Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы

Лабораторная работа №3

Порядок выполнения работы

1. Запустите RunaWFE симулятор, для этого дважды кликните по ярлыку "Start Simulation" на рабочем столе, или выполните команду меню Пуск / Программы / RunaWFE / Start Simulation.

2. Войдите в web-интерфейс системы RunaWFE под пользователем Administrator.

Замечание. По умолчанию пароль пользователя Administrator - "wf".

3. Перейдите к списку исполнителей, кликнув по ссылке "Исполнители" в левой части экрана.

4. Создайте следующих пользователей:

o Бабочкин (Бабочкин Николай Александрович)

o Стрекозин (Стрекозин Александр Николаевич)

o Мотыльков (Мотыльков Иван Петрович)

o Мухин (Мухин Петр Иванович)

o Гусеницын (Гусеницын Михаил Васильевич)

o Личинкин (Личинкин Василий Федорович)

Пример учётных записей пользователей представлен на рис. 6.1.

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.1.Учётные записи созданных пользователей в системе RunaWFE (Simulation web interface)

5. Задайте для каждого пользователя пароль (предлагается задать для всех пользователей пароль "123"). Для этого надо кликнуть на имя пользователя - откроются свойства пользователя. Далее в разделе "Пароль" надо ввести пароль в поле "Новый пароль", повторить ввод пароля в поле "Повторите пароль" и кликнуть в этом же разделе на командной кнопке "Применить" (См. рис. 6.2)

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.2.Ввод пароля пользователя

6. Создайте группы:

o Кафедра

o Группа МИБ-1

o Преподаватели

Добавьте всех созданных пользователей в группу "Кафедра", добавьте пользователей

o Бабочкин

o Стрекозин

в группу "Преподаватели".

Добавьте пользователей

o Мотыльков

o Мухин

o Гусеницын

o Личинкин

в группу " Группа МИБ-1"

7. Дайте полномочия группе "Кафедра" на вход в систему

8. Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.3a.Добавление полномочий группе "Кафедра" на вход в систему

9. Дайте полномочия группе "Кафедра"на чтение на всех созданных пользователей, а также на чтение и просмотр на группы "Группа МИБ-1" и "Преподаватели".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.3b.Добавление полномочий группе "Кафедра" на чтение и просмотр на группу "Группа МИБ-1"

9. Перейдите к пункту меню "Отношения" по ссылке "Исполнители" в левой части экрана (см. раздел "Стандарты и концепции, связанные с СУБПиАР", пункт "Использование бинарных отношений для упрощения инициализации ролей")

10. Создайте отношение "Преподаватель". Кликните на ссылке ( рис. 6.4).

11.

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.4.Команда создания отношения

12. В появившейся форме введите имя отношения ("Преподаватель") и необязательное описание ( рис. 6.5). После этого кликните на "Создать"

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.5.Создание отношения

13. Кликните на имени появившейся записи ( рис. 6.6).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.6.Редактирование отношения

14. В появившейся форме кликните на "Создать пару". В левой части пары выберите пользователя "Бабочкин", в правой части пары выберите пользователя "Мотыльков" (См. рис. 6.7). Это будет означать, что пользователь Бабочкин является преподавателем, ответственным за студента Мотылькова.

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.7.Создание пары (Преподаватель-Студент)

15. Создайте пары, соответствующие следующей таблице ответственных за студентов преподавателей (См. рис. 6.8).

Преподаватель Студент
Бабочкин Мотыльков
Бабочкин Мухин
Стрекозин Гусеницын
Стрекозин Личинкин

16. Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

17.
Рис. 6.8.Все пары отношения "Преподаватель"

18. Кликните на ссылку "Обладатели полномочий" в верхней части формы ( рис. 6.8). Добавьте группу "Кафедра" с правами на чтение в список обладателей полномочий на отношение "Преподаватель" (См. рис. 6.8)

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.9.Добавление полномочий на отношение "Преподаватель"

19. Дайте права на чтение на пункт меню "Отношения" группе "Кафедра".

