Тема 10. информационные технологии 3 страница
TeX и LaTeX, пользующиеся популярностью у многих академических изданий, а также у математиков, физиков, химиков и даже музыкантов.
Примерами программ, которые позволяют разметить текст подобным образом, служат Netscape Composer и LyX (KLyX).
Файлы, созданные разными редакторами, зачастую имеют уникальные расширения, позволяющие, не заглядывая внутрь документа, догадаться о способах разметки текста. Так файлы, созданные редакторами подготовки plain-текста, часто имеют расширение .txt, а подготовленные в редакторе Lyx - .lyx. Текстовый процессор Word по умолчанию создает файлы в формате MS Word (расширение .doc), но поддерживает и другие форматы, например RTF (расширение .rtf). Документы, содержащие команды разметки языка HTML, имеют расширение .html или .htm.
Очевидно, что невозможно перечислить все текстовые редакторы. Многие из них "заточены" под ту или иную специфическую деятельность. В списке, рассмотренном ниже, представлена лишь небольшая часть текстовых редакторов.
Редакторы неформатированных текстов
NotePad - встроен в операционную систему Windows, понятен и прост и использовании;
McEdit - имеет сходство с редактором Edit из MS DOS, компонента файлового менеджера mc (Midnight Commander) ОС Linux;
KEdit - простейший текстовый редактор, входит в состав KDE Linux;
KWrite - текстовый редактор, имеющий ряд дополнительных настроек по сравнению с другими простейшими текстовыми редакторами;
Emacs - совмещает в себе функции файлового менеджера и текстового редактора; одной из отличительных черт является возможность создание макрокоманд (макросов); имеется во всех клонах Unix, в том числе и Linux; Emacs можно использовать и в MS Windows.
Редакторы, создающие текст с элементами разметки
Word - служит для создания разнообразных печатных документов, является компонентом офисных приложений в MS Windows;
StarWriter - входит в состав программы StarOffice, внешним видом и функциональностью он похож на Word, одинаково хорошо работает как в MS Windows, так и в ОС Linux;
LyX (KLyX в KDE) - современный текстовый редактор, предназначенный для людей, которые хотят получить документ, выглядящий профессионально, но затратить на его создание минимум времени; редактор вставляет в текст команды разметки TeX и LaTeX;
Netscape Composer - вставляет в текст команды разметки языка HTML, существуют версии как для ОС Linux, так и для MS Windows.
Выделение
Произвольного фрагмента: нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, выделить курсором фрагмент.
Строки: вывести указатель мыши в левое поле документа, чтобы указатель принял вид , и щёлкнуть рядом с выделяемой строкой.
Нескольких строк: протащить указатель мыши по левому полю вдоль выделяемых строк при нажатой левой кнопке.
Щёлкнуть в главном меню программы Правка | Выделить всё, чтобы выделить весь текст.
Перемещение по документу
Вывести указатель мыши в нужную строку и позицию и щёлкнуть левой кнопкой мыши.
< >, < – > - перемещение на строку вверх и вниз соответственно.
< >, < ®> - перемещение на символ влево и вправо соответственно.
<Ctrl>+<>, <Ctrl>+< – > - перемещение на абзац вверх и вниз соответственно.
<Ctrl>+< >, <Ctrl>+< ® > перемещение на слово влево и вправо соответственно.
Клавиши <Home>, <End> - перемещение в начало строки и в конец строки соответственно.
Клавиши <Ctrl> + <Home>, <Ctrl> +<End> - перемещение в начало документа и в конец документа соответственно.
<PageUp>, <PageDown> - перемещение на одну экранную страницу вверх и вниз соответственно.
Текстовый процессор MS Word.
Microsoft Word - это мощный текстовый редактор, получивший широчайшее распространение в среде Windows. Он является удобным инструментом для подготовки разнообразных писем, деловой документации, отчетов. С его помощью удобно создавать как бланки и анкеты, так и статьи, брошюры.
В основе оформления документов в Word лежит система шаблонов и стилей форматирования, которые позволяют достичь единства оформления большинства документов. Word относится к WYSIWYG-редакторам: напечатанный документ выглядит так же, как и на экране.
