Принцип произвольного доступа к памяти.

Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен. Позволяет обратиться к памяти напрямую в любой области памяти.

10. Алгоритмические языки программирования. Алгоритм. Типы алгоритмов и способы записи.

Алгоритм – конечная последовательность действий, однозначно определяющая преобразование исходных данных в результат.

Алгоритмический язык — язык, используемый для записи, реализации или изучения алгоритмов.

Способы записи алгоритмов:

· Словесный

· Блок схемный

· Программный

Свойства алгоритма:

· Дискретность (каждый шаг приводит к изменению состояния вычислителя)

· Понятность (синтаксически корректно написанные наборы команд)

· Однозначность (необходимо предусмотреть все варианты)

· Конечность (результат должен быть получен за конечное число шагов)

· Эффективность

· Массовость

Набор действий, который может быть выполнен вычислителем, называется системой команд (операторов).

Типовые структуры: следование, ветвление, цикл.

Типы алгоритмов:

· Линейный (поменять местами числа)

· Разветвленный (если разница >, то.. иначе…)

· Циклический (Цикл – такой способ организации программы, при которой группа команд (тело цикла) записана 1 раз, а выполняется многократно при разных значениях некоторой величины, называемой параметром цикла). Способы организации цикла: циклы с известным (неизвестным: с постусловием, с предусловием) числом повторений. В теле цикла должна быть команда, влияющая на условие (чтобы не было зацикливания).

11.Типовые алгоритмы

Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено заданное условие);

3. Разветвляющийся алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий);

4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

· в устной форме

· в письменной форме на естественном языке

· в письменной форме на формальном языке

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма – блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура.

Свойства алгоритмов:

· Дискретность

· Понятность

· Детерминированность

· Массовость

· Результативность


Дискретность - это свойство алгоритма означает, что он разбивается на конечное число элементарных действий (шагов). Алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке.

Понятность - свойство алгоритма, при котором каждое из этих элементарных действий (шагов) являются законченными и понятными.

Детерминированность - свойство, когда каждое действие (операция/указание/шаг/требование) должно пониматься в строго определённом смысле, чтобы не оставалась места произвольному толкованию, чтобы каждый, прочитавший указание, понимал его однозначно.

Массовость - свойство, когда по данному алгоритму должна решаться не одна, а целый класс подобных задач. Один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.

Результативность - свойство, при котором любой алгоритм в процессе выполнения должен приводить к определённому результату. Отрицательный результат также является результатом. Важно отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых вводимых значениях.

12.Программа. Подготовка программы к выполнению.

Любая ВМ работает под управлением программы. Программу, написанную на языке высокого уровня, необходимо преобразовать в набор инструкции. Этот перевод осуществляется специальной программой – транслятор, которая может быть:

· Компилирующего вида – анализирует и преобразует исходный текст программы в «объектный код» (промежуточное состояние программы в относительных адресах и с неразрешенными внешними ссылками). Затем программа, представленная в объектном коде, обрабатывается служебной программой – компоновщиком, которым осуществляется подключение внешних программ (разрешение внешних ссылок). В результате образуется абсолютный/загрузочный код с абсолютной адресацией машинных команд. Если можно сохранить с расширением файла .exe, то программу можно использовать без среды программирования.

· Интерпретирующего вида – сразу производит анализ, перевод в машинный код и выполняет программу строка за строкой. Поэтому интерпретатор должен находиться в оперативной памяти в течение всего времени, скорость выполнения программы уменьшается, но имеется возможность организации диалогового, т.е. интерактивного способа выполнения программы.

13. Отладка программы. Методы поиска ошибок.

Отладка — этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки. Чтобы понять, где возникла ошибка, приходится:

· узнавать текущие значения переменных;

· выяснять, по какому пути выполнялась программа.

Существуют две взаимодополняющие технологии отладки.

· Использование отладчиков — программ, которые включают в себя пользовательский интерфейс для пошагового выполнения программы: оператор за оператором, функция за функцией, с остановками на некоторых строках исходного кода или при достижении определённого условия.

· Вывод текущего состояния программы с помощью расположенных в критических точках программы операторов вывода — на экран, принтер, громкоговоритель или в файл.

