Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
Правовая охрана товарных знаков обеспечивается на международном и национальном уровнях. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им: продавать, предоставлять во временное пользование, в том числе — по лицензионному договору, использовать в рекламе, печатных изданиях, на вывесках и т.д.
15).Правовая охрана секретов производства. Коммерческая служебная тайна.
Действующее законодательство Республики Беларусь содержит множество определений понятия «тайна», к числу которых отнесены государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна и тд. Коммерческую и служебную тайну составляет конфиденциальная информация субъектов хозяйствования. В современных условиях защита коммерческой тайны выступает одной из основных функций обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования. Согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется руководителем субъекта хозяйствования и закрепляется в приказе. В ГК понятия «служебная тайна» и «коммерческая тайна» не разграничены. Вместе с тем служебная тайна отличается от коммерческой тайны по своему объекту, субъекту и содержанию. Объектом служебной тайны является информация, которая касается деятельности государственных органов, и ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Коммерческая и служебная тайна являются понятиями разноплановыми, поскольку сохранение служебной тайны не обусловлено коммерческой ценностью, хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера. Определенные категории работников обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ всвязи с выполняемой работой. Как определено частью второй п. 2 ст. 140 ГК, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну, а также на контрагентов по гражданско-правовому договору. Кроме того, должностные лица компетентных органов, виновные в разглашении коммерческой и служебной тайны, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Относительно уголовной ответственности за нарушение режимов. коммерческой и служебной тайны обозначим нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь , предусматривающие уголовное наказание за такие деяния.
16). Недопущение недобросовестной конкуренции как обьект промышленной собственности.
Общее понятие этого объекта промышленной собственности дано в ст. 10 bis (2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности: «Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах». Упомянутая статья, в частности, называет три вида запрещенной конкуренции, которые кратко именуют «смешение, ложные утверждения и введение в заблуждение». Первые два вида традиционно рассматриваются как относящиеся к защите конкурентов, а третий – как относящийся к защите интересов конкурентов и потребителей.
Статья 1029. Недопущение недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.
Недобросовестной конкуренцией признаются:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
4) другие действия, противоречащие требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Статья 1030. Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции
1. Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.
17) Государственная регистрация обьектов промышленной собственности.
Статья 1. Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец
1. Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняется государством и удостоверяется патентом.
2. Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец удостоверяет авторство, приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование.
3. Патент действует с даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»: патент на промышленный образец – в течение десяти лет с возможным продлением этого срока патентным органом по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет. Ходатайство о продлении срока действия патента на промышленный образец подается в патентный орган до истечения срока действия патента.
Статья 12. Подача заявки
1. Заявка подается в патентный орган заявителем. Заявитель.
2. К заявке, подаваемой через патентного поверенного, должна быть приложена доверенность, выданная ему заявителем.
3. Требования к документам заявки, порядок проведения экспертизы заявки и вынесения решения по ее результатам устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
1. Заявка на промышленный образец должна относиться к одному промышленному образцу или группе промышленных образцов, принадлежащих к одному классу Международной классификации промышленных образцов
2. Заявка на промышленный образец должна содержать:
2.1. заявление о выдаче патента с указанием автора промышленного образца и лица , на имя которого испрашивается патент, а также их места жительства или места нахождения;
2.2. комплект изображений, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;
2.3. описание промышленного образца, включающее его существенные признаки.
3. Дата подачи в патентный орган заявки на промышленный образец устанавливается по дате поступления документов, необходимых для установления приоритета, а если указанные документы представлены не одновременно – по дате поступления последнего документа.
4. Одновременно с заявкой на промышленный образец или в течение двух месяцев с даты поступления такой заявки в патентный орган представляются документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере или освобождение от уплаты патентной пошлины,
18). Патентное ведомство Республики беларусь
Функции патентного органа в Республике Беларусь с 1992 года были возложены на Государственное патентное ведомство при Совете Министров Республики Беларусь, которое в 1997 году было преобразовано в Государственный патентный комитет Республики Беларусь, а с 2001 года — в Национальный центр интеллектуальной собственности.
Споры, вытекающие из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности рассматриваются судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
Исключительное право на различные объекты промышленной собственности в Республике Беларусь предоставляется на основании их государственной регистрации в патентном органе Республики Беларусь и удостоверяется патентом(изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений), свидетельством (товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, топологии интегральных микросхем).
В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, проведения эффективной инновационной и коммерческой политики на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения.
19) Потентные поверенные и их функции.
Принятием патентных законов в Республике Беларусь появилась необходимость в подготовке и аттестации патентных поверенных, основная функция которых – оказание физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств услуг по правовой охране объектов промышленной собственности.
Патентным поверенным является гражданин Республики Беларусь, которому в соответствии с законодательством предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед патентным органом в вопросах получения правовой охраны объектам промышленной собственности.
Патентный поверенный оказывает физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств (в дальнейшем –доверители) следующие услуги:
- дает консультации по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, сортов растений, топологий интегральных микросхем и других объектов промышленной собственности;
- выполняет поручения доверителей и оказывает практическую помощь в оформлении заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности;
- дает консультации и представляет доверителей при реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений;
- представляет доверителей в Национальном центре интеллектуальной собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов;
- дает консультации по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности, выданных третьим лицам;
- осуществляет другие виды консультационной деятельности, не противоречащие действующему законодательству, а также представительство в области промышленной собственности.
