Задания для аудиторной работы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Типология морфем русского языка.
Вопросы для рассмотрения
1. Признаки классификации морфем.
2. Обязательность / необязательность морфем в составе слова.
3. Позиция морфем в структуре слова.
4. Выполняемые морфемами функции.
5. Материальная выраженность / невыраженность морфем.
6. Частотность морфем в языке; характер стилистической окраски морфем, происхождение морфем.
Практические задания
Типология морфем
1. Вычлените все морфы в данных словоформах. Охарактеризуйте их по функции.
1. Воевать, воюют, воюй, воевавший, развоевались.
2. Вымыть, вымой, вымыл, вымывшийся.
3. Сироты, осиротел, осиротевший.
4. Нежен, понежнее, нежнейший.
2. Сколько формообразующих аффиксов выделяется в приведенных ниже словоформах? Обоснуйте свой ответ.
Испек, вкуснее, выбрось-ка, поссорились, площадей, статей, погрейся, лисий (хвост), поторопилась, уединился, станций, кутается, почисти, чище.
3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные в нем словоформы и назовите в них формообразующие аффиксы. Укажите грамматические значения, которые они выражают.
Сталвспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиесяпрясла... Попадаютсяеще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то шепчет на ухо: подожди,подожди, дружок.
Далеко-далеко проскачеттабун лошадейв ночное,повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такаяна земле!
(В. Шукшин)
4. Выделите в приведенных словах аффиксы, определите их регулярность. Аргументируйте свой ответ.
Детвора, изменение, испанка, грамотей, комбинезон, гусляр, новичок, почтальон, принцесса, светоч, смотрины, скупердяй, стирка, стеклярус, француз, ходьба, шалун.
5. Прочитайте. Выпишите из текста формы с нулевой флексией. Укажите грамматические значения, которые выражают эти флексии. Назовите формообразующие аффиксы в выделенных словах.
С раннего утра несут и несут кондитерские пироги и куличи... Уж насчитал восемь куличей, двадцать два пирога и кренделек. Аеще только утро. Все полки густо уставлены,а пироги все несут, несут...
В летней мастерской кормят обедом нищих и убогих – студнем, похлебкой и белой кашей. В зимней, где живет Горкин, обедают свои и пришлые... и обед им погущеи посытней:солонинка с соленым огурцом, лапша с гусиным потрохом, с пирогами, жареныйгусь с картошкой, яблочный пирог, – «царский обед», так говорят, пива и меду вволю. (И. Шмелев)
6. Укажите словообразующие аффиксы в выделенных словах текста. Дайте их многоаспектную характеристику: определите их тип с позиции материальной выраженности / невыраженности, укажите характер их регулярности и продуктивности.
Слабым пятнышком света из фонарика лейтенант повел по измятому листу карты. Все стало ясно.
Река здесь делала большой изгиб в сторону, потому он потерял ее в темени и наткнулся на лес... Карта допускала неточности. Сосновый лес, который они обошли, вовсе не был нанесен на ней... (В. Быков)
Задания для аудиторной работы
Типология морфем
1. Выделите аффиксы в приведенных ниже словах. Охарактеризуйте эти морфемы с точки зрения их регулярности и продуктивности.
Антироман, историк, дельфинарий, жизнь, компьютерщик, лицеист, небытие, оппозиционный, постмодернизм, словарь, соавтор, скупость, студенчество.
2. Найдите в приведенных ниже предложениях слова с нулевым словообразующим суффиксом. Укажите деривационное значение суффиксов. Аргументируйте свой ответ. Какие из производных слов с нулевыми суффиксами можно отнести к индивидуально-авторским новообразованиям?
1. Уставный прием: снимать отсчеты по началу первого вздрыга каждого звукопоста. 2. Еще ближе – черные взметы на склоне... Близко к нам опять – разрыв! разрыв! 3. Кто не знал в Усть-Илиме круглоголового толстячка Сцепуру, напористого... находчивого на язык? 4. Промозглое было ноябрьское пасмурное утро, с моросью. 5. Возвышенности отступили сперва по правому берегу, теперь и по левому. Что за ширь! 6. Мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. 7. От одной из копен громко сердито залаяла и побежала на нас волосатомордая сивая собака. 8. Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те же самые, что и в 1380 году. 9. Стоять и глазеть было некогда... Еще много надо было успеть до смены в восемь часов вечера.
(По А. Солженицыну)
3.Найдите в выделенных в тексте словах аффиксы. Охарактеризуйте их: 1) с точки зрения их регулярности / нерегулярности; 2) происхождения. Укажите графически морфемный состав каждого знаменательного слова в последнем предложении.
Единственный в году концерт в Московской консерватории этого великолепного пианистауже стал традицией. Веселин Станев на протяжении ряда лет предстает перед почитателями своего таланта, воспитанного в стенах Московской консерватории у блистательного пианиста-концертанта, «романтикаиз романтиков» новой формацииДмитрия Башкирова. Принципы московской школы стали прочным фундаментом в исполнительском почерке этого яркого пианиста.
Сейчас Станеву сорок лет – возраст человеческой и творческой зрелости. Имя его широко известно в музыкальном мире, в среде профессионалов и меломанов-любителей. Свидетельстватому – полные залы на его выступлениях в Уитморхолле в Лондоне, Старой Опере во Франкфурте, Гевандхауз в Лейпциге, а также в странах Скандинавии, Восточной и Юго-Восточной Европы, Японии, его успешные работы с известными дирижерами.Пресса с большим интересом следит за творческой жизнью артиста, с каждым годом расширяющего свои интересы и возможности. В восхищенно-возвышенных отзывах и глубоких рецензиях на его гастрольные программы нынешнего сезона европейские музыкальные критики отмечают быстрый творческий рост пианиста. (М. Игнатьева)
4. Дайте стилистическую характеристику производным словам в следующем фрагменте текста. Чем различаются аффиксы в однокоренных словах стихотворения?
В смокинг вштопорен,
побрит, что надо,
по Гранд, по опере
гуляю грандом.
Смотрю в антракте –
красавка на красавице... (В. Маяковский)
Контрольные вопросы
1. По каким основным признакам можно охарактеризовать морфемы в русском языке?
2. Какие морфемы можно выделить с точки зрения обязательности / необязательности в составе слова?
3. Какие морфемы выделяются в русском языке с точки зрения их позиции в слове?
4. Какие функции могут выполнять морфемы?
5. Что такое нулевая морфема?
6. Какие морфемы называются нерегулярными?
7. Как можно охарактеризовать морфемы с точки зрения их стилистической окраски?
8. Какими могут быть морфемы с точки зрения их происхождения?