Связаться как с фальшивой монетой
В 2005 году «Майкрософт» выпустил музыкальную систему PlaysForSure «ПлэйсФорШур».[7]Лицензии на нее были проданы десяткам музыкальных интернет-компаний и производителей плейеров. Предполагалось, что «ПлэйсФорШур» вытеснит айпод. Система имела больше конкурентных преимуществ и стоила дешевле. Проблема была в том, что она оказалась невероятно ненадежной.
Я лично имел несчастье с ней помучиться. Я знал, что существуют проблемы, но был просто шокирован, насколько жутко все это работало. В 2006 году на сайте Amazon.com появился сервис «Амазон анбокс», позволяющий переписывать видео. Запуск этого сервиса сопровождался большой помпой, пользователям обещали сотни видео и шоу «по запросу». Предполагалось, что файлы можно будет быстро перевести на жесткий диск одним щелчком мыши. Было обещано, что видео можно будет скопировать на устройства, поддерживающие «ПлэйсфорШур». Я тогда пользовался плейером «СанДиск» с 8 Гб памяти, поддерживающим эту систему.
На самом деле на сайте прямо не говорилось, что видео будет работать на «ПлэйсФорШур», заявлялось лишь, что оно может на нем работать. Там было написано: «Если ваше устройство совместимо с „ПлэйсФорШур“, то, возможно, это будет работать». Как это возможно? Они, наверное, шутят? Само название «ПлэйсФорШур» означало, что медиа-файлы будут работать наверняка. Увы, это оказалось далеко не так. После многочасовых игрищ с устройством, многократных подключений-отключений плейера, перезапуска ПК, переустановки программ и поиска советов в Интернете я отказался от затеи. Жизнь слишком коротка.
Проблема была в том, что программы для компьютера писал «Майкрософт», а для плейера — «СанДиск». Со временем «Майкрософт» сделал несколько обновлений «ПлейсФорШур», чтобы устранить ошибки и бреши в безопасности, но для нормальной работы с обновленными программами необходимо было обновить и плейеры «СанДиск». Стараясь скоординировать свои обновления, «Майкрософт» и «СанДиск» не всегда могли договориться, и выход очередных обновлений задерживался. И чем больше компаний участвуют в этом, тем больше проблем. «Майкрософт» старался поддерживать десятки интернет-магазинов и десятки производителей плейеров, в свою очередь, делавших десятки разных моделей. Компании-производители с трудом уговорили «Майкрософт» решить такие проблемы, как ошибки при переносе заказанных песен и даже отказ реагировать на подсоединенный плейер. Как сказал директор «Реал» Ану Кирк: «Мы не можем заставить их устранить эти неисправности».
Кроме того, решение проблем возлагалось на пользователя, обязанного искать и устанавливать последние обновления.
А «Эппл» могла быстро и эффективно выпустить и установить одинаковые обновления для десятков миллионов айпод через айтюнс. Если есть новая версия программного обеспечения, айтюнс автоматически обновлял айпод, когда его подключали к компьютеру — с разрешения пользователя, разумеется. Это было и остается очень эффективной автоматизированной системой. Существует только одно приложение и одно устройство, нуждающееся в поддержке.
В свое время было много критики относительно растущей монополии «Эппл» в области продажи музыки через Интернет и по поводу тесной интеграции айпод и айтюнс. И хотя мне не нравится идея быть запертым в системе «Эппл», она по крайней мере не подводит. Я пользовался айпод в течение нескольких лет, и вряд ли можно забыть, насколько беспроблемно он работает. Лишь когда что-то барахлит, вы останавливаетесь и обращаете на это внимание. В течение тех лет, пока я использовал айпод, у меня ни разу не возникли проблемы — не потерялся ни один файл, ни разу не было проблем с синхронизацией, ни разу не подвела батарея или жесткий диск.