Подключение библиотек подпрограмм 1 страница

Библиотеки подпрограмм составляют существенную часть систем программиро­вания. Наряду с дружественностью пользовательского интерфейса состав дос­тупных библиотек подпрограмм во многом определяет возможности системы программирования и ее позиции на рынке средств разработки программного обеспечения.

Библиотеки подпрограмм входили в состав средств разработки, начиная с самых ранних этапов их развития. Даже когда компиляторы еще представляли собой отдельные программные модули, они уже были связаны с соответствующими биб­лиотеками, поскольку компиляция так или иначе предусматривает связь программ со стандартными функциями исходного языка. Эти функции обязательно долж­ны входить в состав библиотек.

С точки зрения системы программирования библиотеки подпрограмм состоят из двух основных компонентов. Это собственно файл (или множество файлов) библиотеки, содержащий объектный код, и набор файлов описаний функций, под­программ, констант и переменных, составляющих библиотеку. Описания оформляются на соответствующем входном языке (например, для языка С или С++ это будет набор заголовочных файлов). Иногда эти файлы могут быть совме­щены.

Объектный код библиотеки подключается компоновщиком к результирующей программе при создании исполняемого модуля. По структуре он обычно мало чем отличается от обычных объектных файлов, порождаемых компилятором. Чаще всего система программирования хранит объектный код входящих в ее со­став библиотек в некотором упакованном виде.

Набор файлов описания библиотеки служит для информирования компилятора о составе входящих в библиотеку функций. Обрабатывая эти файлы, компиля­тор получает всю необходимую информацию о составе библиотеки с точки зре­ния входного языка программирования. Эти файлы предназначены только для того, чтобы избавить разработчика от необходимости постоянного описания биб­лиотечных функций, подпрограмм, констант и переменных.

В состав системы программирования может входить большое количество разнообразных библиотек. Среди них всегда можно выделить основную библиотеку, содержащую обязательные функции входного языка программирования. Эта биб­лиотека всегда используется компилятором, поскольку без нее разработка про­грамм на данном входном языке невозможна. Разработчик даже не должен ука­зывать необходимость использования этой библиотеки (некоторые разработчики программ и не догадываются, что пользуются подобной библиотекой). Все ос­тальные библиотеки необязательны и подключаются к результирующей про­грамме только по прямому указанию разработчика.

В процессе развития систем программирования состав библиотек постоянно рас­ширялся. В них включалось все большее и большее число функций. Это было вызвано тем, что система программирования, предоставляющая пользователю более широкий выбор библиотечных функций, получала лучшие позиции на рынке средств разработки программного обеспечения. Сами по себе библиотеки подпрограмм и функций, созданных для того или иного языка, также станови­лись товаром на рынке средств разработки. Этот естественный процесс продол­жается до сих пор, и чем длиннее история существования того или иного языка программирования, тем шире диапазон существующих для него библиотек.

Системы программирования для некоторых языков продолжают существовать во многом благодаря тому, что для них создан мощный аппарат библиотечных функций. Так, язык FORTRAN существует благодаря широчайшему набору ма­тематических и физических функций, а язык COBOL – функций из финансо­вой сферы.

В ходе развития систем программирования принципы создания и использова­ния библиотечных функции претерпели мало изменений. Принципиально новые возможности предоставили только современные ОС, которые позволили под­ключать к результирующим программам не статические, а динамические биб­лиотеки.

Динамические библиотеки (DLL – dynamic link libraries) в отличие от традиционных (статических) библио­тек подключаются к программе не в момент ее компоновки, а непосредственно в ходе выполнения, как только программа затребовала ту или иную функцию, находящуюся в библиотеке.

Динамически компонуемые библиотеки представляют собой программные модули, со­держащие код, данные или ресурсы, которые могут совместно использоваться несколькими приложениями Windows. Одно из основных назначений библиотек DLL – позволить прило­жениям загружать код, который отрабатывается во время выполнения, вместо того чтобы компоновать его в само приложение в процессе компиляции. А это значит, что несколько приложений могут одновременно использовать один и тот же код, содержащийся в библио­теке DLL. Кроме того, библиотеки DLL предоставляют способ совместного использования растро­вых изображений, шрифтов, пиктограмм и других ресурсов, которые обычно входят в состав файла ресурсов и непосредственно связываются с создаваемым приложением. Если эти ре­сурсы разместить в библиотеке DLL, многие приложения смогут воспользоваться ими, не за­трачивая дополнительной памяти, необходимой для загрузки дополнительных экземпляров этих ресурсов.

