Министерства образования Республики Беларусь
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
_____________К.С. Фарино
«___»_____________2012 г.
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета « Информатика»
в 2012/2013 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образованияна изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений общего среднего образования установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:
Класс | VI | VII | VIII | XI | X | XI |
Количество часов в учебную неделю по классам |
Согласно пунктам 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 8, 2012 г.), при реализации образовательных программ общего среднего образования для проведения учебных занятий по учебному предмету “Информатика” в VI–ХІ классах осуществляется деление класса на 2 группы:
в базовых школах, средних школах, кадетских училищах при наполняемости класса не менее 25 учащихся;
в школах-интернатах, санаторных школах-интернатах, вечерних школах, вечерних классах, гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах, в базовых и средних школах-коллеждах искусств при наполняемости класса не менее 20 учащихся.
Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов может осуществляться за счет учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.
При проведении учебных занятий по учебному предмету “Информатика” осуществляется деление класса на подгруппы так, чтобы каждому учащемуся обеспечить рабочее место за компьютером.
В своей педагогической деятельности учителя информатики руководствуются:
учебнойпрограммой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения и воспитания для соответствующего класса. Информатика, VІ–XI классы (Минск: Национальный институт образования, 2012);
примерным календарно-тематическим планированием «Информатика, VІ–XI классы, 2012/2013 учебный год» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2012). Распределение учебных часов по темам может быть изменено учителем при условии обязательного выполнения требований, предъявляемых программой;
нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Информатика»;
Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:
- контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних учебных занятиях запрещается;
- домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения по всем учебным предметам в VI классах за 2 часа, VII–VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа. В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше групп классов должна быть на 0,5 часа меньше;
Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).
Указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Национального института образования (www.adu.by).
Тематический контроль осуществляется, как правило, посредством проведения практических и контрольных работ. В соответствии с учебной программой предусмотрена одна контрольная работа в течение учебного года по учебному предмету «Информатика» в каждом из VІ–XI классов.
В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся учителям информатики рекомендуется:
соблюдать правильность и точность изложения используемых формулировок;
формировать умения работы с учебными пособиями, пользоваться справочной литературой, подбирать литературу по соответствующим темам;
проводить работу по расширению словарного запаса учащихся по учебному предмету;
формировать умения учащихся составлять аналитические и обобщенные таблицы, диаграммы, схемы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
способствовать аккуратному ведению тетрадей учащимися, грамотному оформлению записей в них;
оформлять разборчивым почерком все виды записей на классной доске, в дневниках и тетрадях учащихся.
Для выполнения всех видов классных и домашних письменных работ (упражнения, задания, практические работы) учащемуся необходимо иметь одну тетрадь.
Надпись на обложке тетради должна содержать информацию о классе (римскими или арабскими цифрами), предназначение тетради (для работ по информатике), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и краткого наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи, например:
Тетрадь | Сшытак |
для работ по информатике | для работ па інфарматыцы |
ученика VI «Б» класса | вучаніцы VIII «А» класа |
гимназии № 71 г.Гомеля | сярэдняй школы № 2 г.Наваполацка |
Петрова Виталия | Богдан Алёны |
С внешней стороны страницы рабочих тетрадей отводятся поля. Дата выполнения письменной работы записывается цифрами на полях тетради, например:
01.09.2012
При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» и «Домашняя работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы.
При выполнении различных видов работ учащимся необходимо соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут использовать простой карандаш, ручку синего или фиолетового цвета, цветные карандаши (кроме красного цвета).
Ответы на вопросы, размещенные в учебниках и учебных пособиях, выполняются устно и не записываются в тетрадях учащимися.
Оформление учащимися отчетов по результатам выполненных практических работ в тетрадях не предусмотрено.
Для выполнения учебных и практических работ допускается использование рабочей тетради на печатной основе. Однако их использование в образовательном процессе является необязательным.
Выполнение учащимися всех видов учебных работ в тетради проверяется учителем во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна быть проверена не менее одного раза в четверть. Решение о выставлении в журнал отметки за ведение тетради принимается учителем.
Домашнее задание по учебному предмету “Информатика”, требующее использования компьютера, учащимся не задается.
Практические работы по учебному предмету “Информатика” проводятся в целях обучения, тренинга и контроля знаний и умений учащихся. Практические работы проверяются учителем и, по его усмотрению, могут быть оценены. Отметки за практические работы, которые проводятся с целью контроля, выставляются учителем в классный журнал всем учащимся.
