Задания для аудиторной работы

1. Чтение, перевод и фонетический анализ текста. Остромирово евангелие Послесловие (Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. Самара: СГПУ, 2000. С.118-119; Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М.: Просвещение, 1984. С.120-121 и др. издания).Указать в тексте, какие согласные были всегда мягкими, какие – всегда твердыми. Найдите в тексте слова с сочетаниями кы и дайте этим написаниям исторический комментарий. Найдите в тексте слова с фонетическим признаками неславянского происхождения.

2. Аудиторная самостоятельная работа по отрывкам из текстов. Образец задания см.: Тихонова Р.И. Историческая грамматика русского языка. Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей высших педагогических учебных заведений. Самара-Москва, 2000. С.59-60.

Задания для обязательной самостоятельной работы студентов

Письменное выполнение упражнений: Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. Самара: СГПУ, 2000. §§2,3. С.11-14.

Задания для самостоятельной работы (по выбору студентов)

1. Выполнение карты территориального расселения восточнославянских племен.

2. Составление сопоставительных таблиц звуков древнерусского, старославянского, праславянского и современного русского языков.

Литература:

Тихонова Р.И. История русского языка: Часть первая (Историческая грамматика русского языка). Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. С.26-34.

Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981. С.43–61.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990. С.67–98.

Занятие №3. Отражение процессов общеславянского периода в звуковой системе древнерусского языка. Происхождение исторических чередований гласных.

Вопросы для теоретической подготовки.

1. Назовите фонетические процессы общеславянского периода в звуковой системе древнерусского языка.

2. Охарактеризуйте:

· первый ряд чередования гласных в древнерусском языке;

· второй ряд чередования гласных в древнерусском языке;

· третий ряд чередования гласных в древнерусском языке, причины его возникновения.

3. Прокомментируйте с исторической точки зрения чередования гласных звуков современного русского языка.

Задания для аудиторной работы.

1. Найдите корень слова и определите, к какому ряду относятся в нем чередования звуков: клятва – проклинати, посолъ – посылати – посълати, жатва – жать – жьноу – пожинати, реку – рекъ – пророкъ – прорицати – нарѣкати – рьци, говоръ – гукати – гукъ, неукыи – наука – навыкъ – обычаи, рудыи – ръдѣти – рыжии – ръжа, зазорныи – объзьрѣти – възирати – объзоръ – възъзьрѣние – съзьрцати, плавати – плыти – плоути – пловоу – пловьць, ковати – кую – кузница – казнь.

2. Чтение, перевод и древнерусского текста. Отрывок из новгородской летописи по Синодальному списку XIII-XIV вв. (Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. Самара: СГПУ, 2000. С.145; Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М.: Просвещение, 1984. С.131, ч. III; и др. издания).

3. Выполните задания по фонетическому анализу текста:

а) выпишите из текста все слова с чередованиями гласных в корнях, определите, к какому ряду относится каждое чередование, дайте исторический комментарий;

б) как были написаны в 11 в. слова: зла, створи, все, послаша, воза, зло, ржи, грвнъ, овса, возъ, кору, пси, помроша?Восстановить, где нужно, буквы ъ и ь.

в) доказать, правильно ли написаны буквы е и «ять» в словах чело, тѣхѣ, рѣпѣ, дѣти, намѣташа, изѣдати.

Задания для обязательной самостоятельной работы студентов

Письменное выполнение упражнений: Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. Самара: СГПУ, 2000. §§6,7, 10. С.12-14.

Литература:

Тихонова Р.И. История русского языка: Часть первая (Историческая грамматика русского языка). Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. С. 34-36.

Наши рекомендации