1 или 0. В зависимости от того, сколько бит отведено для цвета каждого пиксела, возможно кодирование различного числа цветов. Нетрудно сообразить, что если для кодировки отвести лишь один бит, то каждый пиксел может быть либо белым (значение 1), либо черным (значение 0). Такое изображение называют монохромным (monochrome).

Далее, если для кодировки отвести четыре бита, то можно закодировать 24=16 различных цветов, отвечающих комбинациям бит от 0000 до 1111. Если отвести 8 бит - то такой рисунок может содержать 28=256 различных цветов (от 00000000 до 11111111), 16 бит - 216=65 536 различных цветов (так называемый High Color). И, наконец, если отвести 24 бита, то потенциально рисунок может содержать 224=16 777 216 различных цветов и оттенков - вполне достаточно даже для самого взыскательного художника! В последнем случае кодировка называется 24-bit True Color. Следует обратить внимание на слово "потенциально": даже если в файле и отводится 24 бита на каждый пиксел, это еще не означает, что вы действительно сможете насладиться такой богатой палитрой - ведь технические возможности мониторов ограничены.

RGB-модель

Способ разделения цвета на составляющие компоненты называется Цветовой моделью. В компьютерной графике применяются три цветовые модели: RGB, CMYK и HSB.

Наиболее распространенным способом кодирования цвета является модель RGB. При этом способе кодирования любой цвет представляется в виде комбинации трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), взятых с разной интенсивностью. Интенсивность каждого из трех цветов - это один байт (т.е. число в диапазоне от 0 до 255), который хорошо представляется двумя 16-ричными цифрами (числом от 00 до FF). Таким образом, цвет удобно записывать тремя парами 16-ричных цифр, как это принято, например, в HTML-документах.

Пример.

В языке гипертекстовой разметки документов HTML цвета можно задавать так: черный - 000000, белый - FFFFFF, желтый - FFFF00 и т. д.; чтобы получить более темный желтый цвет, надо одинаково уменьшить интенсивности красного и зеленого - A7A700.

Чем больше значение байта цветовой составляющей, тем ярче этот цвет. При наложении одной составляющей на другую яркость суммарного цвета также увеличивается.

Цветовая модель CMYK

Цветовая модель CMYK соответствует рисованию красками на бумажном листе и используется при работе с отраженным цветом, т.е. для подготовки печатных документов.

Цветовыми составляющими этой модели являются цвета: голубой (Cyan), лиловый (Magenta), желтый (Yellow) и черный (Black). Эти цвета получаются в результате вычитания основных цветов модели RGB из белого цвета. Черный цвет задается отдельно. Увеличение количества краски приводит к уменьшению яркости цвета.

Цветовая модель HSB

Системы цветов RGB и CMYK связаны с ограничениями, накладываемыми аппаратным обеспечением (монитор компьютера в случае RGB и типографские краски в случае CMYK).

Цветовая модель HSB наиболее удобна для человека, т.к. она хорошо согласуется с моделью восприятия цвета человеком. Компонентами модели HSB являются:

тон (Hue);

насыщенность (Saturation);

яркость цвета (Brightness).

Тон - это конкретный оттенок цвета. Насыщенность характеризует его интенсивность или чистоту. Яркость же зависит от примеси черной краски, добавленной к данному цвету.

Значение цвета выбирается как вектор, выходящий из центра окружности. Точка в центре соответствует белому цвету, а точки по границе окружности - чистым цветам. Направление вектора определяет цветовой оттенок и задается в угловых градусах. Длина вектора определяет насыщенность цвета. Яркость цвета задают на отдельной оси.

Компьютерное растровое изображение представляется в виде прямоугольной матрицы, каждая ячейка которой представлена цветной точкой. При оцифровке изображения оно делится на такие крошечные ячейки, что глаз человека их не видит, воспринимая все изображение как целое. Сама сетка получила название растровой карты, а ее единичный элемент называется пикселом.

Пикселы подобны зернам фотографии и при значительном увеличении они становятся заметными. Растровая карта представляет собой набор (массив) троек чисел: две координаты пиксела на плоскости и его цвет.

