IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся

Проблемной ситуации в рассматриваемой сфере

без использования программно-целевого метода,

Включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

В указанной сфере

Реализуемый комплекс государственных мер, при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной в последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-е годы. Это подтверждается данными статистики.

В России в настоящее время работают 2500 музеев и 600 государственных и муниципальных театров. По сравнению с началом 1990-х годов, число музеев выросло в 1,9 раза, театров – почти на 40%. При всей внушительности этих цифр, количество театров и объемы театрального предложения по-прежнему не покрывают потребности населения страны. По развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств; в половине регионов России численность зрителей с 1995 г. практически не увеличивалась, и более 80% населения не посещает театры в течение года.Число музейных посещений увеличилось с 1995 г. всего на 7%, и до 70% населения России не посещают музеи в течение года. Велико число исторических поселений, мемориальных мест, которые до сих пор не имеют музеев.

В то же время, число учреждений культурно-досугового типа (в том числе с киноустановками) сократилось по сравнению с началом 1990-х годов, поэтому доступность культурных форм досуга значительно снизилась для жителей сельской местности и небольших городских поселений. Резко сократилось в России посещение киносеансов: с 10 в год на одного жителя в начале 1990-х годов до 0,3 в 2008 г. Только в последние два года этот показатель незначительно повысился.

На территории Российской Федерации в настоящее время на государственной охране находятся более 80000 объектов культурного наследия, в том числе 23000 объектов федерального значения. При этом состояние многих объектов является критическим. По различным оценкам, состояние от 50 до 70% памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет приблизительно 30% от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается: это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны, с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности из-за катастрофического невнимания к ней со стороны государства и общества.

То, что проблема культурного наследия является комплексной, подтверждается прямой зависимостью от названных процессов нисходящей динамики туризма – как внутреннего, так и международного. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9 место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал Российской Федерации используется, по экспертным оценкам, не более чем на 20%. По количеству международных туристских прибытий и по объему поступлений от международного туризма Россия значительно отстаёт от ведущих мировых держав. Многие культурные блага стали недоступными не только для туристов, но и для значительной части населения из-за катастрофической неразвитости материальной базы учреждений культуры, малого числа этих учреждений, роста цен на услуги в культуре.

В годы действия Программы 2006–2011 не удалось добиться принципиальных сдвигов в сохранении и реставрации культурного наследия и развитии сферы культуры. Одной из причин этого следует назвать то, что распределение средств федеральной целевой программы происходило на относительно равномерной основе без выделения ключевых приоритетных направлений.

Эти недостатки предполагается устранить в рамках Программы 2012–2016, путем выделения приоритетных направлений развития сферы культуры: «инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы» и «сохранение культурного наследия», концентрация ресурсов в рамках которых будет обеспечивать решение приоритетных целей Программы. Кроме того, в рамках Программы 2012–2016 впервые в качестве самостоятельного направления выделяется внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли, что позволяет сформировать инновационный задел в развитии отрасли и обеспечить научную обоснованность при реализации дальнейших мероприятий.

Большее внимание будет уделено реализации системы мероприятий, направленных на региональное культурное развитие. (в частности, «Культура Русского Севера» и «Культурное наследие Юга России», реставрация памятников культуры «Золотого кольца» России). Концентрация ресурсов в этих регионах позволит сформировать дополнительные предпосылки для развития здесь туризма, что позволит получить эффект от посещаемости музейных учреждений и иных культурных мероприятий не только местными жителями, но и жителями других российских территорий.

Необходимость регионального компонента в культуре определяется приоритетами развития Российской Федерации на современном этапе: все больше инструментов государственной культурной политики передается из федерального уровня на региональный. Настоящая Программа учитывает эти факторы и тенденции. Программа дает общие ориентиры для разработки региональных программ развития и поддержки культуры, позволяет сформировать единые модели поддержки культуры для регионов, формулирует приоритеты государственной культурной политики.

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, при развитии библиотечной сети упор делается на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек; в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети интернет; в сохранении наследия выделяется программа реставрации памятников «Золотого кольца» России, что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

Для достижения стратегической цели в период 2012–2016 решается целый ряд задач (в пределах, измеряемых утвержденными показателями), в рамках шести направлений формирования мероприятий программы:

сохранение культурного наследия;

инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы;

внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли;

поддержка профессионального искусства и народного творчества;

развитие образования в культуре и искусстве;

участие России в международном культурном процессе.

В рамках всех направлений Программы предполагается осуществить комплекс мер по поддержке мероприятий и инициатив, связанных с реализацией инновационных проектов в области современного искусства, созданием условий для развития новых организационных форм и моделей.

Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ, услуг и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.

В целях конкретизации главных целей и задач, поставленных перед отраслью культуры, а также для определения количественных значений показателей Программы широко использован нормативный метод. Нормативы, на которые ориентируется перспективное развитие отрасли, отражают как разработки российских специалистов в сфере управления культурными процессами, так и рекомендации международных организаций (в том числе рекомендации и нормативы ЮНЕСКО по оценке состояния объектов культурного наследия, по нормам комплектования книжных фондов библиотек). Используются данные мониторинга культурных процессов, в том числе полученная с мест детальная информация о состоянии объектов культурного наследия.

Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.

В настоящее время основным направлением реформирования бюджетного процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.

Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:

разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;

распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;

ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян,

снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;

стагнация в развитии самобытных культур многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей её граждан;

ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;

ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;

замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в культуре могут быть инициированы специальными постановлениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и не системность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной культурной политики, неэффективному расходованию бюджетных средств.

Анализ ситуации показал, что суммарные расходы на сферу культуры составляли:

в 2008 г. – 230 733,9 млн. рублей; в т.ч. расходы федерального бюджета – 60 406,3 млн. рублей; расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 170 327,6 млн. рублей; из них расходы на реализацию Программы 2006–2011 - 15 925,8 млн. рублей;

в 2009 г. – 244 017,4 млн. рублей; в т.ч. расходы федерального бюджета – 78 149,9 млн. рублей; расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 165 867,5 млн. рублей; из них расходы на реализацию Программы 2006–2011 - 25 610,2 млн. рублей;

в 2010 г. – 262 904,2 млн. рублей; в т.ч. расходы федерального бюджета – 82 776,9 млн. рублей; расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 180 127,3 млн. рублей; из них расходы на реализацию Программы 2006–2011 - 26 961,0 млн. рублей;

В 2011 году суммарные расходы на сферу культуры запланированы в объеме - 268 786,5 млн. рублей; в т.ч. расходы федерального бюджета – 88 659,2 млн. рублей; расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне 2010 года – 180 127,3 млн. рублей; из них расходы на реализацию Программы 2006–2011 - 28 976,2 млн. рублей.

V. Возможные варианты решения проблемы,

Наши рекомендации