Так, файлы библиотек Kernel32.dll, User32.dll и GDI32.dll являются базовыми библиотеками Windows. Файл Kernel32.dll, например, отвечает за управление памятью, процессами и потоками. Файл User32.dll содержит функции интер­фейса пользователя, необходимые для создания окон и обработки сообщений. И, на­конец, на файл GDI32.dll возложена работа с графикой.

Другое преимущество использования библиотек DLL состоит в том, что приложение становится модульным. Это упрощает процесс обновления приложений, поскольку при необ­ходимости обновляется не все приложение полностью, а только определенные библиотеки. Типичным примером может служить среда Windows. При каждой установке нового устройст­ва приходится устанавливать и новую библиотеку DLL с драйвером, с помощью которого это устройство сможет общаться с Windows. Преимущество модульности станет очевидным, если представить необходимость повторной инсталляции Windows при каждой установке нового устройства в систему.

В определенных случаях может возникнуть необходимость скрыть детали реализации программ, помещаемых в библиотеки DLL. Существует множество причин, побуждающих скрыть реализацию кода. Библиотеки DLL позволяют сделать функции дос­тупными пользователям без раскрытия их исходного текста. От разработчика библиотеки потребуется лишь подго­товить модуль интерфейса, позволяющий другим пользователям получить доступ к создавае­мой библиотеке.

Формат файлов динамических библиотек может быть различным – как прави­ло, он строго определяется требованиями соответствующей ОС. Как и статиче­ские библиотеки, динамические библиотеки предусматривают описание входя­щих в них функций в виде текста на соответствующем входном языке, чтобы дать информацию о них компилятору в ходе обработки исходного текста про­граммы и избавить разработчика от создания таких описаний.

Формат библиотек DLL не зависит от используемого языка программирования, поэтому созданные, например, в Delphi библиотеки можно будет применять в приложениях, написанных на C++, Visual Basic или любом другом языке, который поддержи­вает работу с файлами DLL.

С точки зрения хранения на диске файлы библиотек DLL практически ничем не отлича­ются от ЕХЕ-файлов Windows. Разница лишь в том, что файл библиотеки DLL не является независимым выполняемым файлом, хотя может содержать выполняемый код.

Библиотеки DLL могут использовать свой код совместно с другими приложениями благода­ря процессу, называемому динамической компоновкой. При динамической компоновке связь между вызовом функции и ее выполняемым кодом устанавливается во время выполнения приложения посредством создания внешней ссылки на конкретную функцию библиотеки DLL. Подобные ссылки могут быть объявлены в самом приложении, но обычно они размещаются в отдельном модуле import. В модуле import объ­являются импортируемые функции и процедуры, а также определяются различные типы дан­ных, используемые функциями библиотек DLL.

Используются два способа загрузки библиотек DLL. Один из них, который на­зывается неявной загрузкой, требует от Windows автоматически загружать библиотеку DLL при загрузке приложения.

Несмотря на удобство метода неявной загрузки библиотек DLL, он не всегда бывает же­лательным. Предположим, что существует некоторая библиотека DLL, содержащая множест­во функций. Вполне вероятно, что в обычном режиме работы приложение никогда не вызовет ни одной из функций этой библиотеки. Получается, что при каждом запуске этого приложе­ния загрузка данной библиотеки приводит к напрасным затратам памяти, особенно при ис­пользовании этим приложением сразу нескольких библиотек DLL. Другим примером может служить применение компонентов библиотек DLL для заполнения объектов, имеющих очень большой размер и содержащих списки весьма специализированных функций, предоставляе­мых на выбор для использования в конкретных ситуациях. (Например, списки доступных драйверов принтеров или подпрограмм преобразования формата файлов.) В такой ситуации имело бы смысл загружать каждую библиотеку DLL только по конкретному требованию, ис­ходящему от приложения. Этот метод и называется явной загрузкой библиотек DLL.

Конечно, динамические библиотеки требуют наличия в ОС специального меха­низма, позволяющего подключать часть объектного кода непосредственно по ходу выполнения программы. Однако для современных ОС, выполняющихся в вычислительных системах, которые поддерживают широкий набор методов адресации, это не является проблемой.