В отличие от векторных изображений, при создании объектов растровой графики математические формулы не используются, поэтому для синтеза растровых изображений необходимо задавать разрешение и размеры изображения.

С помощью растровой графики можно отразить и передать всю гамму оттенков и тонких эффектов, присущих реальному изображению. Растровое изображение ближе к фотографии, оно позволяет более точно воспроизводить основные характеристики фотографии: освещенность, прозрачность и глубину резкости.

Чаще всего растровые изображения получают с помощью сканирования фотографий и других изображений, с помощью цифровой фотокамеры или путем "захвата" кадра видеосъемки. Растровые изображения можно получить и непосредственно в программах растровой или векторной графики путем преобразовании векторных изображений.

Существует множество форматов файлов растровой графики, и каждый из них предусматривает собственный способ кодирования информации об изображении. Перечислим особенности лишь наиболее распространенных форматов. Формат Макс. число бит/пиксел Макс. число цветов Макс. размер изображения, пиксел Методы сжатия Кодирование нескольких изображений

BMP 24 16 777 216 65535 x 65535 RLE -

GIF 8 256 65535 x 65535 LZW +

JPEG 24 16 777 216 65535 x 65535 JPEG -

PCX 24 16 777 216 65535 x 65535 RLE -

PNG 48 281 474 976 710 656 2 147 483 647 x 2 147 483 647 Deflation (вариант LZ77) -

TIFF 24 16 777 216 всего 4 294 967 295 LZW, RLE и другие +

Из большого числа форматов графических файлов в Интернете сейчас широко используются только два - GIF и JPEG. О них и поговорим подробнее.

GIF - формат

Популярный формат GIF разработан фирмой CompuServe, как не зависящий от аппаратного обеспечения. Он предназначен для хранения растровых изображений с сжатием. В одном файле этого формата может храниться несколько изображений. Обычно эта возможность используется для хранения анимированных изображений (как набор кадров).

GIF-формат позволяет записывать изображение "через строчку" (Interlaced), благодаря чему, имея только часть файла, можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением. Эта возможность широко применяется в Интернет. Сначала вы видите картинку с грубым разрешением, а по мере поступления новых данных ее качество улучшается. Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение может содержать не более 256 цветов. Для полиграфии этого явно недостаточно.

JPEG - формат

Формат файла JPEG (Joint Photographic Experts Group - Объединенная экспертная группа по фотографии) был разработан компанией C-Cube Microsystems, как эффективный метод хранения изображений с большой глубиной цвета, например, получаемых при сканировании фотографий с многочисленными едва уловимыми (а иногда и неуловимыми) оттенками цвета.

Самое большое отличие формата JPEG от других форматов состоит в том, что в JPEG используется алгоритм сжатия с потерями (а не алгоритм без потерь).

Алгоритм сжатия без потерь так сохраняет информацию об изображении, что распакованное изображение в точности соответствует оригиналу. При сжатии с потерями приносится в жертву часть информации об изображении, чтобы достичь большего коэффициента сжатия.

Сжатие, используемое в формате JPEG, необратимо искажает изображение. Это не заметно при его простом просмотре, но становится явным при последующих манипуляциях. Зато размер файла получается от 10 до 500 раз меньше, чем BMP! Если вы решили записать изображение в формате JPEG, то лучше выполнить все необходимые операции перед первой записью файла.

Сравнение GIF и JPEG

1. GIF-формат удобен при работе с рисованными картинками.

2. JPEG-формат лучше использовать для хранения фотографий и изображений с большим количеством цветов.

3. Для создания анимации и изображений с прозрачным фоном применяется GIF-формат.

10.8. Векторная компьютерная графика

При векторном формате рисунок представляется в виде комбинации простых геометрических фигур - точек, отрезков прямых и кривых, окружностей, прямоугольников и т.п. При этом для полного описания рисунка необходимо знать вид и базовые координаты каждой фигуры, например, координаты двух концов отрезка, координаты центра и диаметр окружности и т.д. Этот способ кодирования идеально подходит для рисунков, которые легко представить в виде комбинации простейших фигур, например, для технических чертежей.

