Требования к представлению результатов занятия

Лабораторная работа №4

Порядок выполнения работы

1. Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE

2. Создайте новый проект - "Занятие 3"

3. Создайте новый бизнес-процесс "Пример 3-1".

4. Создайте роли, добавьте элементы на схему бизнес-процесса в соответствии с рис. 7.1.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.1.Схема бизнес процесса "Пример 3-1"

В бизнес-процессе используются следующие роли:

o Заведующий_кафедрой (присоединена к стартовому узлу, соответствует пользователю, запустившему бизнес-процесс)

o Лектор

o Старший_преподаватель

o Преподаватель

o Студент

Предполагается, что права на запуск данного бизнес-процесса будут только у заведующего кафедрой.

5. Создайте переменные бизнес-процесса. Должны быть созданы следующие переменные:

Имя переменной Тип
Комментарий Строка
Оценка_за_теорию Целое
Оценка_за_практикум Целое
Итоговая_оценка Целое

6. Для создания переменной перейдите на вкладку "Переменные" и кликните "Создать" (См. рис. 7.2).

7. Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

8.
Рис. 7.2.Создание переменных

9. В появившейся форме в поле "Название" введите "Комментарий", в поле "Формат" выберите "StringFormat" (См. рис. 7.3).

10. Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

11.
Рис. 7.3.Создание переменной "Комментарий"

12. Кликните "ОК". Создайте следующую переменную "Оценка_за_теорию", в поле "Формат" для нее выберите "LongFormat" (См. рис. 7.4).

13. Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

14.
Рис. 7.4.Создание переменной "Оценка_за_теорию"

15. Создайте остальные переменные, в поле "Формат" для них также выберите "LongFormat" (См. рис. 7.5).

16. Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

17.
Рис. 7.5.Переменные бизнес процесса "Пример 3-1"

6. Задайте ввод значений для переменных бизнес-процесса и роли "Студент"

Замечание. В системе RunaWFE роли являются специальным типом переменных, поэтому им можно присваивать значения так же, как и остальным типам переменных.

Задайте ввод значения переменной "Комментарий" и роли "Студент" на форме узла-начала бизнес-процесса. Для этого перейдите на вкладку "Граф", кликните правой кнопкой мыши на узле-начале бизнес-процесса и выберите в появившемся контекстном меню "Форма/Создать форму" (См. рис. 7.6)

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru


Рис. 7.6.Создание формы для узла-начала

В появившемся окне выбора типа формы и редактора форм кликните "ОК", не меняя настроек по умолчанию (См. рис. 7.7)

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.7.Окно выбора типа формы и редактора форм

В появившейся графической форме наберите "Студент:" и кликните на иконку графического элемента ввода данных в форму "<F>" (левую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). См. рис. 7.8

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.8.Иконка графического элемента для ввода данных в форму

В появившемся окне выберите в списке строку "Выбор из членов группы" (См. рис. 7.9).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.9.Графический элемент для выбора из членов группы

В появившейся форме выберите в списке роль "Студент", в поле "Группа" впишите "Группа МИБ-1" (См. рис. 7.10). Во время выполнения на форме будет показан список членов группы "Группа МИБ-1", выбранный из этого списка пользователь будет назначен на роль "Студент".

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.10.Инициализация роли членом группы при помощи тега графической формы

В следующей строке формы наберите "Комментарий:" и кликните на иконку ввода значения переменной через текстовое поле (См. рис. 7.11)

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.11.Иконка ввода значения переменной через текстовое поле

В появившемся окне выберите из списка переменную "Комментарий" (См. рис. 7.12). Во время выполнения значением переменной "Комментарий" станет текст, введенный в это поле.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.12.Задание значения переменной через текстовое поле графической формы

Сохраните разработанную форму при помощи иконки сохранения (См. рис. 7.13).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.13.Сохранение графической формы узла при помощи иконки сохранения

· Закройте графическую форму узла-начала, в окне бизнес-процесса "Пример 3-1", перейдите на вкладку"Граф", кликните правой кнопкой мыши на узле "Поставить оценку за теоретический курс" и выберите в появившемся контекстном меню "Форма/Создать форму" (См. рис. 7.6)

В форме напишите "Студент:" и кликните на иконку графического элемента ввода данных в форму "<F>" (левую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). См. рис. 7.8

В появившемся окне выберите в списке строку "Отобразить актора" (См. рис. 7.14). Этот тег поместит на форму студента, выбранного из списка в узле-начале.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.14.Графический элемент для отображения пользователя

В появившейся форме выберите из списка роль "Студент" (См. рис. 7.15).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.15.Отображение роли "Студент" на графической форме