Проблемы, главным образом, связаны с тем, что различные прикладные про­граммы связываются с объектным кодом, непосредственно не входящим в их со­став. Таким образом, логика (алгоритм) работы всех этих программы становится зависимой от кода библиотек. Изменение библиотеки, которое может происхо­дить независимо от разработчиков прикладных программ, может непроизвольно повлиять и на функционирование данных программ. Такое развитие событий порой оказывается неожиданным для пользователя программ.

Поэтому использование динамических библиотек налагает определенные обязательства как на разработчика программы, так и на создателя самой библиоте­ки. Разработчик прикладной программы должен использовать библиотеку только так, как это определено ее создателем, а создатель библиотеки в случае ее моди­фикации должен организовывать изменения таким образом, чтобы они не сказы­вались на логике работы программ, ориентированных на предыдущие версии его библиотеки.

Широкий набор динамических библиотек поддерживается всеми современны­ми ОС. Как правило, они содержат системные функции ОС и общедоступные функции программного интерфейса (API). Кроме того, многие независимые раз­работчики предоставляют для различных систем программирования свои дина­мические библиотеки как отдельные товары на рынке средств разработки при­кладных программ.



1. Информатика как наука и как вид практической деятельности

1.1. Основные понятия информатики. Информационный ресурс

1.1.1. Объект и предмет информатики

Информатика –научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процес­сам становится одновременно необходимым и возможным.

Объектом информатики выступают как сами ЭВМ (компьютеры), так и основанные на них и телекоммуникационной технике информационные систе­мы (ИС) различного класса и назначения. Информатика изучает все сто­роны их разработки, проектирования, создания, анализа и использова­ния на практике. Информационные технологии (ИТ) – это машинизи­рованные способы обработки информации, которые реализуются посредством автоматизиро­ванных информационных систем (АИС).

Понятие технологии вообще включает комплекс научных и инженер­ных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, тех­нических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих опреде­ленным требованиям, стандартам. В таком понимании термин технология неразрывно связан с машинизацией производственного или непроиз­водственного (социального) процесса. Последнее важно подчеркнуть для обозначения точных исторических границ информатики: информатики не могло быть в домашинный период обработки и представления зна­ний, когда не было ИТ. Переработка информации с помощью ЭВМ и выработка новых знаний, соотнесенных с целями пользователей, – функциональное назначение ИТ.

Информатизация общества в части материально-технической базы, математического и программного обеспечения ИТ изучается раз­личными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией информа­ции, а в части формирования функциональных подсистем – раз­личными общественными науками: экономикой, правоведением, психо­логией. В формировании ИТ участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного про­цесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле); экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.

А какую же сторону рассматриваемого объекта выбирает информа­тика, делая ее своим предметом? Она выбирает содержательную, смы­словую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий, связанную с их сущностью, социальной отдачей, полезно­стью, местом в общественных системах, историческим значением как фактора радикального прогресса и выхода общества на качественно но­вые исторические рубежи.

Информационные технологии и выступили новым средством пре­вращения знаний в информационный ресурс (ИР) общества, его новым движущим фактором, стали средством его эффективного использования. Информационный ресурс стал основным ресурсом человечества, глав­ной ценностью современной цивилизации. Но возникли и сложные про­блемы, относящиеся к роли, механизму функционирования, социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука – информатика.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступа­ет ИР – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимо­действия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень ИР в его содержательной трактовке оз­начает переход к изучению внутренних связей и закономерностей соци­альной динамики, основанной на использовании ИТ.

Таким образом, предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве пред­мета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической сторон. Необходимо разграничивать предмет информа­тики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: осно­ванные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети связи и т.д. Без ЭВМ нет информатики, но нельзя объявлять информатику наукой об ЭВМ. Конечно, практическая необходимость в информатике возникла в связи с использованием ЭВМ. Но, “оттолкнувшись от ЭВМ”, информа­тика во главу угла ставит новые понятия – ИР и его социальную полез­ность, отдачу.

Важная особенность информатики – широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управле­ние, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них – совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Как наука информатика изучает общие закономерности, свойственные информа­ционным процессам (в самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатыва­ются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользо­вателями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Перечислим наиболее важные реализации информационных технологий.

АСУ – автоматизированные системы управления – комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.

АСУТП – автоматизированные системы управления технологическими процес­сами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.

АСНИ – автоматизированная система научных исследований – программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработ­ку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС – автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие учащимся осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.

САПР-система автоматизированного проектирования – программно-аппарат­ный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инжене­ром-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Упомянем также диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, системы ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, систе­мы обеспечения редакционно-издательской деятельности – спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк.

