Компьютеризация управления затратами
Анализ состояния компьютеризации управления затратами на отечественных предприятиях показывает, что в основном она коснулась расчетов по планировании прямых затрат (трудовых и материальных), а также бухгалтерского учета затрат на производство. Нормирование, планирование, учет и распределение косвенных затрат компьютеризированы главным образом на заключительной стадии и базируются на предварительных укрупненных нормативных расчетах. Следует отметить также недостаточное внедрение нормативного метода учета затрат («стандарт-костс»), так как ввести его в условиях массового и серийного производства можно только с использованием средств вычислительной техники.
При подготовке к компьютеризации управления каким-либо процессом, в том числе управления затратами, возникает желание максимально увеличить число компьютеризированных задач (расчетов). При этом наблюдается тенденция концентрации расчетов на верхних уровнях управления, что приводит к их информационной перегрузке и одновременно дефициту информации на других уровнях, а в конечном счете - к снижению эффективности всей системы.
С учетом изложенного необходимо четко определять сферы компьютеризации управления затратами, для чего все расчеты подразделяют на два класса задач:
1) требующие первоочередной компьютеризации;
2) требующие компьютеризации во вторую очередь, либо вообще не требующие или не поддающиеся компьютеризации.
Компьютеризация управления затратами должна базироваться на следующих принципах:
• системный подход - взаимосвязь всех расчетов по прогнозированию, планированию, учету, калькулированию и регулированию уровня затрат, связь и взаимодействие с другими подсистемами управления предприятия, с другими субъектами по вертикали;
• комплексность системы - максимальный охват компьютеризацией всех операций по формированию, сбору, передаче, накоплению, обработке, отображению и использованию информации (все задачи должны находиться в неразрывной временной, содержательной, технической, программной и информационной связи друг с другом и, представлять в своей совокупности замкнутую систему управления затратами на всех стадиях жизненного цикла, распределенную по уровням, связанную входными и выходными сетевыми информационными каналами с другими системами или подсистемами по горизонтали и вертикали);
• качественное улучшение системы прогнозирования, учета и калькулирования — изменение методологии формирования и распределения затрат на выпускаемую продукцию (в части обоснования уровня и увеличения доли затрат, прямо относимых на продукцию); обеспечение работников сферы управления точной и оперативной информацией о состоянии затрат и отклонениях их от плановых (нормативных); выработка вариантов управленческих решений с анализом результатов их реализации;
• методологическое, информационное техническое и программное единство или совместимость по всем уровням управления (сетевая совместимость) с системой управления предприятием в целом, с региональными и другими системами управления;
• охват всех уровней производства и управления всех мест осуществления затрат с распределением управленческой информации о затратах по уровням;
• обеспечение приема информации от людей, технических средств внутри системы и из других систем, передачи (ввода) информации в ту или иную вычислительную систему, обработки, накопления информации, отображения ее в виде печатного документа или другом удобочитаемом виде;
• оперативность, надежность, безотказность функционирования системы в течение заданного промежутка времени (в связи с тем, что наряду с техническими средствами, информационным обеспечением, экономико-организационными методами в систему управления затратами в качестве основного момента включены люди, погрешности по их работе также должны учитываться);
• рационального перераспределения функциональной нагрузки между человеком и техническими средствами при выполнении трудоемких и многовариантных расчетов с выдачей рекомендации (вариантов) по принятию решений (приоритет в выборе окончательного решения остается за человеком).