20. Основные способы введения объектов интелектуальной собственности в гражданский оборот.
Обязательным элементом процесса управления интеллектуальной собственностьюНеобходимым условием введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности является их оценка и постановка на бухгалтерский учет. В соответствии с действующими нормативными актами оценка требуется для:
постановки ОИС на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;
передачи полностью или частично имущественных прав на ОИС другому лицу;
внесения ОИС в уставный фонд юридического лица в виде неденежных вкладов;
передачи ОИС под залог;
определения стартовой цены для конкурсов, аукционов и торгов ОИС;
разрешения имущественных споров;
возмещения убытков;
реализации управленческих решений.
21 Правовые формы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.
.правовые формы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.
Правовой формой использования ОИС заинтересованными лицами являются договоры об уступке прав, лицензионные договоры, авторские договоры.
Заключение договора об уступке прав означает полную передачу правообладателем всех имущественных прав другому лицу, которое становится владельцем этих прав со всеми вытекающими последствиями. Происходит, таким образом, смена правообладателя.
Лицензионный договор представляет собой соглашение, по которому одна сторона- владелец имущественных прав (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право (разрешение) на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях, предусмотренных договором. При этом лицензиат принимает на себя обязательство вносить лицензиару предусмотренные договором платежи.
22. понятие лицензия и виды и условия лицензионных договоров
Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
виды лицензий.
1) Лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии предполагает, что лицензиар сохраняет за собой право выдачи лицензий другим лицам. Простая лицензия является общим правилом и подразумевается, если иное прямо не предусмотрено лицензионным договором.
2) Лицензионный договор на условиях исключительной лицензии предполагает, что лицензиар не вправе предоставлять лицензии другим лицам. Таким образом, лицензиат по такому договору получает монопольное право на использование объекта авторских прав в предусмотренных договором пределах.
к условиям лицензионного договора относятся:
a. Предмет договора: указание на объект авторского права, разрешение на использование которого предоставляется. Если предмет лицензионного договора включает зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, следует указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации.
b. Способы использования произведения, например, публичный показ, практическая реализация архитектурного проекта. Лицензиат приобретает право использования произведения только способами, прямо указанными в лицензионном договоре.
c. Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным, однако сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование произведения. Цена определяется по усмотрению сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли (паушальный сбор и роялти).
Любой лицензионный договор должен содержать указанные выше условия. Но также рекомендуется обращать внимание на срок и территорию действия договора, ответственность сторон и на вид лицензионного договора.
23 защита прав на обьекты интелектуальной собственности: понятия и способы
Существует две формы защиты права интеллектуальной собственности:
• юрисдикционная
• неюрисдикционная.
В случае юрисдикционной формы защиты, лицо, права которого нарушены, может обратиться за защитой своих прав в специально уполномоченные государственные органы, например, суд и др. То есть, защита прав интеллектуальной собственности осуществляется с привлечением государственных органов.
В случае неюрисдикционной формы защиты, лицо, права которого нарушены, самостоятельно осуществляет действия по защите своих прав без привлечения государственных органов. Такими действиями может быть, например, уведомление нарушителя о совершаемом им правонарушении с предложением решения спора путем переговоров.
Способы защиты права интеллектуальной собственности согласно Гражданскому кодексу
• признание права (т.е. какого-то конкретного права интеллектуальной собственности; особенно актуально - в отношении авторских и смежных прав);
• признание договора недействительным (например, лицензионного договора);
• прекращение действия, которое нарушает право (т.е. право интеллектуальной собственности);
• восстановление положения, которое существовало до нарушения права (интеллектуальной собственности);
• принудительное выполнение обязательств в натуре (например, выплата не перечисленного лицензионного платежа за использование объекта интеллектуальной собственности);
• изменение правоотношений (например, изменение условий лицензионного договора на использование объекта интеллектуальной собственности);
• прекращение правоотношений (например, прекращение действия лицензионного договора на использование объекта интеллектуальной собственности);
24. досудебное урегулирование патентных споров
осуществляющим досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности, является Апелляционный совет, созданный при ГУ «НЦИС».
В компетенцию Апелляционного совета входит рассмотрение жалоб, возражений и заявлений физических лиц.
В Апелляционный совет могут быть поданы жалобы:
на решение предварительной экспертизы по заявкам на объекты промышленной собственности;
на решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения;
на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака;
на решение экспертизы по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара.
25 Государственное управление объектами интеллектуальной собственности
В Республике Беларусь органами, осуществляющими выполнение всех нормативных актов в сфере юридического регулирования взаимоотношений и управления интеллектуальной собственностью (ИС), являются следующие учреждения и организации.
- Государственный Комитет по науке и технологиям (ГКНТ).
- Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС)
- Комиссия по обеспечению прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь
- Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
- Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ).
- Белорусское общество изобретателей и рационализаторов (БОИР).
- «Белорусская Ассоциация патентных поверенных» (ОО «Бел АПП).