Обнаруживать ошибки можно на тестовых наборах данных.

14. Структурная схема ЭВМ. Центральные устройства компьютера. Назначение.

Фон Нейман описал, каким должен быть компьютер, чтобы он был универсальным и удобным средством для обработки информации. Он прежде всего должен иметь следующие устройства:

  • Арифметическо-логическоеустройство, которое выполняет арифметические и логические операции
  • Устройство управления, которое организует процесс выполнения программ
  • Запоминающее устройство для хранения программ и данных
  • Внешние устройства для ввода-вывода информации.

В ПК система ввода/вывода информации организована по способу единого интерфейса (подключение к единой магистрали (шине)).

Компьютеры, построенные на этих принципах, относят к типу фон - неймановских.

Схемы

15. Процессор. Центральный процессор (микропроцессор), схема, функции и принцип работы. Подходы, обеспечивающие высокую производительность микропроцессоров.

Центральный процессор - это центральное устройство компьютера, в виде электронного блока либо интегральной схемы (микропроцессора), которое выполняет операции по обработке данных и управляет периферийными устройствами компьютера.

В состав центрального процессора входят:

1. Устройство управления (УУ);

2. Арифметико-логическое устройство (АЛУ);

3. Запоминающее устройство (ЗУ) на основе регистров процессорной памяти и кэш-памяти процессора;

4. Генератор тактовой частоты (ГТЧ).

· Устройство управления организует процесс выполнения программ и координирует взаимодействие всех устройств ЭВМ во время её работы.

· Арифметико-логическое устройство выполняет арифметические и логические операции над данными: сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение и др. Работает только с целыми символами, вещественные обрабатываются другими сопроцессорами.

· Запоминающее устройство - это внутренняя память процессора. Регистры служит промежуточной быстрой памятью, используя которые, процессор выполняет расчёты и сохраняет промежуточные результаты. Для ускорения работы с оперативной памятью используется кэш-память, в которую с опережением подкачиваются команды и данные из оперативной памяти, необходимые процессору для последующих операций.

· Генератор тактовой частоты генерирует электрические импульсы, синхронизирующие работу всех узлов компьютера. В ритме ГТЧ работает центральный процессор.

В современных ЭВМ функцию ЦП выполняет микропроцессор, который представляет собой сверхбольшую интегральную схему, реализованную в виде одной микросхемы или комплекта из нескольких специализированных микросхем. Центральный процессор вставляется в специальное гнездо, расположенное на материнской плате, и электрически соединяется с другими устройствами компьютера с помощью большого количества выводов. Большая часть этих выводов предназначена для подключения к шинам данных, управления и адреса компьютерной системы.

При выполнении программы все команды и обрабатываемые данные хранятся в оперативной памяти (ОЗУ, или оперативном запоминающем устройстве). Центральный процессор генерирует команды обращения к блоку оперативной памяти, в ответ на которые последний либо выдает на шину данных содержимое запрошенной ячейки оперативной памяти, либо записывает содержимое шины данных в заданную, с помощью шины адреса, ячейку памяти.

Основные характеристики микропроцессора, определяющие его производительность:

· Тактовая частота;

· Степень интеграции (технологические нормы, определяются размером кристалла и количеством транзисторов, реализованных в нем);

· Разрядность обрабатываемых данных (выделяют внутреннюю и внешнюю разрядность внутренних регистров – определенное количество бит, которыми микропроцессор может обмениваться с другими элементами ЭВМ);

· Технология обработки команд и данных (в современных микропроцессорах используется одновременно несколько устройств, что позволяет одновременно обрабатывать несколько устройств, обработка происходит в конвейерном режиме).

16. Шины, характеристики шин. Системная шина. Структура и принцип работы.

Шины – среда передачи информации, системно включающая в себя кодовую шину данных, кодовую шину адреса, кодовую шину команд, шина питания.

Системная шина обеспечивается тремя направлениями передачи информации:

· Между микропроцессором и ОЗУ

· Между микропроцессором и контролируемыми внешними устройствами

· Между ОЗУ и внешними устройствами, которые работают в режиме прямого доступа к памяти.

Характеристики системной шины:

· Количество обслуживающихся ею устройств;

· Пропускная способность, которая зависит от разрядности (ширины шины) и тактовой частоты.

