Расчет надежности восстанавливаемых систем при наличии системы контроля
Как было указано в подразд. 2.3.5, сложность технической системы связана с многообразием состояний системы, в том числе учитывающих ненадежность систем контроля и достоверность систем контроля. Подробно системы контроля будут рассмотрены в четвертой главе. В данном параграфе показано, как усложняется анализ и увеличивается число состояний в графе перехода из-за ненадежности систем контроля.
Реальные системы контроля можно подразделить на два класса: внешние по отношению к контролируемой системе и встроенные в контролируемую систему (подразд. 4.1.2).
Внешние системы контроля не снижают надежности контролируемой системы, а их воздействие на надежностные характеристики контролируемой системы может учитываться через изменение среднего времени восстановления того или иного элемента системы, однако, как правило, это чрезвычайно трудно сделать.
Как будет показано в четвертой главе (подразд. 4.3.2), встроенные системы контроля подразделяются на тестовые системы, системы функционального контроля и комбинированные системы.
В системах тестового контроля на блоки контролируемой системы подаются специально организованные (тестовые) воздействия от системы контроля. Тестовый контроль применяется в специальных тестовых режимах как перед началом функционирования, так и в процессе функционирования в специальных тайм-аутах, но при этом тестовые воздействия не должны мешать нормальному функционированию контролируемой системы.
В системах функционального контроля подача воздействий на блоки контролируемой системы не производится. Система функционального контроля на основе сравнения входных рабочих воздействий и выходных реакций контролируемой системы выносит решение об исправности либо неисправности контролируемой системы.
В комбинированных системах часть блоков контролируемой системы охватывается встроенным тестовым контролем, часть – функциональным.
Встроенные системы контроля снижают общую надежность системы. Для них может иметь место и пропуск неисправности (неисправность есть, но система контроля ее не обнаруживает), и ложная браковка (система контроля выдает сообщение о неисправности, однако неисправности не существует).
Однако встроенная система позволяет охватить контролем все или некоторые блоки контролируемой системы, что, как правило, ускоряет время обнаружения отказа блока (в частности, обнаружить выход из строя зарезервированного элемента удается только при наличии системы встроенного контроля). В результате удается поднять коэффициент готовности системы за счет уменьшения времени восстановления системы. Будем обозначать время восстановления блока в присутствии встроенной системы контроля .
Рассмотрим методику расчета коэффициента готовности системы в присутствии системы встроенного контроля.