Word по умолчанию сохраняет текстовые файлы в собственном двоичном формате MS Word (соответствующее расширение файла - .doc). Текстовая версия этого формата - RTF формат (Rich Text Format), документирована фирмой Microsoft и поддерживается текстовыми процессорами некоторых других фирм. Из-за своей текстовой структуры формат RTF намного безопаснее с точки зрения распространения компьютерных вирусов, в то время как файлы формата DOC являются одним из инструментов передачи вирусов между компьютерами. Последние версии процессора могут сохранять файл в формате, включающим элементы разметки гипертекста (.html или .htm).
В текстовом процессоре Word используется несколько панелей инструментов, которые облегчают работу с документом. Давайте рассмотрим эти панели инструментов и их назначение.
Стандартная - содержит кнопки команд, служащих для работы с файлом и с буфером обмена.
Форматирование - служит для форматирования текста.
VisualBasic - предназначена для создания программ на VisualBasic, совмещенных с документом Word.
Web - преобразует документ Word в Web страницу, т. е. файл, содержащий разметку языка HTML.
WordArt - содержит кнопки вызова команд создания фигурного текста.
Автотекст - автоматическая замена фрагментов или быстрая вставка часто повторяющегося фрагмента.
Базы Данных - предназначена для создания и работы с базами данных, которые используются в таблицах документа.
Настройка Изображения - содержит кнопки вызова команд, служащих для работы с графическим изображением.
Рецензирование - предназначена для вставки сообщений и рецензий.
Рисование - предназначена для вставки в документ графических объектов.
Таблицы и границы - служит для обрамления таблиц.
Формы - содержит кнопки создания форм, таблиц, списков, полей ввода при работе с базами данных.
Элементы управления - вставляет кнопки, переключатели и другие элементы VisualBasic в документ.
Колонтитулы - при помощи этой панели инструментов можно установить различные верхние и нижние колонтитулы.
Главный документ - служит для разработки структуры главного документа.
Настройка объема - устанавливает варианты объема текста в документе.
Настройка тени - позволяет добавить тень как к тексту, так и к рисункам.
Структура - предназначена для установки структуры документа.
Word предоставляет несколько шаблонов документов, которые позволят вам создавать специализированные документы, такие как письма или статьи. Один и тот же шаблон можно использовать много раз. Для создания, сохранения, открытия и закрытия документа можно воспользоваться пунктами меню Файл или кнопками на панели инструментов "Стандартная".
Текстовый редактор Word может сохранять документы в некоторых других форматах. Для сохранения документа в формате, отличном от Microsoft Word, нужно в окне сохранения документа в списке "Тип файла" выбрать требуемый формат файла.
Одной из важнейших особенностей текстовых процессоров, в том числе и программы Word, является возможность разнообразного форматирования текста. Различают три вида форматирования.
Форматирование символов - при форматировании символов речь идет, в основном, об изменении шрифта.
Форматирование абзацев - под форматированием абзацев понимается изменение размеров полей отдельных абзацев в тексте, изменение интервалов между строками и выравнивание абзацев.
Форматирование страниц - под форматированием страниц понимается выбор размера, ориентации и размеры полей страниц.
Форматирования символов включает в себя изменение цвета, размера, стиля написания текста. Для изменения стиля написания символов могут использоваться кнопки, расположенные на панели инструментов "Форматирование".
Под абзацем в Word понимается часть документа, за которой следует маркер абзаца. При вводе текста абзац всегда заканчивают нажатием на клавишу Enter. Если же требуется перейти на следующую строку без выделения нового абзаца, используйте комбинацию Shift + Enter.
Процесс форматирования абзацев включает в себя:
выравнивание абзацев;
установку абзацных отступов;
установку отступа первой строки абзаца;
установку расстояния между строками;
установку расстояния между абзацами;
контроль положения абзаца на странице.
Выравнивание абзацев устанавливается при помощи панели инструментов "Форматирование". По умолчанию Word выравнивает все абзацы влево, при этом строки начинаются как бы с одной вертикальной линии. Можно осуществлять выравнивание как по центру, так и по правому краю, а также блочное выравнивание - выравнивание по ширине листа.
Для установки отступов абзаца и первой строки можно использовать горизонтальную линейку. Выделите абзацы, для которых нужно установить отступ, и с помощью мыши переместите маркеры отступов абзацев и первой строки (бегунки), расположенные на горизонтальной линейке, в нужную позицию. Основные параметры отступов абзаца можно также установить в диалоговом окне Абзац, для чего необходимо из меню Формат вызвать пункт Абзац.
По умолчанию Word устанавливает расстояние между строками в один интервал, т. е. это расстояние точно соответствует высоте одной строки. Однако оно может составлять полтора, два и более интервалов. Расстояние между строками устанавливается в диалоговом окне Абзац в списке "Межстрочный".
