Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле

КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

К вопросу 5.3. темы 5.

Контроль и определение направле­ния — синонимы.

Питер Друкер

Когда умный человек видит, почему

он добился успеха, он делает так

снова.

Когда же он видит свои ошибки,

он не повторяет их.

"Книга перемен" ("И Цзинь"),

Китай

Понятие и виды контроля

Контроль- процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданныхили их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 1).

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.

Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле - student2.ru

Рис. 1. Основные концепции контроля

Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Процесс контроля и выбор варианта форм контроля

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления);
3. Планирование проверки:
- объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
- проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
- субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
- методы контроля;
- объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
- сроки и продолжительность проверок;
- последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных;
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка);
6. Выработка решения, определение его веса;
7. Документирование решения;
8. Метапроверка (проверка проверки);
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет);
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация
причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 2).

Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле - student2.ru

Рис. 2. Основные составляющие критерия для решения о контроле

Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле

Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели и ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Их оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Пример ситуации контроля

Ключевой результат Планируемый результат Полученный результат Измеритель Оценка и выводы
1. Коммерческая деятельность:
Рентабельность +2% от нынешнего уровня прибыли на весь капитал рост 3% Прибыль на весь капитал Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок.
Контроли­руемая доля рынка 25% внутреннего рынка 33% внутреннего рынка Доля в % Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт
Административ­ные расходы 10% экономии 3% экономии Расходы по бухгалтер­ской отчетности Цель не достигнута. Разобраться в причинах и факторах

Окончание табл. 1

Ключевой результат Планируемый результат Полученный результат Измеритель Оценка и выводы
2. Вспомогательная деятельность:
Производитель­ность труда Увеличить на 20% число операций при том же персонале Рост на 15% при сокращении численности персонала на 3% Число выполненных операций Цель почти достигнута. Продолжить выполнение мероприятий
Мотивация персонала Значительно большее желание работать, внутренее стремление к перемещениям Заметно повышение Анализ по принципу «мне кажется» Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения
Имидж фирмы Популяризация имиджа Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией Число ссылок в газетах; анализ по принципу «мне кажется» Наблюдается активизация. Продолжить мероприятия. Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант – агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рис.1.

Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле - student2.ru

Рис. 1. Классификация объектов контроля

Наши рекомендации