Кликните на пункт меню "Отношения". Кликните на "Обладатели полномочий" (См. рис. 6.10).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.10.Установка прав на доступ к пункту меню "Отношения"

Добавьте в список группу "Кафедра" (См. рис. 6.11).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.11.Добавление прав на чтение на пункт меню "Отношения" для группы "Кафедра"

Отношение "Преподаватель" создано, значения отношения заданы, права на отношение установлены.

17. Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE. Для этого кликните на ярлык "Process Designer" на рабочем столе, или выполните команду меню Пуск / Программы / RunaWFE / Process designer. Появится окно графического редактора

18. Создайте новый проект - "Занятие 2"

19. Создайте новый бизнес-процесс. Название процесса Пример 2-1.).

20. Поместите на схему бизнес-процесса узел - начало бизнес-процесса, узлы-действия и узел-окончание согласно рис. 6.12. Назовите узел-начало - "Направить просьбу о зачете", остальные узлы - согласно рис. 6.12.

Бизнес-процесс будет соответствовать принятию решения Преподавателем о зачете/не зачете (Роль преподавателя будет задаваться отношением Преподаватель(студент)).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.12.Схема бизнес-процесса "Пример 2-1"

21. Поместите на схему бизнес-процесса линии-переходы, соединяющие начало, узел - действие и окончание. Для этого надо кликнуть на элемент "Переход" в палитре. Будет установлен режим рисования переходов. В этом режиме создания каждого перехода надо сначала кликнуть в центр узла, в котором должен начаться переход, потом кликнуть в центр узла, в который должен закончиться переход

Замечание. Если требуется "изогнуть" линии-переходы, то надо в режиме "Выбрать" выделить кликом переход, найти в середине прямолинейного участка маленькую точку и далее "тащить" ее мышкой в нужном направлении. Линия будет "изгибаться"

22. Введите названия для переходов из узла "Рассмотреть просьбу о зачете", в котором будет осуществляться выбор: Выделите переход, кликнув на него мышью, далее в окне свойства замените значение имени перехода по умолчанию ("tr1") на значение "Удовлетворить". Выделите второй переход, выходящий из узла, в котором будет осуществляться выбор, замените значение имени перехода по умолчанию на значение "Отказать"

23. Создайте две роли - "Студент" и "Преподаватель"

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.13.Роли бизнес-процесса "Пример 2-1"

24. Роль "Студент" оставьте без инициализатора, эта роль будет инициализирована узлом-началом, то есть на роль "Студент" в экземпляре бизнес-процесса будет назначен пользователь, запустивший этот экземпляр бизнес-процесса.

25. Запустите RunaWFE симулятор, для этого дважды кликните по ярлыку "Start Simulation" на рабочем столе, или выполните команду меню Пуск / Программы / RunaWFE / Start Simulation.. Запуск симулятора нужен для последующего задания инициализатора роли для роли "Преподаватель" при помощи отношения.

26. Инициализируйте роль "Преподаватель" отношением "Преподаватель", примененным к роли "Студент":

Выделите роль "Преподаватель" в списке ролей на вкладке "Роли" и кликните "Изменить" (См. рис. 6.13).

В появившейся форме кликните на вкладке "Задать роль с помощью отношения" (См. рис. 6.14).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.14.Выбор вкладки "Задать роль с помощью отношения" для инициализатора роли

В появившейся форме раскройте "Отношения" и кликните на ссылке "Настройки соединения" (См. рис. 6.15).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.15.Выбор настроек соединения при задании инициализатора роли с помощью отношения

В появившейся форме введите URL RunaWFE симулятора, а также логин и пароль пользователя, под которым будет установлено соединение. Если Вы не меняли установки по умолчанию, то можно использовать значения, которые установлены в форме (См. рис. 6.16).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.16.Настройки соединения с RunaWFE симулятором

Проверьте соединение, кликнув на кнопку "Проверить соединение" (См. рис. 6.16). Если соединение будет установлено, то появится сообщение об этом (См. рис. 6.17).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.17.Сообщение об установке соединения