Любой документ, напечатанный на бумаге, имеет поля. Word позволяет установить величину для каждого из четырех полей (верхнего, нижнего, правого и левого) по отдельности. Для этого следует выбрать пункт Параметры страницы из меню Файл и ввести требуемые величины в соответствующие поля.
Для того чтобы обеспечить автоматическое выполнение переносов слов во всем документе, нужно не только включить режим переноса слов (для чего в пункте Перенос слов меню Сервис нужно поставить отметку Автоматический перенос слов в документе), но также убедиться, что перенос слов не заблокирован ни в одном абзаце. Чтобы снять блокировку слов в отдельном абзаце в меню Правка выберите Выделить все, затем в меню Формат выберите Абзац, щелкните на вкладке Положение на странице и удалите отметку Без переноса слов.
Для проверки орфографии документа используйте клавишу F7. Можно также использовать кнопку Орфография на панели инструментов "Стандартная".
Колонтитулы
При создании многостраничных документов почти всегда в верхней или нижней части страницы помещают дополнительную информацию, называемую колонтитулами. В колонтитулы можно поместить заголовок документа, номер страницы, дату, время и некоторые другие параметры. Меню для работы с колонтитулами вызывается путем выбора пункта Колонтитулы из меню Вид.
Одна из причин применения разбиения документов на разделы - это необходимость иметь разные верхние и нижние колонтитулы в различных частях документа. Выделив каждую часть в отдельный раздел, вы получаете возможность установить для каждого из разделов колонтитулы, отличающиеся друг от друга.
Чаще всего в колонтитулы помещают номера страниц документа. Для быстрой нумерации страниц выберите пункт Номера страниц из меню Вставка. Если на первой странице не должно быть номера, то удалите отметку в поле Номер на первой странице. В диалоговом окне Формат номера страницы Word предлагает вам выбрать один из вариантов расположения номеров страниц.
Многоколоночный текст
Word позволяет разместить текст в несколько колонок, при этом он располагает средствами, способными установить следующие виды документа с использованием колонок:
создание колонок одинаковой ширины,
создание двух колонок разной ширины,
создание нескольких колонок разной длины,
свободный выбор позиции начала новой колонки,
изменение ширины и расстояния между колонками,
изменение количества колонок в тексте,
добавление вертикальной линии между колонками,
выравнивание длины колонок,
размещение в колонке графических иллюстраций.
Для изменения количества колонок в документе нужно воспользоваться кнопкой Колонки на панели инструментов "Стандартная" или выбрать пункт Колонки из меню Формат, после чего в окне Колонки устанавливаются основные параметры.
Пример
Рассмотрим пример создания документа, название которого размещено через всю полосу, а основной текст в две и более колонок. Для этого вставим маркер конца раздела между заголовком и основным текстом при помощи пункта Разрыв из меню Вставка.
В диалоговом окне Разрыв установим переключатель На текущей странице. В результате этих действий на той строке, в которой был установлен курсор, появится маркер конца раздела. Теперь документ состоит из двух разделов, каждый из которых можно форматировать независимо друг от друга.
Списки
Для того чтобы создать нумерованный, маркированный (не нумерованный) или многоуровневый список, достаточно выделить все абзацы, которые нужно оформить в виде списка и воспользоваться пунктом Список из меню Формат. Word выведет на экран диалоговое окно Список.
При необходимости можно выбрать нестандартный символ маркировки. Word вставит символ маркировки перед каждым новым абзацем. Для увеличения и уменьшения вложенности списка можно воспользоваться кнопками Увеличить отступ и Уменьшить отступ на панели инструментов "Стандартная".
Таблицы
Создание таблиц
1. Щёлкнуть в главном меню Вид | Панели инструментов | Таблицы и границы.
2. В панели Таблицы и границы щёлкнуть на кнопке Нарисовать таблицу.
3. При нажатой левой кнопке мыши сначала обозначить внешние границы таблицы.
4. Провести необходимые линии.
5. Для форматирования таблицы щёлкнуть в главном меню Формат | Границы и заливка.
6. В диалоговом окне выбрать вид и цвет границы.
7. Лишние линии можно стереть, выбрав в панели инструментов Таблицы и границы кнопку и выделить удаляемые линии в выбранном диапазоне.