Объем и сложность контрольных работ должны соответствовать содержанию учебной программы и требованиям к знаниям и умениям учащихся.
Контрольные работы по учебному предмету “Информатика” могут включать теоретические вопросы, ответы на которые даются в письменной форме (или тесты в электронном виде при проведении тестирования на компьютере), и (или) практические задания, которые выполняются на компьютере.
Контрольные работы оформляются на электронном (практические либо тестовые задания) и бумажном носителе (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования до конца текущего учебного года. Итоговая отметка за контрольную работу выставляется с учетом выполнения предложенных теоретических вопросов (тестовых заданий) и практических заданий. Типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы, обсуждаются учителем фронтально.
Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. Итоговая отметка выставляется на бумажном носителе с учетом ответов на теоретические вопросы, выполнения практических заданий и заносится в классный журнал. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию.
Обращаем внимание, что в 2012/2013 учебном году в образовательном процессе используются следующие учебные издания:
VI класс:
учебное пособие «Информатика» для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Е. Пупцева, Н.П. Макаровой, А.И. Лапо (Минск: Народная асвета, 2008).
VII класс:
учебное пособие «Информатика» / “Інфарматыка” для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Г.А. Заборовского, А.А. Козинского, А.Е. Пупцева, Н.В. Якуниной / под ред. Г.А. Заборовского (Минск: Народная асвета, 2009).
VIII класс:
учебное пособие «Информатика» / “Інфарматыка” для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.Л. Миняйловой, Д.А. Вербовикова, Н.Р. Коледы, Н.В. Якуниной (Минск: Народная асвета, 2010).
IX класс:
учебное пособие «Информатика» / “Інфарматыка” для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Г.А. Заборовского, А.И. Лапо, А.Е. Пупцева (Минск: Народная асвета, 2009).
X класс:
учебное пособие «Информатика / “Інфарматыка” для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения а авторов Г.А. Заборовского, А.Е. Пупцева (Минск: Издательский центр БГУ, 2011).
XI класс:
учебное пособие «Информатика» / “Інфарматыка” для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Г.А. Заборовского, А.Е. Пупцева (Минск: Народная асвета, 2010).
При организации образовательного процесса по учебному предмету “Информатика” в целях сохранения жизни и здоровья учащихся необходимо особое внимание уделять правилам безопасного поведения в компьютерном классе. В классном журнале в начале каждой четверти учебного года необходимо делать запись “Правила безопасного поведения в компьютерном классе”.
Продолжительность учебных занятий с использованием компьютера зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемых работ и не должна превышать:
на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся II-IV классов – 15 минут; V-VII классов – 20 минут;
на учебных занятиях по учебному предмету “Информатика”: для учащихся VI-VII классов – 20 минут; VIII-IX классов – 25 минут; X-XI классов – 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия.
В целях удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся утверждены программы факультативных занятий, которые размещены на сайтах Министерства образования (edu.gov.by) и Национального института образования (www.adu.by).
Для изучения учебного предмета «Информатика» на повышенном уровне на факультативных занятиях изданы следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей):
I - IV класс:
«Развивающая информатика» (авторы-составители Л.И. Калита, А.И. Павловский, В.В. Сташенко).
VI–VII класс:
«Занимательная информатика» (авторы-составители С.Л. Глухарева, Г.В. Кирись, А.А. Мещерякова).
VIII–IX класс:
«Информатика в задачах» (авторы-составители О.Л. Сапун, Е.В. Пазюра, А.И. Лапо).
X класс:
«Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» (автор-составитель В.З. Сулейманов).
XI класс:
«Мультимедиа в современной жизни» (авторы-составители А.Е. Пупцев, А.А. Козинский).
Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к учебному предмету “Информатика”, формировать умения рассуждать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить учащихся к продолжению образования в учреждениях высшего образования.
Итоговая аттестация учащихся по учебному предмету «Информатика» по завершении обучения и воспитания на II ступени выражается в выставлении отметки за год с учетом результатов промежуточной аттестации; на III ступени общего среднего образования – в выставлении итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по учебному предмету). Выпускной экзамен (по выбору учащегося) по учебному предмету “Информатика” проводится в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
На заседаниях методических объединений учителей информатики рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
пути интенсификации образовательного процесса по учебному предмету “Информатика”;
повышение качества знаний учащихся по учебному предмету “Информатика”;
реализация межпредметных связей информатики с физикой, математикой и другими учебными предметами;
организация и проведение эффективного контроля и самоконтроля, результатов учебной деятельности учащихся;
стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
эффективное использование часов факультативных занятий;
развитие форм дополнительного образования учащихся в целях развития их интереса к олимпиадному движению и научно-исследовательской работе.
