Основные термины и понятия
Создание учебной информационной базы
Загрузка системы
Под программой «1С: Предприятие 8» в настоящем пособии понимается система автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета, включающая платформу «1С: Бухгалтерия 8» и типовую конфигурацию Бухгалтерия предприятия. Программа предназначена для работы в среде Windows. Для запуска программы следует ввести команду Пуск > Программы > 1С:Предприятие 8.1(учебная версия) > 1С:Предприятие.
«1С:Предприятие 8.1» является универсальной системой, позволяющей создавать автоматизированные информационные системы бухгалтерского и налогового учета для коммерческих организаций различных отраслей экономики. «1С:Предприятие 8» относится к классу полностью реконфигурируемых систем. Конфигурирование позволяет создавать любые приложения, начиная с автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета и заканчивая автоматизацией бухгалтерского учета корпоративных информационных систем управления экономическим объектом.
Функционирование системы подразделяют на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и исполнение.
Рис. 1. Режимы запуска программы
Конфигурирование представляет собой описание модели предметной области. Результатом этого процесса является конфигурация, представляющая собой модель предметной области. Проектирование конфигурации требует глубоких знаний, как в сфере программирования, так и в предметной области автоматизации. В этой связи комплект поставки программы включает готовое решение, так называемую типовую конфигурацию, где реализована методология ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение — это обработка данных предметной области, то есть непосредственная работа пользователя с информационной системой: заполнение справочников, ввод документов, выполнение различных расчетов, формирование отчетов. Выбор процесса работы с программой «1С:Предприятие 8» производится в форме запуска. Для описания модели предметной области, создания пользовательских интерфейсов, назначения прав доступа к объектам данных, обновления конфигурации, сохранения и восстановления данных предметной области и т. д. следует выбрать режим Конфигуратор.
Для обработки данных предметной области систему запускают в режиме «1C:Предприятие».
Основные термины и понятия
Система «1С:Предприятие 8» представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов метаданных предметной области.
Под объектом метаданных понимается формальное описание неких сущностей предметной области автоматизации со сходными свойствами и одинаковым назначением.
Для описания модели предметной области бухгалтерского учета используются следующие виды объектов метаданных:
* константы;
* справочники;
* перечисления;
* документы;
* журналы;
* планы видов характеристик;
* планы счетов;
* регистры сведений;
* регистры накопления;
* регистры бухгалтерии;
* отчеты и обработки.
Константы предназначены для хранения постоянной или условно-постоянной информации, но могут применяться для хранения изменяемых во времени данных.
Справочники используются для хранения сведений о множестве однородных объектов. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов предметной области: работников, контрагентов, номенклатуры материально-производственных запасов и т. д. Отдельные объекты справочника называются элементами справочника. Элементы могут быть объединены в группы.
Перечисления служат для описания наборов постоянных значений, не изменяемых пользователем в процессе работы с программой, например для описания групп основных средств, видов движений денежных средств, способов поступления активов и т. д.
Документы предназначены для отражения информации о различных фактах хозяйственной деятельности организации. С их помощью регистрируются операции по движению денежных средств, получению и отпуску материально-производственных запасов, начислению амортизации, формированию финансовых результатов и т. д.
Планы видов характеристик предназначены для описания множеств однотипных объектов аналитического учета. Например, с их помощью описываются перечни видов субконто, настройки пользователей и т. д.
Планы счетов используются для описания совокупности синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности организации по определенным признакам.
Регистры сведений предназначены для хранения существенной для прикладной задачи информации, состав которой развернут по определенной комбинации значений, а при необходимости — и во времени. Это могут быть ставки налогов, данные об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, сведения о параметрах амортизации основных средств и т. д.
Регистры накопления используются для учета информации о наличии и движении каких-либо величин: материальных, денежных и др. Эти объекты применяются для хранения информации об исчисленных за каждый месяц суммах ЕСН и взносов в ПФР по каждому работнику в отдельности, о стоимости покупок и продаж и суммах НДС, подлежащих уплате поставщикам или получению с покупателей, и т. д.
Регистры бухгалтерии используются в системе «1С:Предприятие 8» для того, чтобы показать, каким образом информация о хозяйственных операциях отражается в учете. Этот объект метаданных не существует сам по себе, он обязательно связывается с конкретным планом счетов конфигурации. Кроме того, в свойствах регистра указывается, поддерживает ли регистр корреспонденцию счетов. Отчеты предназначены для получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы. С помощью объектов этого вида информация представляется в удобном для просмотра и анализа виде.