Текстовый процессор Word позволяет вставлять таблицу в документ. Для этого служит меню Таблица. Также можно воспользоваться кнопкой Вставка таблицы на панели инструментов "Стандартная". На экране появится диалоговое окно Вставка таблицы, в котором можно установить количество строк и столбцов создаваемой таблицы. Для выбора одного из стандартных видов оформления таблицы можно воспользоваться кнопкой Автоформат, при нажатия на которую Word выведет на экран диалоговое окно Автоформат таблицы. Оформление таблицы осуществляется при помощи панели инструментов "Обрамление".
Установку ширины столбцов (строк) можно регулировать при помощи маркера границы столбца (строки) или при помощи пункта Высота и ширина ячейки меню Таблица, который предоставляет дополнительные возможности по сравнению с установкой ширины столбцов путем установки маркера границы столбца (строки). Во-первых, можно задать ширину столбцов с большей точностью, а во-вторых, эта вкладка предоставляет гораздо больше возможностей по управлению шириной столбцов.
Для вставки нового столбца (строки) в любом месте таблицы вы можете воспользоваться пунктом Вставить столбец (строку) из меню Таблица. Выделим столбец и выполним команду вставки столбца; новый столбец будет вставлен слева от исходного. Вставка строки над исходной осуществляется аналогично.
Для того чтобы удалить из таблицы целые столбцы (строки), выделите эти столбцы (строки) и выберите пункт Удалить столбцы (строки) из меню Таблица или пункт Вырезать из меню Правка.
В процессе редактирования таблицы может понадобиться объединение или разбивка ячеек. Для объединения ячеек необходимо их выделить и выполнить команду Объединение ячеек из меню Таблица. Для разбиения ячейки нужно выделить ее, выполнить команду Разбить ячейку из меню Таблица, и в появившемся диалоговом окне указать количество столбцов, на которые будет разбита ячейка.
Пример Рассмотрим процесс создания таблицы следующего вида:
Выполним пункт Вставить из меню Таблица. В появившемся диалоговом окне установим количество строк - 5 и количество столбцов - 3. Выделим первые две ячейки первой строки таблицы и выполним команду Объединить ячейки. Таким же образом объединим ячейки 2-3 строки 4 и ячейки 1-3 строки 5. После этого при помощи панели инструментов "Обрамление" оформим таблицу так, чтобы 1-я ячейка 3-й строки не имела верхней и нижней линии, внешний контур таблицы был нарисован двойной толстой линией, а внутренние линии были двойными тонкими. Заполним таблицу соответствующим образом. Выделим ячейки, которым хотим изменить цвет и выполним пункт Обрамление и заливка из меню Формат. Word выведет на экран диалоговое окно Обрамление и заливка в котором, на вкладке Заливка, можно выбрать требуемый цвет ячейки.
В документах Word можно использовать формулы, подсчитывающие сумму значений чисел в строке или столбце таблицы. Для этого установите точку вставки в ячейку, в которую вы хотите ввести формулу, и в меню Таблица выберите Формула. По умолчанию суммируются все значения, находящиеся выше точки вставки формулы для суммирования по столбцу или левее при суммировании по строке. Можно изменить диапазон ячеек для суммирования, указав явно диапазон их имен. Имя ячейки формируется из буквы, обозначающей столбец, и числа, задающего строку. Интервал суммирования задается путем ввода имен первой и последней ячеек, разделенных двоеточием, например "A2:B6". Нажатие на клавишу F9 обновит сумму после изменения значений в ячейках.
Вставка рисунков и изменение их размеров
1. Щёлкнуть в главном меню Вставка | Рисунок | Картинки.
2. В диалоговом окне выбрать картинку из коллекции, щёлкнуть на кнопке Вставить.
3. Вывести указатель мыши на белый квадратик (маркер выделения) в углу рисунка и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, тащить наружу для увеличения рисунка или внутрь для уменьшения. При этом произойдёт пропорциональное изменение рисунка по ширине и высоте. Если тащить за середины сторон рисунка, он деформируется!
В документы Word может быть импортирована графика самых разных форматов. Среди них широко распространенные форматы - BMP и PCX, а также TIF, EPS, GIF, PIC и другие. Для работы с этими форматами Word использует графические фильтры - программы, позволяющие интерпретировать и отображать на экране графику.
Word позволяет вам легко поместить графический рисунок в документ. Для этого нужно вызвать пункт Рисунок из меню Вставка, после чего в появившемся диалоговом окне выбрать рисунок из списка стандартных или указать свой.