Если появится сообщение об ошибке соединения, проверьте что RunaWFE симулятор запущен. Кликните на "ОК". В появившейся форме кликните на "Синхронизация". Затем кликните на "Выбрать" (См. рис. 6.18)

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.18.Ссылка для выбора отношения

В появившемся окне выберите отношение "Преподаватель" и кликните "ОК" (См. рис. 6.19)

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.19.Окно выбора отношения

В поле "Код сотрудника" откройте список и выберите роль "Студент" (См. рис. 6.20). Кликните "ОК". Выбранные настройки означают, что роль "Преподаватель" будет инициализирована следующим образом: Будет взят пользователь, соответствующий роли "Студент", потом в отношении "Преподаватель" будет найдена пара, в которой пользователь, находящийся в роли "Студент", будет соответствовать правой части пары. После этого пользователь, соответствующий значению левой части этой пары будет назначен на роль "Преподаватель".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.20.Выбор роли, к которой будет применено отношение "Преподаватель" при инициализации роли "Преподаватель"

27. Свяжите роль "Студент" с узлом-началом, а также узлами "Ознакомиться с положительным решением преподавателя" и "Ознакомиться с отрицательным решением преподавателя". Свяжите роль "Преподаватель" с узлом-действием "Рассмотреть просьбу о зачете" в соответствии с рис. 6.12

28. Бизнес-процесс готов. Загрузите разработанный бизнес-процесс на RunaWFE сервер. Это можно сделать прямо из редактора бизнес-процессов, или используя файловую систему

29. Войдите в web-интерфейс системы RunaWFE под пользователем Administrator.

30. Кликните на пункт меню "Запустить процесс", проверьте, что бизнес-процесс "Пример 2-1" появился в системе ( рис. 6.21).

31.

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.21.Загруженный в систему бизнес-процесс "Пример 2-1"

32. Дайте группе "Группа МИБ-1" права на чтение, запуск и чтение экземпляра, а группе "Кафедра" - права на чтение и чтение экземпляра на бизнес-процесс Пример 2-1. Для этого кликните на ссылку "Свойства" бизнес-процесса. В появившейся форме кликните ссылку "Обладатели полномочий". Добавьте в список обладателей полномочий группы "Группа МИБ-1" и "Кафедра", установите для них соответствующие требующимся правам галочки (См. рис. 6.22).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.22.Права на бизнес-процесс "Пример 2-1"

33. Кликните на ссылке выход в правой верхней части экрана ( рис. 6.23).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.23.Ссылка "Выход"

34. Войдите в систему как пользователь "Мухин" ( рис. 6.24).

Замечание. При заведении пользователя "Мухин" было предложено установить для него пароль - "123"

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.24.Вход в систему под пользователем "Мухин"

35. Кликните на пункт меню "Запустить процесс". Проверьте, что в появившейся форме содержится разработанный бизнес-процесс ""Пример 2-1" ( рис. 6.25).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.25.Запуск бизнес-процесса "Пример 2-1" под пользователем "Мухин"

36. Запустите экземпляр бизнес-процесса под пользователем "Мухин". - Кликните на иконке или имени бизнес-процесса (См. рис. 6.25). - В верхней части экрана появится надпись "Экземпляр процесса запущен", рядом с которой будет находиться номер запущенного бизнес-процесса.

37. Кликните на пункт меню "Запущенные процессы". Найдите в появившемся окне строку, соответствующую запущенному экземпляру бизнес-процесса - в ней число в поле номер должно совпадать с тем, которое было отображено в сообщении о запуске экземпляра процесса.