Два типа:

· PCI (шина ввода/вывода) – наиб.распростр., позволяет выполнять автоматическое определение и настройку подключенного к шине устройства и обеспечить единоличное управление шиной внешним устройствам (процессор выдает команду принтеру, принтер, чтобы не отвл. комп. напрямую к шине)

· AGP (графика) – магистраль между видеокартой и оперативной памятью. Чтобы надолго не занимать системную шину.


17. Виды памяти компьютера. Назначение и характеристики.

Память: запоминает элементы, обычно является адресной.

Персональное ЭВМ использует три вида памяти: постоянная (ПЗУ), оперативная (ОЗУ) и CMOS (внутренняя)+внешняя память.

1) ROM – ПЗУ – хранит информацию, которая может быть только считана, не энергозависимая, хранит наборы программ и данные базовых систем ввода/вывода (BDOS), а именно: программы ввода/вывода, тестирования при вкл/выкл, программы начала загрузки операционных систем;

2) RAM – ОЗУ – энергозависима, позволяет записывать/перезаписывать, мин объем оперативной памяти – 1 байт.

Для построения запоминающих устройств применяются схемы статистической и динамической памяти. Элементарная ячейка памяти – статистический триппер, который может находиться либо в возбужденном состоянии, либо в сброшенном. Состояние триппера не меняется, если не прерывается питание или если не запоминаются новые данные.

Требует постоянного использования энергии → статистическая память используется в самых узких местах (cash-память)

ПЗУ реализовано на схемах динамической памяти. Информация сохраняется с помощью заряда конденсаторов. В кристалле. Время хранения заряда ограничено →требуется периодическое восстановление (регенерация).

18. Внешние (периферийные) устройства, способы их подключения. Принципы их действия.

Внешняя память – организована с помощью: магнитных дисков, жестких дисков (набор магнитных дисков, расположенных соосно, каждый должен быть подготовлен к работе (отформатирован)) (концентрические дорожки и читаемая головка). В процессе форматирования: нумеруются диски (с 0) и дорожки. Диски→ на секторы→нумеруются. Информация на дисках хранится в виде файлов. Нужно знать имя файла, чтобы воспользоваться ею. На оперативной памяти→в виде переменной

Середина 2000-х г.г. – для подключения ПУ используется USB-порт (внешняя (flash) память подключается через USB-порт). ПУ с поддержкой USB. При подключении к компьютеру автоматически распознаются системой и готовы к работе без вмешательства пользователя. Такие устройства можно подключать, не выключая компьютер. Устройства с небольшим энергопотреблением, питание непосредственно от шины. Plug&play – подключай и работай. Flash-память представляет собой микросхемы, но логические структуры данных, которые хранятся на flash-памяти, такая же логическая структура, как и на жестких дисках →файлы.

Клавиатура – представляет собой набор переключателей, объединенных в матрицу. ASKI код. В клавиатуре существует буфер памяти (обычно емкость=16 б)

Сканеры – это устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Сканирование графических изображений. Должно быть преобразовано в последовательность символов с помощью с помощью программы расшифровки (распознавания) образов символов.

Мышь – координатное устройство ввода для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру, с колесиком/с лазером. Учитывается скорость и расстояние, на которое мышь переместилась и интерпретируется в перемещение на экране монитора.

Монитор – конструктивно законченное устройство, предназначенное для визуального отображения информации. Современный монитор состоит из экрана (дисплея), блока питания, плат управления и корпуса. Информация для отображения на мониторе поступает с электронного устройства, формирующего видеосигнал (в компьютере — видеокарта). Принцип формирования растра (развертка пикселей). У цветного монитора – смешение 3 цветов разной интенсивности; 3 пикселя, стоящие рядом, →в 1, но окр. в разн. цвета→пространственное усреднение цвета. Характеристика монитора: размер экрана, размер зерна (чем < зерно, тем четче изображение), частота кадров (скорость, с которой происходит воспроизведение изображения), полоса пропускания (диапазон частот, в пределах которых гарантирована устойчивая работа монитора). ЖК монитор -

ЖК: Конструктивно дисплей состоит из следующих элементов:

· ЖК-матрицы (первоначально — плоский пакет стеклянных пластин, между слоями которого и располагаются жидкие кристаллы; в 2000-е годы начали применяться гибкие материалы на основе полимеров);

· источников света для подсветки;

· контактного жгута (проводов);

· корпуса, чаще пластикового, с металлической рамкой для придания жёсткости.