Для изменения масштаба и положения рисунка необходимо поместить рисунок в кадр. Это можно сделать при помощи пункта меню Кадр из меню Вставка. Для работы с кадрами наиболее удобен режим просмотра страницы. В этом случае иллюстрация окажется вставленной в невидимую рамку, которую можно произвольно перемещать на экране. После помещения рисунка в кадр нужно выполнить пункт Кадр из меню Формат. Word выведет на экран диалоговое окно Кадр, в котором вы можете указать масштаб рисунка, расстояние между текстом и графикой, обрезать графическое изображение по краям или оставить вокруг него свободное пространство. В поле "Обтекание текста" можно установить режим обтекания рисунка текстом.
В состав редактора Word включены средства, которые позволяют создавать рисунки, состоящие из линий и геометрических фигур. Они могут быть успешно использованы для оформления приглашений, фирменных знаков, рекламных проспектов. Для создания таких иллюстраций служит панель инструментов "Рисование". С ее помощью можно легко и быстро создать простой рисунок.
Обтекание рисунков текстом
1. Щёлкнуть в главном меню Вставка | Рисунок | Картинки.
2. В диалоговом окне выбрать картинку из коллекции, щёлкнуть на кнопке Вставить.
3. Щёлкнуть на рисунке правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню строку Отобразить панель настройки изображения.
4. В панели Настройка изображения щёлкнуть на кнопке Обтекание текстом и выбрать тип обтекания
Текстовые эффекты
При помощи Microsoft WordArt могут быть вставлены в документ объекты, содержащие преобразованный текст. Можно изменять форму надписей, растягивать их, оттенять. Для запуска этого приложения нужно вызвать пункт Объект из меню Вставка и в списке диалогового окна выбрать строку Microsoft WordArt. Word выведет на экран окно программы WordArt.
У верхнего края окна расположена панель управления. Поясним значение всех кнопок на ней и укажем функции, которые выполняются при их нажатии. Форма Выбор формы изображения текстового фрагмента
Шрифт Выбор вида шрифта
Размер шрифта Выбор размера шрифта
Полужирный Установка полужирного начертания
Курсив Установка курсивного начертания
Равная высота Установка одинаковой высоты прописных и строчных букв
Поворот Поворот букв на 90 градусов
Растянуть Растягивание текста по горизонтали и вертикали
Выравнивание Центрирование текста
Интервал между символами Выбор расстояния между отдельными символами
Вращение Выбор параметров поворота текста
Узор Выбор типа узора или цвета для букв текста
Тень Наложение тени на текст
Граница Выбор толщины линии, ограничивающей текст
Вставка буквицы 1. Выделить первую букву абзаца. 2. Щёлкнуть в главном меню Формат | Буквица. 3. Выбрать положение буквицы и её параметры. 4. Щёлкнуть ОK.
Включение математических формул
Большинство математических и других научных статей включают в себя теоремы, доказательства и уравнения, использующие особую математическую символику. Математические формулы, как правило, содержат многочисленные специальные символы и конструкции, а также используют особые правила расположения составных частей, почти не применяющиеся при работе с обычным текстом. Microsoft Word поставляется вместе с приложением Microsoft Equation, которое позволяет создавать математические формулы на экране и выводить их на печать.
Для запуска Microsoft Equation нужно вызвать пункт Объект из меню Вставка, в появившемся диалоговом окне Вставка объекта выбрать вкладку "Создание", где в списке "Тип объекта" указать Microsoft Equation.
Панель инструментов "Формула" состоит из двух рядов кнопок. Перечислим их назначение в порядке следования построчно и слева направо. Символы отношений, такие как равно или приблизительно равно
Области и эллипсы
Символы, подобные знакам дифференцирования или векторам
Математические операции, такие как знаки умножения и деления
Стрелки
Логические символы, такие как кванторы
Символы теории множеств, такие как пересечения или объединения множеств
Разнообразные символы, такие как бесконечность и градус
Строчные символы греческого алфавита
Заглавные символы греческого алфавита
Шаблоны для заключения вводимых объектов в круглые, квадратные или фигурные скобки
Шаблоны для дробей и корней
Шаблоны для вставки верхних или нижних индексов
Шаблоны для суммирования
Шаблоны для интегралов
Шаблоны для подчеркивания и надчеркивания
Шаблоны для надписей под или над стрелками
Шаблоны для представления выражений теории множеств
Шаблоны для матриц
Вставка колонок
1. Выделить текст, который хотим разбить на колонки.