38. Кликните в этой строке на номер бизнес-процесса. Откроется форма экземпляра бизнес-процесса (См. рис. 6.26, рис. 6.28). В верхней части формы видно, что на роль "Студент" назначен пользователь "Мухин", а на роль "Преподаватель" назначен пользователь "Бабочкин".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.26.Свойства запущенного экземпляра бизнес-процесса "Пример 2-1" (верхняя часть)

На роль "Студент" был назначен пользователь "Мухин" при запуске бизнес-процесса, т.к. экземпляр был запущен из под пользователя "Мухин", а узел-начало бизнес-процесса связан с ролью "Студент" (См. рис. 6.27).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.27.Задание роли "Студент" для узла-начала бизнес-процесса "Пример 2-1" в графическом редакторе бизнес-процессов

На рис. 6.28 (нижней части свойств запущенного экземпляра) видно, что точка управления находится в узле "Рассмотреть просьбу о зачете".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.28.Свойства запущенного экземпляра бизнес-процесса "Пример 2-1" (нижняя часть)

В форме свойств запущенного экземпляра процесса содержится информация, что в данный момент времени в экземпляре процесса существует единственная точка управления, которая находится в узле "Рассмотреть просьбу о зачете", задание этого узла назначено пользователю "Бабочкин", который является исполнителем роли "Преподаватель". Также в форме находится схема экземпляра бизнес-процесса. На схеме экземпляра бизнес-процесса отмечаются маршруты точек управления. Переходы и узлы, по которым прошли точки управления выделены цветом (красным или зеленым, в зависимости от настроек системы), узлы-Действия, в которых находятся текущие точки управления, выделены жирной рамкой ( рис. 6.28).

38. Кликните на ссылке выход (см. рис. 6.23). Войдите в систему под пользователем "Бабочкин" (При заведении пользователя было предложено установить для него пароль - "123"). В появившейся форме найдите задание "Рассмотреть просьбу о зачете".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.29.Список заданий пользователя "Бабочкин"

39. Кликните на задании "Рассмотреть просьбу о зачете" в поле "Имя". Появится форма, содержащая сообщение "No form defined for state: Рассмотреть просьбу о зачете" (что означает - "для узла " Рассмотреть просьбу о зачете" не была определена графическая форма"). Форма также содержит две кнопки: "Отказать" и "Удовлетворить", соответствующие выбору исходящего из узла перехода (См.рис. 6.30).

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.30.Задание "Рассмотреть просьбу о зачете"

40. Кликните на кнопку "Удовлетворить" (Примете решение -удовлетворить просьбу студента). - В верхней части экрана появится сообщение "Задание выполнено". После этого точка управления перейдет в следующий узел бизнес-процесса.

41. Войдите в меню "Запущенные процессы". Найдите запущенный экземпляр процесса и кликните на его номере. Откроется форма экземпляра бизнес-процесса (См. рис. 6.31). В форме содержится информация, что в экземпляре процесса его единственная точка управления находится в узле "Ознакомиться с положительным решением преподавателя", задание этого узла назначено пользователю "Мухин", который является исполнителем роли "Студент", на роль "Преподаватель" назначен пользователь "Бабочкин". Переходы и узлы, по которым прошла точка управления выделены цветом, узел-Действие, в котором находится точка управления, выделен жирной рамкой

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.31.Свойства запущенного экземпляра бизнес-процесса

42. Кликните на ссылке выход (см. рис. 6.23). Войдите в систему под пользователем "Мухин". Выполните задание "Ознакомиться с положительным решением преподавателя" ( рис. 6.32). После этого точка управления перейдет в узел-окончание и экземпляр бизнес-процесса будет завершен.

43. Войдите в меню "Запущенные процессы". Проверьте, что у экземпляра бизнес-процесса появилась дата завершения

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.32.Задание "Ознакомиться с положительным решением преподавателя"

44. Кликните на номере экземпляра бизнес-процесса. Откроются его свойства. Проверьте, что путь точки управления отмечен до узла-окончания бизнес-процесса ( рис. 6.33)

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.33.Свойства экземпляра бизнес-процесса

45. Войдите в систему как пользователь "Личинкин" (При заведении пользователя было предложено установить пароль - "123")

46. Запустите экземпляр бизнес-процесса "Пример 2-1" под этим пользователем

47. Найдите в меню "Запущенные процессы" создавшийся экземпляр бизнес-процесса. Откройте его свойства, проверьте, что отношение, "Преподаватель", примененное к пользователю "Личинкин" инициализировало роль "Преподаватель" пользователем "Стрекозин".