Основным логическим элементом векторной графики является геометрический объект. В качестве объекта принимаются простые геометрические фигуры (так называемые примитивы - прямоугольник, окружность, эллипс, линия), составные фигуры или фигуры, построенные из примитивов, цветовые заливки, в том числе градиенты.

Преимущество векторной графики заключается в том, что форму, цвет и пространственное положение составляющих ее объектов можно описывать с помощью математических формул.

Важным объектом векторной графики является сплайн. Сплайн - это кривая, посредством которой описывается та или иная геометрическая фигура. На сплайнах построены современные шрифты TryeType и PostScript.

У векторной графики много достоинств. Она экономна в плане дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые, программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик почти не увеличивает размер файла.

Объекты векторной графики легко трансформируются и модифицируются, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. Масштабирование, поворот, искривление могут быть сведены к паре-тройке элементарных преобразований над векторами. В тех областях графики, где важное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например, в шрифтовых композициях, в создании логотипов и прочее, векторные программы незаменимы.

Векторная графика может включать в себя и фрагменты растровой графики: фрагмент становится таким же объектом, как и все остальные (правда, со значительными ограничениями в обработке).

Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним. Поэтому программы векторной графики незаменимы в области дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Однако, с другой стороны, векторная графика может показаться чрезмерно жесткой, "фанерной". Она действительно ограничена в чисто живописных средствах: в программах векторной графики практически невозможно создавать фотореалистические изображения. Кроме того, векторный принцип описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации, как это делает сканер для точечной графики. В последнее время все большее распространение получают программы 3-мерного моделирования, также имеющие векторную природу.

Обладая изощренными методами отрисовки (метод трассировки лучей, метод излучательности), эти программы позволяют создавать фотореалистичные растровые изображения с произвольным разрешением из векторных объектов при умеренных затратах сил и времени.

В любом случае, если вы работаете с графикой, то неизбежно будете иметь дело с обеими ее формами - векторной и растровой. Понимание их сильных и слабых сторон позволит вам выполнить свою работу максимально эффективно.

10.9 Графический редактор Paint

Этот редактор является одним из самых простых графических редакторов в среде MS Windows. Он появился в версии Windows 95 и с тех пор не изменился. Paint (в переводе с английского означает краска) представляет собой простой однооконный редактор растровой графики, который, тем не менее, позволяет создать достаточно сложный рисунок.

Программа включает средства для построения прямых и кривых линий, эллипсов и окружностей, прямоугольников, квадратов и многоугольников (как контурных, так и закрашенных). Есть инструменты для выделения фрагмента рисунка, заливки замкнутой области цветом, а также инструменты, имитирующие рисование кистью и пульверизатором. Имеется возможность создания надписи и задания толщины линии.

Доступны и некоторые операции преобразования рисунка, а именно: зеркальное отображение относительно горизонтальной и вертикальной оси, инвертирование и замена цветов, сжатие, растяжение и наклон. Однако, в Paint совершенно отсутствуют разного рода эффекты и фильтры. Кроме того, этот редактор поддерживает всего несколько форматов файлов.

Для запуска программы Paint выберите в меню Пуск пункт Программы, в нем пункт Стандартные, а затем пункт Paint. Появится окно Paint - (Без Имени).

Под заголовком окна находится строка основного меню. Две колонки значков слева - это инструменты, с помощью которых осуществляется рисование. Инструмент выбирается щелчком мыши, при этом его кнопка станет "вдавленной", а форма курсора изменится. После выбора инструмента в нижней части панели появится окно для настройки его свойств. Внизу расположена цветовая палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если нужный цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из имеющихся.

С помощью палитры одновременно можно задать два цвета: основной цвет выбирается левой кнопкой мыши, цвет фона - правой. Все инструменты, за исключением тех, что предназначены для построения закрашенных фигур, рисуют основным цветом.

Цвет закрашенной фигуры определяется следующим образом: цвет ее контура совпадает с цветом фона, а цвет заливки (закраски) - с основным цветом. В соответствии с выбранными цветами в левой части палитры изменится цвет прямоугольника и фона, на котором тот расположен: цвет прямоугольника всегда соответствует основному цвету, а цвет фона - фоновому.