С развитием информатики возникает вопрос о ее взаимосвязи и разграничении с кибернетикой. При этом требуется уточнение предмета кибернетики, более строгое его толкование. Информатика и кибернетика имеют много общего, основанного на концепции управления, но имеют и объективные различия. Один из подходов разграничения информатики и кибернетики – отнесение к области информатики исследований информационных технологий не в любых кибернетических системах (биологических, технических и т.д.), а только в социальных системах. В то время как за кибернетикой сохраняются исследования общих законов движения информа­ции в произвольных системах, информатика, опираясь на этот теоретический фундамент, изучает конкретные способы и приемы переработки, передачи, исполь­зования информации.

1.1.2. Структура современной информатики

Каждая из составных частей информатики может рас­сматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоот­ношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и мате­матическим анализом в классической математике – все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки.

Теоретическая информатика –часть информатики, включающая ряд математиче­ских разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы, как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Вычислительная техника –раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и элек­тронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципи­альных решениях на уровне так называемой архитектуры вычислительных (компью­терных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классиче­скими, решений в этой области – неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

Программирование –деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирова­ния: создание системного программного обеспечения и создание прикладного про­граммного обеспечения. Среди системного – разработка новых языков программиро­вания и компиляторов к ним, разработка операционных систем (пример – общеизве­стная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные – системы обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

Информационные системы –раздел информатики, связанный с решением вопро­сов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимиза­ции, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информаци­онно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские совре­менные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне – справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09.

Искусственный интеллект – область информатики, в которой решаются слож­нейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследова­ния по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разра­боток, относящихся к этой области, – моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие. От успехов работ в области искусственного интеллекта зависит, в частности, решение такой важнейшей прикладной проблемы, как создание интел­лектуальных интерфейсных систем взаимодействия человека с компьютером, благодаря которым это взаимодействие будет походить на межчеловеческое и станет более эффективным.

1.1.3. Информационные ресурсы

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

· материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, мате­риалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

· природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обще­ством для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

· трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессио­нальными знаниями для работы в обществе;

· финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении госу­дарственной или коммерческой структуры;

· энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефте­продукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информа­ционные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные науч­ные школы, рассматривающие эти понятия.

Информационные ресурсы –отдельные документы и отдельные масси­вы документов, документы и массивы документов в информационных сис­темах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Надо понимать, что документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которы­ми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это зна­ния, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания ма­териализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оцен­ки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального общества к информацион­ному. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть за­действован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

1.2. История развития информатики

До настоящего времени толкование термина “информатика” (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.

После второй мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связы­вать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером ставшей знаменитой книги “Кибернетика или управление и связь в животном и машине”. В этой работе были показаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Развиваясь одновременно с развитием электронно-вычислительных машин, кибернетика со временем превращалась в более общую науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой систе­мой воспринимаются от окружающей среды (входная информация X), выдаются в окружающую среду (выходная информация Y), а также хранятся в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Общая схема обмена информацией между системой и внешней средой

Развитие кибернетики в нашей стране встретило идеологические препятствия. Как писал академик А.И.Берг, “... в 1955–57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин”. Достаточно сказать, что еще в философском словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась как “буржуазная лженаука”. Причиной этому послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учены­ми “классического” направления, с другой – неумеренное пустословие тех, кто вмес­то активной разработки конкретных проблем кибернетики в различных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о безграничных возможностях кибернетики, дискредитируя тем самым эту науку.

Дело к тому же осложнялось тем, что развитие отечественной кибернетики на протяжении многих лет сопровождалось серьезными трудностями в реализации круп­ных государственных проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровое научное и техническое ядро и консолидировать силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.

Подойдем сейчас к этому вопросу с терминологической точки зрения. Вскоре вслед за появлением термина “кибернетика” в мировой науке стало использо­ваться англоязычное “Computer Science”, а чуть позже, на рубеже шестидесятых и семидесятых годов, французы ввели получивший сейчас широкое распростране­ние термин “Informatique”. В русском языке раннее употребление термина “информатика” связано с узко-конкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Эта информационно-аналитическая деятельность, совершенно необходимая и сегодня в библиотечном деле, книгоиздании и т.д., уже давно не отражает совре­менного понимания информатики. Как отмечал академик А.П.Ершов, в совре­менных условиях термин информатика “вводится в русский язык в новом и куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин”.

Наши рекомендации