2. Щёлкнуть в главном меню Формат | Колонки.
3. Выбрать тип, количество колонок, их ширину и промежуток между ними.
4. Щёлкнуть ОK.
Добавление элементов управления в панели Инструментов
1. Вид - Панель инструментов - Настройка
2. вкладка Команды
3. Левое окно - Формат
4. Правое окно - Выбрать, что добавить (Например: надстрочный знак или подстрочный знак)
5. Выделить и перетащить в панель инструментов
10.11. Создание и редактирование табличных документов
Электронная таблица представляет собой набор ячеек, каждая из которых является классом - в том смысле, что может содержать как функцию (формулу, уравнение и т. д.), так и константы, и переменные. Электронная таблица позволяет производить расчеты обособленно в каждой отдельной ячейке, а так же в группе ячеек (за счет этого становится возможным создание сложных аналитических программ), при этом результаты расчетов становятся доступны другим ячейкам и даже приложениям.
Самая популярная в России программа электронной таблицы Excel фирмы Microsoft.
Термины и понятия
Документом, т.е. объектом обработки Excel является файл с произвольным именем и расширением xls. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой. В каждом файле размещается от 1 до 255 электронных таблиц, каждая из которых называется рабочим листом. Каждый лист состоит из 65 536 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы - буквами латинского алфавита. На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы - ячейка. В активную ячейку, в которой находится курсор, можно вводить текст или числа.
Ширину столбца и высоту строки можно изменять.
Адрес или координаты ячейки составляются из обозначения столбца и номера строки, например А1, С20.
Размеры таблицы позволяют обрабатывать огромные объемы информации.
Таблица может содержать в ячейках текст, константы, переменные как отдельно, так и одновременно, при этом пользователь должен задать механизм интерпретации данных (формат ячейки).
В программе имеется обширный набор функций (стандартные функции), которые так же вводятся начиная со знака равенства и предназначены для облегчения математических операций. Ввод и редактирование (как в любых других редакторах) происходит по месту курсора и с выделением.
Возможности электронной таблицы
1. Создание линейных и прямоугольных таблиц из числовых данных,
2. формул и текстовых сообщений.
3. Выполнение расчетов по этим формулам.
4. Редактирование текста и числовых данных.
5. Осуществление ввода-вывода на печать и НГМД.
6. Представление результатов расчетов в виде графиков, гистограммы,
7. циклограммы, диаграммы.
Формулы и логические выражения:
Элементами формулами таблицы могут быть:
1. Идентификаторы клеток (ячеек) (А1, В1).
2. Десятичные числа.
3. Числа и идентификаторы клеток, соединенные знаками арифметических действий.
4. Арифметические выражения, заключенные в круглые скобки
Выделение ячеек
1. Щёлкнуть в ячейке, чтобы сделать её активной.
2. Щёлкнуть и перетащить указатель по диагонали, чтобы выделить диапазон ячеек.
3. Щёлкнуть на заголовке строки или столбца, чтобы выделить строку или столбец.
4. Щёлкнуть на кнопке Выделить всё (в левом верхнем углу листа, над заголовками строк), чтобы выделить все ячейки.
Перемещение по рабочим листам
Щёлкнуть на ярлычке нужного листа, чтобы вывести его на передний план.
Использовать для перемещения полосы прокрутки справа и внизу рабочего листа.
Использовать клавиши перемещения (<PageUp>, <PageDown> и т.д.).
Для перехода к конкретным местам использовать команду Перейти из меню Правка.
Использовать кнопку Выделить в диалоговом окне Переход, чтобы найти конкретные элементы (записи, формулы и т.д.).
Абсолютные ($F$1) и относительные (F1) ссылки. Из одной ячейки возможна (является нормой для работы с электронной таблицей) ссылка на другую ячейку (результат вычислений в другой ячейке), при этом как правило должен использоваться знак равенства (в Excel знак равенства нужен, а в CALC - не нужен)
А1 (5) А2 (=А1+2) - в результате в ячейке А2 результат вычислений станет равен 7.
10.12. Создание и редактирование баз данных
Понятие "база данных" шире понятия "электронная таблица".
База данных (греч - основание) - это организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения (обычно во внешней памяти ЭВМ) и постоянного применения. Слово "база" подчеркивает не случайность собрания сведений.
База данных - это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.
С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.