Состав пикселя ЖК-матрицы:

· два прозрачных электрода;

· слой молекул, расположенный между электродами;

· два поляризационных фильтра, плоскости поляризации которых (как правило) перпендикулярны.

Плазма: основанный на явлении свечения люминофора под воздействием ультрафиолетовых лучей, возникающих при электрическом разряде в ионизированном газе, иначе говоря в плазме. Недостатки: более высокое энергопотребление и меньший срок службы в сравнении с ЖК.

Принтеры – это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу. Истор.первый – игольчатый. Струйные (изображение на носителе формируется из точек. Но вместо головок с иголками в струйных принтерах используется матрица дюз (то есть головка), печатающая жидкими красителями), лазерные (порошок, разогрев, впекается).

19.Внешние запоминающие устройства. Структура и принцип действия.

Внешняя память организована с помощью: магнитных дисков, жестких дисков (набор магнитных дисков, расположенных соосно, каждый должен быть подготовлен к работе (отформатирован)) (концентрические дорожки и читаемая головка). В процессе форматирования: нумеруются диски (с 0) и дорожки. Диски→ на секторы→нумеруются. Информация на дисках хранится в виде файлов. Нужно знать имя файла, чтобы воспользоваться ею. На оперативной памяти→в виде переменной

Середина 2000х гг – для подключения ПУ используется USB-порт (внешняя (flash) память подключается через USB-порт). ПУ с поддержкой USB. При подключении к компьютеру автоматически распознаются системой и готовы к работе без вмешательства пользователя. Такие устройства можно подключать, не выключая компьютер. Устройства с небольшим энергопотреблением, питание непосредственно от шины. Plug&play – подключай и работай. Flash-память представляет собой микросхемы, но логические структуры данных, которые хранятся на flash-памяти, такая же логическая структура, как и на жестких дисках →файлы.


20.Видеоподсистема. Структура и принцип работы.

Видеоподсистема компьютера является одной из самых важных и сложных систем. Особенно активно она стала развиваться в последнее время в условиях стремительного роста производительности ПК. В целом, состав видеоподсистемы за последнее время изменился незначительно. Она включает в себя устройство отображения информации, устройство формирования и преобразования сигналов и интерфейсы соединения. Ранее эта видеосистема представляла собой лишь преобразователь цифрового изображения, записанного в кадровый буфер, в аналоговый видеосигнал, подаваемый на монитор и собственно сам монитор.

Безусловно, основной элемент видеоподсистемы – видеоадаптер. В последнее время именно он развивался наиболее активно, что вызвало некоторую путаницу в поколениях и особенностях отображения информации видеоадаптеров различных типов. Современный видеоадаптер – это сложное почти самостоятельное устройство, представляющее собой мини-компьютер. Помимо своей основной задачи он способен выполнять ряд дополнительных функций: аппаратное ускорение 2D и 3D-графики, обработку видеоданных, прием теле- и видеосигналов и многое другое. Раньше все эти дополнительные функции реализовывались на отдельных платах и подсоединялись к видеоадаптеру как дочерние карты или с помощью локальных интерфейсных шин. Сейчас используется метод интеграции all-in-one, когда все эти функции реализуются в одном графическом чипе видеоадаптера. Современный видеоадаптер значительно отличается по своему функциональному составу от видеоадаптера VGA (о более старых речь даже не идет), но его основное назначение осталось прежним: сканирование и цифро-аналоговое преобразование содержимого кадрового буфера с последующим формированием непрерывного трехканального RGB-сигнала.

