Место дисциплины в системе подготовки

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебное пособие для специальности

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

ББКШ143.21-923.2

К891ББК Ш143.21-923

К891

Одобрено

учебно-методической комиссией факультета лингвистики

Рецензенты

С.А. Шубина, С.А. Питина

Кузнецова, Е.Л.

К891 Теоретическая грамматика английского языка: учебное пособие для специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» / Е.Л. Кузнецова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 22 с.

Данное пособие предназначено для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Пособие включает основные положения программы курса теоретической грамматики, планы семинаров с указанием обязательных и дополнительных вопросов и списком рекомендованной литературы, а также контрольные вопросы и практические задания, целью которых является формирование умений самостоятельно анализировать грамматические явления.

ББКШ143.21-923.2

© Издательство ЮУрГУ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………… 4

Образовательно-профессиональные требования к дисциплине

«Теоретическая грамматика»………………………………………………………. 5

Планы семинаров

Seminar 1. Basic notions of grammar ……………………………...……………. 9

Seminar 2. Parts of speech. Noun ……………………………………………….. 12

Seminar 3. Verb …………….…………………………………………………… 15

Seminar 4. Syntax ……………………………………………………………….. 18

Библиографический список ………………………………………………………. 22

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Теоретическая грамматика» входит в состав цикла теоретических дисциплин курса дополнительного образования для подготовки специалистов-переводчиков в сфере профессиональной коммуникации.

Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» тесто связана с такими дисциплинами, как практическая грамматика, лексикология, стилистика английского языка, общее языкознание, теория перевода и обеспечивает формирование профессиональной компетенции переводчика.

Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» ставит своей целью ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, закономерностях его функционирования, а также с лингвистическими методами его исследования. Знание основных положений теории грамматики английского языка составляет основу теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов.

Задачей курса «Теоретическая грамматика» является усвоение фундаментальных теоретических положений, развитие у студентов умения пользоваться понятийным аппаратом и методиками грамматического анализа, применять полученные теоретические знания на практике, а также формирование у студентов умения работать с научной литературой, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения.

Данное пособие призвано помочь студентам усвоить основные теоретические положения, используемые в описании грамматического строя современного английского языка. Оно включает тематическую программу и календарный план дисциплины, план семинаров на английском языке с рекомендуемой литературой для самостоятельной подготовки, а также список экзаменационных вопросов по данному курсу.

Практические задания тематически структурированы в соответствии с планами семинаров. Студентам рекомендуется проработать соответствующий теоретический материал до выполнения практических заданий, опираясь на контрольные вопросы.

Пособие направлено на формирование умений критически изучать научную литературу, анализировать и систематизировать полученную информацию, а также самостоятельно исследовать различные грамматические явления, применяя полученные теоретические сведения на практике.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Место дисциплины в системе подготовки

Дисциплина «Теоретическая грамматика» входит в состав обязательных общепрофессиональных дисциплин для подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации.

В соответствии с п. 2.1.1. Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности основной профессиональной деятельности в обязательный минимум содержания программы подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации должны входить:

- Понятие грамматической категории, грамматического значения и грамматической формы.

- Система частей речи как отражения форм существования мира. Принципы классификации частей речи.

- Синтаксис как наука о словосочетании и предложении.

- Основные единицы морфологии и синтаксиса.

Глобальные цели дисциплины:

- ознакомить студентов с основными характеристиками грамматической системы английского языка;

- развить умение пользоваться понятийным аппаратом дисциплины;

- научить студентов применять полученные теоретические знания на практике в профессиональной деятельности;

- научить студентов сопоставлять и анализировать различные точки зрения относительно грамматических явлений

Состав и объем дисциплины (табл. 1)

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины
Лекции (Л)
Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) и или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа (СРС)
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачет/Экзамен

3. Разделы дисциплины, виды и объем занятий (табл. 2)

Таблица 2

Номер раздела,темы Наименование раздела, темы дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
Предмет, задачи теоретической грамматики. Основные единицы и понятия грамматического уровня языка
Основные понятия морфологии. Части речи и принципы их классификации. Существительное
Глагол. Грамматические категории личных и неличных форм глагола
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений  
Всего:

4. Состав и объем семинаров (табл. 3)

Таблица 3

Номер семинара Тема   Кол-во часов
Грамматика как раздел лингвистики. Грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма. Парадигматические и сигмантические отношения
Основные понятия морфологии: морфема, морф, алломорфы, корень, аффикс. Принципы классификации слов на части речи. Существительное: семантика, морфологическая структура, категория числа, категория падежа

Окончание табл. 3

Наши рекомендации