В центре окна расположена видимая часть рабочей области, то есть область экрана, внутри которой можно рисовать. Если рисунок не виден целиком, следует воспользоваться линейками прокрутки. С помощью команды Создать (New) из меню Файл (File) рабочую область можно очистить (если в ней что-то было нарисовано, то программа предложит вам сохранить ее содержимое в файл) и начать рисовать новый рисунок. На рисунке цифрами обозначены:

1 - Строка основного меню

2 - Панель инструментов

3 - Цветовая палитра

4 - Рабочая область

Для сохранения созданного вами рисунка в файл выберите в меню Файл (File) команду Сохранить (Save) или Сохранить как (Save As). При выборе команды Сохранить как появится диалоговое окно, в котором следует задать имя и тип сохраняемого файла, а также путь (диск и каталог) к нему.

Ниже перечислены основные инструменты Paint, используемые при создании изображений.

Выделение произвольной области и Выделение.

Ластик. При нажатии на левую кнопку мыши он заменяет один цвет (заданный как основной) другим (заданным как фоновый), на правую - стирает все цвета, заменяя их цветом фона.

Заливка. Позволяет закрашивать ограниченную замкнутой линией область в цвет, заданный как основной (если область незамкнута, краска зальет всю видимую часть рисунка).

Пипетка/выбор цветов. Позволяет внести цвет с изображения в палитру, причем он сразу будет установлен как основной.

Лупа. Увеличивает изображение в 1, 2, 6 или 8 раз. Для возврата к реальному размеру выберите 1-кратное увеличение.

Карандаш и Кисть. Используются для создания четких тонких линий и имитации рисования кистью заданной формы (форма выбирается в дополнительном окне панели инструментов).

Пульверизатор рисует разреженными точками-каплями, имитируя эффект разбрызгивания краски.

Текст. Предназначен для создания надписей (с помощью меню Текст можно задать шрифт, начертание и другие атрибуты).

Линия. Позволяет соединить две точки отрезком прямой.

Кривая. Предназначена для построения гладких кривых (сначала строится отрезок, а затем при помощи мыщи отрезок можно дважды деформировать, чтобы получить кривую).

Прямоугольник, Многоугольник и Прямоугольник со скругленными краями (контурные, безконтурные или закрашенные). Тип объекта выбирается в дополнительном окне панели инструментов, которое появляется при выборе инструмента.

Эллипс. Чтобы нарисовать окружность, следует во время построения удерживать нажатой клавишу Shift.

Если во время рисования вы допустили ошибку, то исправить ее можно различными способами:

выбрать в меню Правка команду Отменить;

воспользоваться ластиком: удерживая нажатой левую кнопку мыши, перемещайте курсор, стирая ненужные цвета.

Большинство операций работы с рисунком в Paint становятся доступными лишь тогда, когда рисунок выделен. Для выделения используются инструменты Выделение произвольной области и Выделение. Чтобы выделить произвольную область, необходимо нажать на левую клавишу мыши и, не отпуская ее, обвести контуром нужный участок рисунка. Для выделения прямоугольной области, удерживая нажатой левую клавишу мыши, растяните появившуюся рамку до требуемого размера.

Нажмите на левую кнопку мыши внутри выделенного фрагмента и перетащите мышь. Фрагмент переместится вслед за курсором. Если при этом удерживать нажатой клавишу Shift, то фрагмент будет оставлять за собой след в виде шлейфа. Чтобы осуществить не перемещение объекта, а его копирование, во время перетаскивания необходимо удерживать нажатой клавишу Ctrl.

Если после выделения области рисунка нажать на правую кнопку мыши, то на экране появится меню действий над данной выделенной областью. Все последующие операции с выделенной областью рисунка можно выполнить из этого меню.

Операции вырезания, копирования и вставки выполняются через меню Правка посредством команд Вырезать, Копировать и Вставить.

Следует отметить, что при выполнении команды Вставка, фрагмент всегда вставляется в левый верхний угол, откуда его можно перетащить в нужное место.

Выделенный фрагмент можно сохранить в отдельном файле с помощью команды Копировать в файл... из меню Правка. В том же меню есть команда Вставить из файла, с помощью которой осуществляется вставка рисунка из другого файла.