Видеоадаптер, является важнейшим элементом видеосистемы, поскольку определяет следующие ее характеристики:

· Максимальное разрешение и частоты разверток (также зависит от возможностей монитора)

· Максимальное количество отображаемых цветов и оттенков (палитра)

· Скорость обработки и передачи видеоданных

Чтобы понять принцип работы видеоподсистемы, мы начнем ее рассмотрение с описания видеоадаптера VGA, имеющего с современными адаптерами очень большое сходство. Видеоадаптер VGA содержит следующие основные элементы:

· Графический контроллер

· Контроллер ЭЛТ (CRTC, Cathode Ray Tube Controller)

· Видеопамять

· ROM Video BIOS (расширение BIOS)

· Контроллер атрибутов

· Секвенсор (sequencer)

· ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) или RAMDAC (RAM Digital-to-Analog Converter)

· Синхронизатор

· Тактовые генераторы

· Интерфейс

Видеоадаптер VGA был пассивным устройством, не принимавшем участие в формировании содержимого кадрового буфера и не обрабатывавшем микрокоманды преобразования цифровых данных. Современный интегрированный видеоадаптер также использует:

· Графические акселераторы обработки двумерной и трехмерно графики большой разрядности;

· Быстродействующую видеопамять;

· Высокоскоростные шины интерфейса.


21.Программное обеспечение. Классификация, назначение уровней ПО.

ПО – совокупность программ, правил и документаций.

Классификация ПО:

по уровню близости аппаратуры

по уровню понятности команды

По способу исполнения программы делят на

· интерпретируемые;

· компилируемые.

По степени переносимости программы делят на

· платформозависимые;

· кроссплатформенные.

По способу распространения и использования программы делят на

· несвободные (закрытые);

· открытые;

· свободные.

По назначению программы делят на:

· системные;

· прикладные;

· инструментальные.

По видам программы делят на:

· компонент: программа, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную функцию и применяемая самостоятельно или в составе комплекса;

· комплекс: программа, состоящая из двух или более компонентов и (или) комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса.

Базовый уровень - отвечает за правильную работу аппаратных средств, является уровнем класса низкий. Программное обеспечение данного уровня хранится в микросхемах запоминающегося устройства (ПЗУ), его задача обеспечить работу входа и выхода BIOS. В процессе эксплуатации компьютера нельзя изменять программы и данные ПЗУ, они записываются в производственных условиях.

Системный уровень – отвечает за связь программ вычислительного устройства с программами базового уровня и аппаратного обеспечения, он считается переходным уровнем. Этот уровень и его программы отвечают за эксплуатационные возможности компьютера. Когда на вычислительное устройство устанавливается новое оборудование, этот уровень должен быть обеспечен программой, которая свяжет устанавливаемое оборудование и другие программы. Программы, которые отвечают за взаимную связь с устройствами компьютера, называются драйверами.

В данном уровне есть еще и программы другого класса, которые отвечают за связь с пользователем компьютера. С помощью этих программ пользователь может вводить информацию в компьютер, пользоваться ее. Данный класс называется средствами пользовательского интерфейса, состояние этих программ регламентируют работу компьютера.

Ядром системы вычислительной машины является совокупность программ этого уровня. Задачи, выполняемые этим ядром, и за что они отвечают, это: работа входа и выхода информации, работа памяти машины, работа файловой системы, и другие.

Служебный уровень – отвечает за настройку систем компьютера, за автоматизацию процессов. Многие программы данного уровня изначально входят в операционную систему, установленную на вычислительной машине. Существует 2 направления в развитии служебных программ, это программы для автономного применения и уже интегрированные в ОС.

Прикладной уровень - отвечает за выполнение уже определенных задач, которые могут быть развлекательного направления, для решения вопросов производства, учебными программами. Между системным уровнем программ и прикладным уровнем программ есть взаимная связь, работа вычислительной машины зависит от ОС стоящей на данном устройстве. Этот уровень подключает в себе: редакторы для текста, процессоры текстовые, системы автоматического создания проектирования, графические редакторы, браузеры, программы перевода текстов, системы которые управляют базами данных, таблицы, и многие другие программы прикладного уровня.

Базовый (BIOS – базовая система ввода/вывода. Содержит программы, обеспечивающий ввод/вывод информации, хранятся в ПЗУ, заносятся в момент изготовления компьютера, 1 раз записываются, затем только считываются при каждом включении (переписываются в оперативную память), не меняются пользователем. Назначение – выполняют тестирование оборудования при каждом включении (инициализируются системные ресурсы и регистры микросхем, определение какие внешние запоминающие устройства подключены), передача управления загрузчику ос, управляет электропитанием при выключении ЭВМ).