В следующей строке напишите "Комментарий зав. кафедрой:" и кликните на иконку графического элемента вывода данных в форму "<F>" (правую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). В появившемся окне выберите переменную "Комментарий" (См. рис. 7.16). В поле "Формат переменной" выберите "Однострочный". Этот тег поместит на форму значение переменной "Комментарий", введенное в узле-начале.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.16.Отображение значения переменной "Комментарий" в графической форме

В следующей строке напишите "Оценка за теоретический курс:" и кликните на иконку текстового поля ввода значения переменной (См. рис. 7.11). В появившемся списке выберите переменную "Оценка_за_теорию". Должна получиться форма, изображенная на рис. 7.17.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.17.Форма узла "Поставить отметку за теоретический курс"

· Сохраните и закройте разработанную форму. Создайте графическую форму для узла "Поставить оценку за практикум" (См. рис. 7.6). Поместите на форму значение роли "Студент" и комментарий зав. кафедрой (См. описание выше).

Замечание. Из одной формы в другую можно переносить графические элементы путем выделения, копирования и вставки.

Далее напишите "Оценка за практикум:", после чего кликните на иконку ввода значения переменной из списка возможных значений. (См. рис. 7.18.)

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.18.Иконка ввода значения переменной из списка возможных значений

В появившемся окне выберите в списке переменную "Оценка_за_практикум" (См. рис. 7.19).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.19.Форма ввода значения переменной из списка возможных значений

В средней части формы добавьте строки:

Текст Значение
Пятерка
Четверка
Тройка
Двойка

Кликните "ОК". Этот тег во время исполнения поместит в переменную бизнес-процесса оценку, выбранную из списка возможных значений. Сохраните и закройте разработанную форму.

Создайте графические формы для узлов "Принять экзамен по практикуму" и "Принять экзамен по теории". Поместите на обе формы значение роли "Студент" и комментарий зав. кафедрой (Из одной формы в другую можно переносить графические элементы путем выделения, копирования и вставки). Далее на форму "Принять экзамен по практикуму" поместите текст "Оценка за практикум на экзамене" и ввод переменной "Оценка_за_практикум", а на форму "Принять экзамен по теории" поместите текст "Оценка за теорию на экзамене" ввод переменной "Оценка_за_теорию". Для ввода значения можно использовать ввод значения переменной через текстовое поле или ввод значения переменной из списка возможных значений (см. выше).

Создайте графическую форму для узла "Ознакомиться с итоговой оценкой за экзамен". Поместите на форму текст "Ваша итоговая оценка за экзамен:" и кликните на иконку графического элемента вывода данных в форму "<F>" (правую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). В появившемся окне выберите переменную "Итоговая_оценка" (См. рис. 7.20).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.20.Вывод значения переменной

· Задайте свойства узла-ветвления (См. рис. 7.21).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.21.Узел-ветвление на схеме бизнес-процесса " Пример 3-1"

Для этого кликните на узел правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню команду "Изменить". В появившейся форме выберите путь по умолчанию "Оценка за теорию не выше", а для пути "Оценка за теорию выше" выберите из списков переменных соответственно "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум", а из списка возможных отношений между ними "больше" (См.рис. 7.22).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.22.Задание свойств узла-ветвления бизнес-процесса "Пример 3-1"

8. Задайте значение переменной Итоговая_оценка как среднее значение переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум".

Средние значение надо задать при помощи обработчика-формулы. Обработчик - это специальный элемент бизнес-процесса, который может быть присоединен к переходу или узлу-действию. С обработчиком связывается набор настроек и алгоритм, который будет выполнен при прохождении точки управления через элемент, к которому присоединен обработчик. Обработчик обозначается небольшим кружком, расположенном непосредственно на переходе или узле-действии. Обработчики удобны для встраивания в бизнес-процесс небольших операций над переменными бизнес-процесса, для которых выделение полноценного узла-действия на графе процесса будет только усложнять полноценное восприятие схемы бизнес-процесса человеком.

Кликните правой кнопкой мыши на узле-действии "Ознакомиться с итоговой оценкой за экзамен". Выберите в появившемся контекстном меню "обработчики/создать" (См. рис. 7.23).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.23.Создание обработчика

Режим показа/сокрытия обработчиков на схеме бизнес-процесса настраивается путем установки/снятия галочки в элементе "Показать обработчики" меню "Вид" (См. рис. 7.24). Установите режим показа обработчиков.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.24.Установка режима показа обработчиков

Выделите обработчик. В свойствах обработчика кликните на кнопку в поле значение для строки "Класс обработчика". В появившемся окне выберите "ExecuteFormulaActionHandler" (См. рис. 7.25). Кликните "ОК".