Чтобы выполнить зеркальное отображение или поворот рисунка, достаточно выделить нужную область, а затем выбрать в меню Рисунок команду Отразить/повернуть.

Для инвертирования цвета рисунка надо выделить нужную область и выбрать в меню Рисунок команду Инвертировать цвета.

Операции наклона, сжатия и растяжения выполняются одинаково: выделите прямоугольный фрагмент рисунка и выберите в меню Рисунок команду Растянуть/наклонить. В появившемся окне растяжение задается в процентах, а наклон в градусах. Если задать параметр растяжения меньше 100%, то область рисунка будет сжата.

Для увеличения масштаба просмотра изображения выберите в меню Вид команду Масштаб, а затем Другой. В появившемся окне можно задать увеличение в 2, 4, 6 и 8 раз. Чтобы увидеть весь рисунок целиком, выберите в меню Вид команду Просмотреть Рисунок. Чтобы вернуться к нормальному окну редактора Paint, нажмите клавишу q.

Задания 1. Нарисуйте домик, используя инструменты Прямоугольник, Многоугольник, Окружность, Пульверизатор, Заливка и Линия. С помощью инструмента Текст подпишите свой рисунок.

2.Нарисуйте вазу, используя команды Отразить/повернуть в меню Рисунок (чтобы нарисовать симметричную вазу) и команды Растянуть/наклонить (для изменения формы прямоугольника). Создайте копию своего рисунка и увеличьте ее в два раза.

Разрабатывая свой Web-сайт, создавая электронную версию домашнего фотоархива, или просто занимаясь оформлением доклада для выступления, вы столкнетесь с необходимостью включения в документы красочных иллюстраций, которые не всегда можно подготовить, используя только компьютер и имеющееся программное обеспечение.

В зависимости от того, каким носителем графической информации вы располагаете, можно выбрать один из следующих путей получения ее цифрового представления для последующего хранения и обработки с использованием компьютера.

Изображение на бумажном носителе -> Сканер -> Файл на компьютере.

Фотокамера -> Пленка -> Слайд-сканер -> Файл на компьютере.

Цифровая фото- или видеокамера -> Файл на компьютере.

10.10. Текстовый редактор и процессор, интерфейс, возможности

Редактор (лат. - приведенный в порядок) - система программного обеспечения позволяющая вести работу со структурными объектами ЭВМ (текст, таблица, графика, программы)

Различают две основные группы программ подготовки текстовых документов: текстовые редакторы и текстовые процессоры.

Текстовыми редакторами, в основном, называют программы, создающие текстовые файлы без элементов форматирования (т. е. не позволяющие выделять части текста различными шрифтами и гарнитурами). Редакторы такого рода незаменимы при создании текстов компьютерных программ.

Текстовые процессоры умеют форматировать текст, вставлять в документ графику и другие объекты, не относящиеся к классическому понятию "текст". Следует отметить условность такого разделения - разнообразие программ для обработки текста позволяет найти редактор с любым набором функций.

Некоторые текстовые процессоры являются так называемыми WYSIWYG-редакторами. Название получено по первым буквам фразы What You See Is What You Get - то, что ты видишь, есть то, что ты получишь. Когда говорят, что это WYSIWYG-редактор, то гарантируют полное соответствие внешнего вида документа на экране компьютера и его печатной копии. К редакторам такого типа относятся Word и StarWriter.

Текст представляет собой набор символов в определенной кодировке (KOI, UNICODE) Символы закодированы и в памяти ЭВМ представляют собой числовую величину (256), каждая из которых имеет определенную интерпретацию в виде битовой матрицы, которая уже и отражается на экране монитора - кодовая страница.

Шрифты:

растровые (растровый узор - битовая матрица),

векторные (задается контур шрифта - DRAW),

True Type и О True Type - работает специальная программа True Type.

Размер шрифта, его начертание, межсимвольный интервал, принтерные и экранные шрифты.

Текстовой редактор

Система подготовки текстов или текстовой редактор (ТР) - инструментальное средство, предназначенное для обработки тестовой информации. Любой документ, который ранее составлялся на печатной машинке, сегодня готовится в текстовом редакторе.

