Уверенные в своих силах Зависимые пожилые Вероятность для
пожилые люди люди t-критерия
Доставка домой 1.787 2.000 0.023
Заказы по телефону 2.030 2.335 0.003
Доставка (человека) в универмаг 2.188 3.098 0.000
Близость парковки 4,001 4.095 0.305
Расположение (магазина) рядом с домом 3,177 3.325 0.137
Ряд магазинов, расположенных близко 3,456 3.681 0.023
один от другого
*Измерения проведены по пятибалльной шкале: "не важно" присвоено 1 балл, "очень важно" — 5 баллов.
В этом примере мы проверили различие между средними. Аналогичную проверку можно выполнить для различия долей для двух независимых выборок.
Доли. Рассмотрим ситуацию для долей двух независимых выборок, данные для которой приведены в табл. 15.1, где дано количество мужчин и женщин, использующих Internet для приобретения товаров. Одинаковы ли доли людей, использующих Internet для приобретения товаров, среди мужчин и женщин? Нулевая и альтернативная гипотезы имеют вид:
Н0:π1=π2
Н2:π1≠π2
Для одной выборки используют z-критерий. Однако в этом случае статистику, лежащую в основе критерия, вычисляют по формуле:
Здесь числитель представляет собой разность долей в двух выборках P1 и Р2 Знаменатель - это стандартная ошибка разности двух долей, вычисляемая по формуле:
где
Выбран уровень значимости α = 0,05. С учетом данных табл. 15.15 тест-статистику можно вычислить следующим образом:
При двусторонней проверке область справа от критического значения равна α/2 или 0,025. Следовательно, критическое значение тест-статистики равно 1,96. Так как вычисленное значение меньше, чем критическое, нулевую гипотезу нельзя отклонить. Таким образом, различие в долях пользователей (0,733) для мужчин и (0,400) для женщин не считается статистически значимым. Обратите внимание, хотя различие довольно существенное, оно статистически незначимое из-за небольшого размера выборки (по 15 человек в каждой группе).
Парные выборки
Во многих маркетинговых исследованиях наблюдения для двух групп не берут из независимых выборок. В таком случае наблюдения называют парнымиили связанными выборками(paired samples), поскольку два набора наблюдений относятся к одним и тем же респондентам.
Парные или связанные выборки (paired samples)
В проверке гипотез наблюдения называют парными, если два набора наблюдений относятся к одним и тем же респондентам.
Выборка респондентов может оценивать две конкурирующие торговые марки, выявляя относительную важность двух характеристик (атрибутов) продукта, или оценивать стоимость торговой марки в разное время (сезон). Различие, возникающее в этой ситуации, проверяют с помощью t-критерия парных выборок(paired samples t-test).