48. Войдите в систему как пользователь "Стрекозин". В форме задания "Рассмотреть просьбу о зачете" выберите "Отказать". Проверьте, что точка управления данного экземпляра бизнес-процесса перемещается по маршруту, отличающемуся от маршрута точки управления в экземпляре, запущенном под пользователем "Мухин".

49. Опять войдите в систему как пользователь "Личинкин". Выполните задание "Ознакомиться с отрицательным решением преподавателя".

50. Войдите в меню "Запущенные процессы". Проверьте, что у экземпляра бизнес-процесса появилась дата завершения. Откройте свойства экземпляра бизнес-процесса. Проверьте, что путь точки управления отмечен до узла-окончания.

Задание для самостоятельной работы

№1

На основе бизнес-процесса "Пример 2-1" разработайте бизнес-процесс "Пример 2-2", схема которого изображена на рис. 6.34.

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.34.Схема бизнес-процесса "Пример 2-2" для самостоятельной разработки

В рамках этой работы заведите в системе пользователя:

· Бражникова (Бражникова Ольга Иосифовна)

с паролем "123". Добавьте этого пользователя в группу "Кафедра", создайте группу "Администрация курса". Дайте права группе "Кафедра" на чтение на пользователя "Бражникова", а также на чтение и просмотр на группу "Администрация курса".

С бизнес-процессе "Пример 2-2" заведите роль "Инспектор_курса", инициализируйте эту роль группой "Администрация курса". Для этого войдите на вкладку "Роли", выберите роль "Инспектор_курса", кликните на "Изменить", в появившейся форме выберите тип "исполнитель по имени", в поле "Имя группы или пользователя" введите "Администрация курса" (См. рис. 6.35). Кликните "ОК".

Загрузите разработанный бизнес-процесс на RunaWFE сервер. Запустите несколько экземпляров этого бизнес-процесса под разными пользователями и доведите их до завершения. Обязательно реализуйте хотя бы в одном случае вариант выбора "Удовлетворить" для узла "Рассмотреть просьбу о зачете", проверьте правильность инициализации роли "Инспектор_курса".

Требования к представлению результатов занятия. Порядок выполнения работы - student2.ru

Рис. 6.35.Инициализация роли группой "Администрация курса"

№2

Разработайте бизнес-процесс "Пример 2-3", отличающийся от "Пример 2-2" тем, что роль "Инспектор_курса" инициализируется не группой, а отношением "Инспекторы_курсов". В этом отношении левая часть каждой пары должна содержать пользователя - инспектора курса, а правая часть - группу, состав которой соответствует группе студентов. Например, для группы "МИБ-1" правая часть пары будет содержать группу "Группа МИБ-1", а левая часть - пользователя "Бражникова".

Требования к представлению результатов занятия

В результате выполнения работы должны быть представлены преподавателю отчет и файлы "Пример2-1.par" и "Пример2-2.par", содержащие разработанные на занятии бизнес-процессы.

В отчете должны содержаться следующие выходные данные:

1. Цель

2. Скриншоты основных действий, совершенных на занятии, с пояснениями

3. Скриншоты, содержащие маршруты точек управления для экземпляров бизнес-процессов, доведенных до завершения

4. Список созданных пользователей и групп пользователей с описанием их полномочий

5. Скриншот, содержащий созданные пары для отношения "Преподаватель"

Контрольные вопросы

1. Что такое инициализация роли?

2. В чем отличие инициализации роли для узла-начала и для узлов-действий бизнес-процесса?

3. Как происходит исполнение задания, если роль для узла-действия инициализирована группой?

4. Что такое отношение, как оно используется для инициализации роли?

5. Как производится инициализация роли отношением, если правые части пар отношения содержат группы пользователей?

Наши рекомендации