Почти все текстовые редакторы позволяют решать следующие задачи: набор текста, исправление ошибок, форматирование текста, сохранение теста на диске в виде файла и распечатка на принтере.

Операции, выполняемые практически всеми ТР:

Перемещение курсора, для перемещения на следующую строку - ВВОД,

Режим вставки и замены,

Работа с выделенным фрагментом,

Поиск слов в тексте с возможностью их замены,

Справочник редактора - краткая помощь.

Термины и понятия

Документом, т.е. объектом обработки редактора Word 97 является файл с произвольным именем и расширением doc.

Главные функции редактора:

ввод текста;

редактирование;

форматирование.

Под редактированием понимают ввод изменений, исправлений и дополнений, а форматирование - это изменение внешнего вида текста.

Курсор - мигающая вертикальная черта, указывающая место в документе, где появляется набираемый на клавиатуре текст.

Переход на следующую строку происходит автоматически при достижении конца строки. Клавишу <Enter> нажимать только при переходе к новому абзацу! Иначе форматировать текст будет сложнее.

Форматы текстовых файлов.

Текстовые файлы - наиболее распространенный тип данных в компьютерном мире. Существуют несколько проблем, связанных с текстовыми файлами. Первая - чрезвычайно большое количество символов, требующихся для поддержки различных языков. Американские программисты для работы со 128 символами используют набор символов US ASCII (американский стандартный код для обмена информацией). Для поддержки других языков зачастую не хватает и 256 символов, поэтому сейчас осуществляется постепенный переход к кодировке Unicode, в которой для хранения одного символа отводится уже два байта (т. е. имеется возможность закодировать 65 536 различных символов).

Вторая проблема заключается в том, что люди хотят, чтобы распечатываемые документы содержали графики, диаграммы, примечания, заголовки и чтобы при этом использовались различные шрифты. Документы, распространяемые в Интернет (онлайновые документы), могут содержать мультипликацию, ссылки на различные сетевые ресурсы и звуковое сопровождение.

Многие текстовые файлы передаются в виде простого текста (plain text). Простой текст сложно сделать привлекательным и легко читаемым, так как в нем нет шрифтов различных начертаний, графики, заголовков, подзаголовков и т. д. Эти дополнительные особенности носят название разметки текста (markup).

Говоря о разметке текста, выделяют понятия физической и логической разметки. При использовании физической разметки текста указывается точный вид каждого фрагмента. Например, "центрированный текст, 14-м кеглем, жирный, гарнитура Times". При логической разметке указывается логическое значение данного фрагмента, например, "это заголовок главы". Эти два способа разметки предназначаются, как правило, для использования в разных ситуациях. Для того чтобы распечатать текст на принтере, необходимо использовать физическую разметку. Должны быть приняты решения о размере полей и абзацных отступах. Ранние версии текстовых процессоров использовали только физический тип разметки. При этом для каждого фрагмента указывался шрифт, размер и стиль.

При обмене информацией с другими людьми физическое оформление текста накладывает ряд ограничений, особенно для онлайновых документов. Размер экрана, разрешение, шрифты различны для различных систем. По этим причинам все чаще используется логическое оформление текста. В некоторых случаях логическое оформление практически необходимо: при создании электронных документов типа страниц WWW или при создании и публикации объемных трудов, таких как книги.

Для сохранения разметки документов при передаче текстовой информации от машины к машине применяют разные способы. Текстовые процессоры и издательские системы используют специально разработанные форматы файлов, содержащие не только текст, но и информацию о том, как он должен быть оформлен. Основная проблема здесь в несовместимости таких форматов, хотя наиболее сложные программы обычно могут читать файлы в форматах программ-конкурентов. Примерами такого подхода являются текстовые процессоры Word и StarWriter.

При другом подходе непосредственно в текст документа вставляются специальные команды разметки. Даже если у вас нет программного обеспечения, поддерживающего такой формат, вы все же сумеете в нем разобраться. Существует немало способов подобного представления разметки текста, в том числе:

HyperText Markup Language (HTML), использующийся в World Wide Web;

Наши рекомендации