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru


Рис. 7.25.Установка алгоритма для обработчиков

В свойствах обработчика кликните на кнопку в поле значение для строки "Конфигурация". В появившемся окне кликните на сылку "Вставить переменную" выберите в списке "Итоговая оценка" (См.рис. 7.26).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru


Рис. 7.26.Выбор переменной в конфигурации обработчика-формулы

Далее поставьте знак равенства и кликните на "Вставить функцию", из появившегося списка выберите функцию round_down (округление в меньшую сторону) - См. рис. 7.27. В аргументе функции используя ссылку "Вставить переменную", знак плюс, знак деления и скобки поместите среднее арифметическое переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум" (См. рис. 7.28).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.27.Выбор функции округления в меньшую сторону в конфигурации обработчика-формулы

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.28.Среднее арифметическое переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум", округленное в меньшую сторону

9. Инициализируйте роли

Роль "Студент" уже явно задана в форме стартового узла бизнес-процесса (См. Пункт 6 настоящего занятия). Роль "Заведующий_кафедрой" инициализируется самим стартовым узлом бизнес-процесса (См. Пункт 6 настоящего занятия). Теперь надо проинициализировать остальные роли.

Роль "Преподаватель" проинициализируйте отношением "Преподаватель", примененным к роли "Студент" (См. "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" ). Отношение "Преподаватель" уже было создано в рамках "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" .

Роль "Старший_преподаватель" проинициализируйте группой "Преподаватели" (Подробнее про инициализацию группой см. "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" ).

Для задания роли "Лектор" запустите симулятор, войдите в систему RunaWFE под пользователем Administrator (По умолчанию пароль - "wf". Подробнее см. "Введение" ) и создайте отношение "Лектор", содержащее одну пару, в левой части которой находится пользователь "Стрекозин", а в правой - группа "Группа МИБ-1" (См. рис. 7.29).

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.29.Отношение "Лектор"

Кликните на "Обладатели полномочий", дайте права на чтение на отношение "Лектор" группе "Группа МИБ-1"

Далее проинициализируйте в бизнес-процессе "Пример 3-1" роль "Лектор" отношением "Лектор", примененным к роли "Студент"

10. Бизнес-процесс готов. Загрузите разработанный бизнес-процесс на RunaWFE сервер. Для этого войдите в редактор бизнес-процессов, кликните на разработанный бизнес-процесс, в меню выберите команду "Файл / Экспорт процесса"

11. Войдите в web-интерфейс системы RunaWFE под пользователем Administrator.

Создайте пользователя "Жуков" (Жуков Иван Ильич) с паролем "123". Создайте группу "ЗавКафедрой". Включите пользователя "Жуков" в группы "Кафедра" и "ЗавКафедрой". Дайте права группе "Кафедра" на чтение на пользователя "Жуков", а также на чтение и просмотр на группу "ЗавКафедрой"

12. Дайте права группе "Кафедра" на чтение бизнес-процесса "Пример 3-1" и его экземпляров. Дайте права группе "ЗавКафедрой" на запуск бизнес-процесса

13. Войдите в систему под пользователем Жуков (пароль - 123). Запустите несколько экземпляров бизнес-процесса "Пример 3-1" (См. рис. 7.30). "Проиграйте" запущенные экземпляры под разными пользователями таким образом, чтобы в экземплярах бизнес-процесса был реализован как варианта перехода "Оценка за теорию выше", так и "Оценка за теорию не выше".

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.30.Запуск бизнес-процесса " Пример 3-1" под пользователем "Жуков"

Задание для самостоятельной работы

На основе бизнес-процесса "Пример 3-1" разработайте бизнес-процесс "Пример 3-2", схема которого изображена на рис. 7.31.

Переход "Экзамен сдан" должен быть выбран в случае, если итоговая оценка больше двойки. В противном случае должен быть выбран переход "Экзамен не сдан", что предусматривает повторную сдачу экзамена.

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Рис. 7.31.Схема бизнес-процесса "Пример 3-2" для самостоятельной разработки

Требования к представлению результатов занятия

В результате выполнения работы должны быть представлены преподавателю отчет и файлы "Пример3-1.par" и "Пример3-2.par", содержащие разработанные на занятии бизнес-процессы.

В отчете должны содержаться следующие выходные данные:

1. Цель

2. Скриншоты основных действий, совершенных на занятии, с пояснениями

3. Скриншоты, содержащие маршруты точек управления для экземпляров бизнес-процессов, доведенных до завершения

4. Списки созданных на занятии ролей и переменных

5. Список созданных на занятии отношений, пользователей, групп пользователей с описанием соответствующих полномочий

6. Скриншот, содержащий созданные пары для отношения "Лектор"

Контрольные вопросы

1. Что такое переменная бизнес-процесса?

2. Как используются переменные бизнес-процесса?

3. В каких случаях имеет смысл использовать

o Элемент "Ветвление":

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

o Неявное ветвление в узле-действии:

Требования к представлению результатов занятия - student2.ru

Наши рекомендации