Public int Width; public int Height;
public Rect(int w, int h) {
Width = w;
Height = h;
}
public int Area() {
return Width * Height;
}
}
class UseRect {
static void Main() {
Rect rl = new Rect(4, 5);
Rect r2 = new Rect(7, 9);
Console.WriteLine("Площадь прямоугольника rl: " + rl.AreaO);
Console.WriteLine("Площадь прямоугольника r2: " + r2.Area());
}
}
Как вам должно уже быть известно, другие члены класса могут быть доступны непосредственно без дополнительного уточнения имени объекта или класса. Поэтому оператор
return Width * Height;
В методе Area () означает, что копии переменных Width и Height, связанные с вызывающим объектом, будут перемножены, а метод возвратит их произведение. Но тот же самый оператор можно написать следующим образом.
return this.Width * this.Height;
В этом операторе ключевое слово this обозначает объект, для которого вызван метод Area () . Следовательно, в выражении this .Width делается ссылка на копию переменной Width данного объекта, а в выражении this . Height — ссылка на копию переменной Height этого же объекта. Так, если бы метод Area () был вызван для объекта х, то ключевое слово this в приведенном выше операторе обозначало бы ссылку на объект х. Написание оператора без ключевого слова this представляет собой не более чем сокращенную форму записи.
Ключевое слово this можно также использовать в конструкторе. В этом случае оно обозначает объект, который конструируется. Например, следующие операторы в методе Rect ()
Width = w;
Height = h;
Можно было бы написать таким образом.
this.Width = w; this.Height = h;
Разумеется, такой способ записи не дает в данном случае никаких преимуществ. Ради примера ниже приведен весь класс Rect, написанный с использованием ссылки this.
Using System;
class Rect {
Public int Width; public int Height;
public Rect(int w, int h) { this.Width = w; this.Height = h;
}
public int Area() {
return this.Width * this.Height;
}
}
class UseRect {
static void Main() {
Rect rl = new Rect(4, 5);
Rect r2 = new Rect(7, 9);
Console.WriteLine("Площадь прямоугольника rl: " + rl.AreaO);
Console.WriteLine("Площадь прямоугольника r2: " + r2.Area());
}
}
В действительности ключевое слово this не используется приведенным выше способом в программировании на С#, поскольку это практически ничего не дает, да и стандартная форма записи намного проще и понятнее. Тем не менее ключевому слову this можно найти не одно полезное применение. Например, в синтаксисе C# допускается называть параметр или локальную переменную тем же именем, что и у переменной экземпляра. В этом случае имя локальной переменной скрывает переменную экземпляра. Для доступа к скрытой переменной экземпляра и служит ключевое слово this. Например, приведенный ниже код является правильным с точки зрения синтаксиса C# способом написания конструктора Rect ().
public Rect(int Width, int Height) { this.Width = Width; this.Height = Height;
}
В этом варианте написания конструктора Rect () имена параметров совпадают с именами переменных экземпляра, а следовательно, скрывают их. Но для "обнаружения" скрытых переменных служит ключевое слово this.
ГЛАВА 7 Массивы и строки
В этой главе речь вновь пойдет о типах данных в С#. В ней рассматриваются массивы и тип string, а также оператор цикла fore a ch.
Массивы
Массив представляет собой совокупность переменных одного типа с общим для обращения к ним именем. В C# массивы могут быть как одномерными, так и многомерными, хотя чаще всего применяются одномерные массивы. Массивы служат самым разным целям, поскольку они предоставляют удобные средства для объединения связанных вместе переменных. Например, в массиве можно хранить максимальные суточные температуры, зарегистрированные в течение месяца, перечень биржевых курсов или же названия книг по программированию из домашней библиотеки.
Главное преимущество массива — в организации данных таким образом, чтобы ими было проще манипулировать. Так, если имеется массив, содержащий дивиденды, выплачиваемые по определенной группе акций, то, организовав циклическое обращение к элементам этого массива, можно без особого труда рассчитать средний доход от этих акций. Кроме того, массивы позволяют организовать данные таким образом, чтобы легко отсортировать их.
Массивами в C# можно пользоваться практически так же, как и в других языках программирования. Тем не менее у них имеется одна особенность: они реализованы в виде объектов. Именно поэтому их рассмотрение было отложено до тех пор, пока в этой книге не были представлены
объекты. Реализация массивов в виде объектов дает ряд существенных преимуществ, и далеко не самым последним среди них является возможность утилизировать неиспользуемые массивы средствам "сборки мусора".
Одномерные массивы
Одномерный массив представляет собой список связанных переменных. Такие списки часто применяются в программировании. Например, в одномерном массиве можно хранить учетные номера активных пользователей сети или текущие средние уровни достижений бейсбольной команды.
Для foro чтобы воспользоваться массивом в программе, требуется двухэтапная процедура, поскольку в C# массивы реализованы в виде объектов. Во-первых, необходимо объявить переменную, которая может обращаться к массиву. И во-вторых, нужно создать экземпляр массива, используя оператор new. Так, для объявления одномерного массива обычно применяется следующая общая форма:
тип[] имя_мас сив а = new тип[размер] ;
где тип объявляет конкретный тип элемента массива. Тип элемента определяет тип данных каждого элемента, составляющего массив. Обратите внимание на квадратные скобки, которые сопровождают тип. Они указывают на то, что объявляется одномерный массив. А размер определяет число элементов массива.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если у вас имеется некоторый опыт программирования на С иди C++, обратите особое внимание на то, как объявляются массивы в С#. В частности, квадратные скобки следуют после названия типа, а не имени массива.
Обратимся к конкретному примеру. В приведенной ниже строке кода создается массив типа int, который составляется из десяти элементов и связывается с переменной ссылки на массив, именуемой sample.
int[] sample = new int[10];
В переменной sample хранится ссылка на область памяти, выделяемой для массива оператором new. Эта область памяти должна быть достаточно большой, чтобы в ней могли храниться десять элементов массива типа int.
Как и при создании экземпляра класса, приведенное выше объявление массива можно разделить на два отдельных оператора. Например:
int[] sample; sample = new int[10];
В данном случае переменная sample не ссылается на какой-то определенный физический объект, когда она создается в первом операторе. И лишь после выполнения второго оператора эта переменная ссылается на массив.
Доступ к отдельному элементу массива осуществляется по индексу: Индекс обозначает положение элемента в массиве. В языке C# индекс первого элемента всех массивов оказывается нулевым. В частности, массив sample состоит из 10 элементов с индексами от 0 до 9. Для индексирования массива достаточно указать номер требуемого элемента в квадратных скобках. Так, первый элемент массива sample обозначается как sample [ 0 ] , а последний его элемент — как sample [ 9 ]. Ниже приведен пример программы, в которой заполняются все 10 элементов массива sample.
// Продемонстрировать одномерный массив.
Using System;
class ArrayDemo {
static void Main() {
int[] sample = new int[10];
4 int i;
for(i =0; i < 10; i = i+1) sample[i] = i;
for(i = 0; i < 10; i ■= i + 1)
Console.WriteLine("sample[" + i + "]: " + sample[i]);
}
}