Как следует из названия, обработки предназначены для выполнения различных сервисных и регламентных действий над информацией. С их помощью производится загрузка и выгрузка различных данных, подбор номенклатуры при заполнении табличных форм документов, настройка аналитического учета и т. д.
В процессе конфигурирования производится настройка системы на обработку данных предметной области. Этот процесс включает проектирование модели предметной области, создание интерфейсов, настройку прав для отдельных категорий пользователей, а его результатом является конфигурация.
Моделью предметной области или структурой метаданных называется совокупность взаимосвязанных объектов метаданных, настроенных на хранение и обработку определенной информации. В частности, в конфигурации Бухгалтерия предприятия реализована модель для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета коммерческих организаций. На рис. 2 представлен фрагмент структуры метаданных этой конфигурации.
Рис. 2. Фрагмент структуры метаданных конфигурации
Пользовательским интерфейсом называется совокупность команд главного меню и панелей инструментов, настроенных на работу с конкретными объектами данных — документами, справочниками, журналами и т. д. (рис. 3).
Рис. 3. Пользовательские интерфейсы конфигурации
Права определяют полномочия пользователей на работу с информацией, которая обрабатывается в системе. Процедура назначения прав пользователю решает две задачи: с одной стороны, обеспечивается конфиденциальность информации, с другой — снижается риск потери информации от несанкционированных действий. Права задаются через роли, которые присваиваются пользователям (рис. 4).
Рис. 4. Роли пользователей
Большинство объектов метаданных имеет визуальное представление, позволяющее организовать интерактивное взаимодействие пользователя с объектом метаданных и создание объекта данных. В самом общем случае визуальное представление включает три части: экранный диалог, модуль и реквизиты.
Экранный диалог предназначен для ввода и редактирования информации, хранящейся в объекте метаданных. Модуль формы — это программа на встроенном языке системы. С ее помощью производится управление реквизитами экранной формы, контроль вводимой информации, выполнение вспомогательных расчетов и т. д. Реквизиты формы — совокупность объектов различных типов, принадлежащих форме.
Совокупность трех частей визуального представления называется формой. При эксплуатации системы пользователь непосредственно взаимодействует лишь с одной из трех частей формы объекта метаданных — экранным диалогом. Поэтому далее мы будем использовать термин «экранная форма», подразумевая экранный диалог.
Практическое задание 1
Создать пустую информационную базу с наименованием Учебный пример.
Порядок выполнения:
§ вызвать на экран окно запуска программы «1 С:Предприятие» командой Пуск > Программы > 1С:Предприятие 8.1 > 1С:Предприятие;
§ щелкнуть на кнопке Добавить;
§ в форме Добавление информационной базы установить переключатель в положение Создание новой информационной базы и нажать кнопку Далее;
§ на следующем экране установить переключатель в положение Создать пустую информационную базу и нажать кнопку Далее;
§ на следующем экране указать наименование информационной базы Учебный пример+номер группы и нажать кнопку Далее;
§ на последнем экране указать расположение информационной базы на компьютере(оставить по умолчанию) и нажать кнопку Готово.
При первом запуске работы с новой информационной базой автоматически запускается обработка Стартовый помощник, которая производит начальное заполнение информационной базы. О выполненных действиях программа информирует в окне служебных сообщений.
В конфигурации имеется ряд сервисных средств, позволяющих быстрее освоить работу с программой. К ним, в частности, относятся обработки Стартовый помощник, Панель функций, Быстрое освоение 1С:Бухгалтерии 8. В целях лучшего понимания конфигурации в рамках настоящего практикума реализована другая концепция обучения. Она не предполагает использование перечисленных сервисных средств, с ними обучающиеся могут познакомиться самостоятельно и при необходимости использовать в качестве альтернативных средств выполнения заданий практикума. Для продолжения работы следует завершить работу обработки щелчком на кнопке ее формы.
Главное окно программы представлено на рис. 5.
В верхней части окна находится строка заголовка, содержащая название программы и ее редакцию. Следующая строка содержит главное меню программы, а под ней присутствует одна или несколько линеек с панелями инструментов, содержащих наборы кнопок с пиктограммами для быстрого вызова наиболее часто используемых команд. Ниже этих строк размещается рабочая область главного окна программы с открытой формой обработки Панель функций. В рабочей области в процессе работы с программой можно раскрывать другие окна — с первичными документами, Журналами, отчетами, но в начале работы эта область пуста. Внизу окна расположена строка состояния.
Рис. 5. Главное окно программы