Схема:

22.Прикладной уровень ПО. Системный уровень ПО и функции операционной системы. Служебный уровень программного обеспечения: назначение и типы служебных программ.

· Прикладной (наиболее удаленный, как бы внешний; комплекс прикладных программ для решения конкретных задач (производственных, учебных, творческих, развлекательных. Классификация: офисные пакеты(текстовые редакторы, табличные процессоры, СУБД, редактор презентаций), графические редакторы, система автоматизированного проектирования (ускоряет процесс пром. документации), программы для работы в локальных и глобальных сетях, автоматизированного перевода, бухгалтерские, финансовые системы, языки и среды программирования, игровые программы)

· Служебный (содержит программы, которые дополняют, автоматизируют работы по настройке и проверке компьютера. Типы служебных программ: диспетчеры файлов (файловые менеджеры), архивирование, средства диагностики, просмотра и воспроизведения, обеспечения компьютерной безопасности)

· Системный (ядро ос, совокупность программ системного уровня образует ядро ос. Функции ос – (до оперативной памяти на жестком диске), управление распределением памяти ОЗУ и Внешних ЗУ, процессами ввода/вывода, поддержка файловой системы, управление устройствами через спец.программы (драйверы), организация взаимодействия и диспетчеризации процессов(кусочки, но которые разделяются программы), предоставление интерфейса пользователю)


23.Классификация прикладного программного обеспечения. База данных и система управления базами данных (СУБД).

Прикладное программное обеспечение — компьютерные программы, написанные для пользователей или самими пользователями для задания компьютеру конкретной работы. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и другими программами посредством операционной системы.

По типу:

· Программные средства общего назначения (Текстовые редакторы, графические редакторы, СУБД, электронные таблицы, веб-браузеры);

· Программные средства развлекательного назначения (Медиа-плееры, компьютерные игры);

· Программные средства специального назначения (Мультимедиа-приложения (программы для создания и редактирования видео, звука), гипертекстовые системы (электронные словари, энциклопедии, справочные системы));

· Профессиональные программные средства (САПР, АСУ, Биллинговые системы).

По сфере применения:

· Прикладное программное обеспечение предприятий и организаций. (Примеры: управление транспортными расходами, служба IT-поддержки)

· Программное обеспечение, обеспечивающее доступ пользователя к устройствам компьютера.

· Программное обеспечение инфраструктуры предприятия. СУБД, серверы электронной почты.

· Программное обеспечение информационного работника. текстовые редакторы, электронные таблицы

· Программное обеспечение для доступа к контенту. Используется для доступа к тем или иным программам или ресурсам без их редактирования, например, медиа-плееры, веб-браузеры, вспомогательные браузеры и др.

· Имитационное программное обеспечение. Используется для симуляции физических или абстрактных систем в целях научных исследований, обучения или развлечения.

· Инструментальные программные средства в области медиа. программы полиграфической обработки, обработки мультимедиа,

· Прикладные программы для проектирования и конструирования.

База данных представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ).

Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

Основные функции СУБД:

· управление данными во внешней памяти (на дисках);

· управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

· журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

· поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:

· ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти;

· процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных;

· подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД;

· сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.

24.Операционная система. Классификация ОС. Функция ядра ОС.

Программы, которые обеспечивают взаимодействие пользователя и аппаратуры.

ОС – комплекс системных и служебных программ, посредник между программами, близкими пользователю, и аппаратурой. Обеспечивает интерфейсы (интерфейс пользователя, аппаратно-программный, программный).

Классификация:

· Серверные ОС

· ОС для ПК

· ОС реального времени (прим. Процесс плавления)

· Встроенные ОС для смартфона, бытовой техники

· Работающие на smart-картах

Ядро— центральная часть операционной системы (ОС), обеспечивающая приложениям координированный доступ к ресурсам компьютера, таким как процессорное время, память, внешнее аппаратное обеспечение, внешнее устройство ввода и вывода информации. Также обычно ядро предоставляет сервисы файловой системы и сетевых протоколов.

Наши рекомендации