В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2012/2013 учебном году планируется повышение квалификации:
учителей информатики лицеев, гимназий, учебно-педагогических комплексов «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса» (15.10.2012 – 27.10.2012);
учителей информатики «Современные методики и технологии преподавания информатики» (26.11.2012-01.12.2012).
Приводим перечень учебных изданий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:
Наименование учебных изданий | Издательство, год издания |
VI класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Г. Овчинникова | Аверсэв, 2011, 2012 |
VI класс, учебные издания для учителей | |
Информатика в 6 классе / Н.П. Макарова, А.Е. Пупцев, А.И. Лапо | Издательский центр БГУ, 2010 |
VII класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Г. Овчинникова | Аверсэв, 2011, 2012 |
VII класс, учебные издания для учителей | |
Информатика в 7 классе / Г.А. Заборовский, А.А. Козинский, А.Е. Пупцев, Н.В. Якунина / под ред. Г.А. Заборовского | Народная асвета, 2011 |
VIII класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Г. Овчинникова | Аверсэв, 2011, 2012 |
VIII класс, учебные издания для учителей | |
Информатика в 8 классе / Е.Л. Миняйлова, Д.А. Вербовиков, Н.Р. Коледа, Н.В. Якунина | Адукацыя і выхаванне, 2011 |
IX класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Г. Овчинникова | Аверсэв, 2011, 2012 |
IX класс, учебные издания для учителей | |
Информатика в 9 классе / Г.А. Заборовский, А.Е. Пупцев | Адукацыя і выхаванне, 2011 |
X класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса / Л.Г. Овчинникова | Аверсэв, 2011, 2012 |
XI класс, учебные пособия и пособия для учащихся | |
Информатика. Рабочая тетрадь для 11 класса /Л.Г. Овчинникова (Готовится к изданию) | Аверсэв, 2012 |
XI класс, учебные издания для учителей | |
Информатика в 11 классе / Г.А. Заборовский, О.Н. Лапко (Готовится к изданию) | Народная асвета, 2012 |
При организации образовательного процесса рекомендуется использовать электронные средстваобучения (ЭСО) по информатике, отмеченные дипломами и похвальными отзывами конкурса «Компьютер.Образование.Интернет» в 2008-2012 гг.:
«Алгоритмические этюды». Практическое пособие по информатике для 7 класса»;
«School educational net» (Школьная образовательная сеть);
«Мультимедийный учебник по Паскалю»;
«Основы веб-конструирования. HTML+CSS»;
«Основы анимации в Macromedia Flash»;
«Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»;
«Конструктор заданий для развития мышления»;
«Информатика: развивающие задачи»;
«Система дистанционного обучения по школьному курсу «Информатика»;
Электронный учебник «История создания и развития вычислительной техники»;
«Интересные числа и алгоритмы целочисленной арифметики»;
«Видеоадаптер»;
«Мультимедийный учебник по логике»;
интерактивное пособие «Информатика, 6»;
сайт «Готовимся к экзамену по информатике»;
электронный практикум по теме «Алгоритмизация и программирование»;
Pascal Helper;
электронно-развивающий практикум «Мир сказки»;
электронный практикум по факультативному курсу «Развивающая информатика 1-4 классы».
Копии вышеперечисленных ЭСО можно приобрести на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования. В случае отсутствия в ИРО данных ЭСО региональный институт развития образования обращается в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
В научно-методическом журнале «Информатизация образования» опубликованы материалы, которые актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на учебных и факультативных занятиях и во внеклассной работе):
Конструирование интерактивных флеш-заданий на базе собственных танов / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, Н.С.Лебедько // Информатизация образования. – 2012. – № 2. – С. 14–28;
Флеш-шаблоны для создания заданий развивающего обучения / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Долинская // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24–35;
Развитие мышления младших школьников на основе флеш-заданий на рисование, раскраску и конструирование в системе dl.gsu.by / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24–35;
Интернет-курс «Базовое программирование» как средство подготовки к областным олимпиадам по информатике / М.С.Долинский, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2010. – № 4. – С. 3–15;
Анимация в Adobe Flash / И.Б.Градобаева, Е.А.Николаева // Информатизация образования. – 2009. – № 4. – С. 39–47;
Случайные числа и их использование в учебном процессе по информатике / А.И.Павловский, В.В.Пенкрат // Информатизация образования. – 2009. – № 1. – С. 22–28.